Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Игровое экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников | Долгова Ирина Юрьевна. Работа №345400

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается игровое экспериментирование как эффективное средство развития познавательной активности старших дошкольников. Игровая форма деятельности позволяет детям не только развивать навыки исследования и анализа, но и стимулирует их интерес к познанию окружающего мира. Описаны методы и подходы, направленные на создание условий для активного участия детей в процессах познания через игру.

Ключевые слова: игровое экспериментирование, познавательная активность, старший дошкольный возраст, познавательные процессы, педагогическое руководство, исследовательская деятельность.

ИГРОВОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Долгова Ирина Юрьевна, воспитатель

МБДОУ Лаишевский детский сад «Березка» г. Лаишево

Аннотация. В статье рассматривается игровое экспериментирование как эффективное средство развития познавательной активности старших дошкольников. Игровая форма деятельности позволяет детям не только развивать навыки исследования и анализа, но и стимулирует их интерес к познанию окружающего мира. Описаны методы и подходы, направленные на создание условий для активного участия детей в процессах познания через игру.

Ключевые слова: игровое экспериментирование, познавательная активность, старший дошкольный возраст, познавательные процессы, педагогическое руководство, исследовательская деятельность.

 

Познавательная активность является одним из ведущих аспектов развития ребёнка в дошкольном возрасте. Способность к исследованию, анализу и усвоению новой информации формируется через активное взаимодействие с окружающей средой. Одним из эффективных методов стимулирования познавательной активности у старших дошкольников является игровое экспериментирование, которое сочетает в себе элементы игры и исследования. Через игровую деятельность дети могут самостоятельно исследовать мир, делать выводы и формировать собственное понимание закономерностей природы и общества. В данной статье рассматриваются особенности игрового экспериментирования как средства развития познавательной активности и роль педагога в этом процессе.

Игровое экспериментирование занимает важное место в образовательном процессе старших дошкольников. Это метод, позволяющий детям в увлекательной и непринужденной форме исследовать явления и объекты окружающего мира. В отличие от традиционных форм обучения, игровое экспериментирование основывается на естественной любознательности ребёнка и его стремлении к исследованию. В процессе игры дети учатся самостоятельно ставить перед собой задачи, находить решения, делать выводы и проверять их на практике.

Для старших дошкольников игровое экспериментирование становится не только способом получения новых знаний, но и средством активного развития мышления, внимания и памяти. Благодаря свободной исследовательской деятельности, дети приобретают навыки анализа, обобщения и прогнозирования, что способствует формированию их когнитивных способностей. Познавательная активность в этом случае выражается в стремлении ребёнка не просто наблюдать, но и действовать, экспериментировать, проверять свои предположения и делать выводы.

Игровое экспериментирование основывается на вовлечении детей в исследовательскую деятельность через игровые ситуации. Одним из ключевых методов является создание игровых проблемных ситуаций, которые побуждают ребёнка к активному исследованию и поиску решений. Например, педагог может предложить детям исследовать, почему предметы тонут или плавают в воде, или как растения реагируют на изменения освещения. Через такие задачи дети учатся не только находить ответы, но и рассуждать о природе происходящих явлений.

Игровое экспериментирование также включает в себя элементы наблюдения и анализа. Дети, исследуя объекты, начинают замечать закономерности и делать выводы на основе собственных наблюдений. Например, изучение разных свойств материалов через игру с песком, водой или глиной позволяет детям понять, как ведут себя разные материалы при различных воздействиях. Такое игровое исследование развивает у них способность к сравнительному анализу и обобщению полученных знаний.

Кроме того, игровое экспериментирование способствует развитию социального взаимодействия, поскольку многие эксперименты требуют совместной работы детей. Коллективные игры и эксперименты помогают детям учиться работать в команде, делиться результатами своих наблюдений и уважать мнение других. Этот аспект взаимодействия также способствует развитию коммуникативных и социальных навыков, что является важной частью познавательного и личностного развития старших дошкольников.

Педагог играет ключевую роль в организации и руководстве процессом игрового экспериментирования. Он должен не только создавать условия для игр и экспериментов, но и направлять познавательную активность детей в нужное русло. Важно, чтобы педагог не просто объяснял детям, что и как делать, а предоставлял им возможность самостоятельно искать ответы на вопросы, выдвигать свои гипотезы и проверять их на практике.

При этом педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, помогая каждому найти свой способ участия в процессе экспериментирования. Важно создавать ситуации успеха, чтобы у детей формировалось положительное отношение к процессу познания и уверенность в своих силах. Педагог должен поощрять любознательность и стремление к экспериментам, поддерживать детскую инициативу и помогать детям в осмыслении результатов их деятельности.

Также важно отметить, что педагог должен помогать детям формулировать и задавать вопросы, развивая таким образом их исследовательские навыки. Через правильно поставленные вопросы дети учатся лучше понимать суть исследуемого явления и самостоятельно находить пути решения задач. Этот процесс способствует развитию критического мышления и аналитических способностей, что важно для дальнейшего обучения.

Игровое экспериментирование является эффективным средством развития познавательной активности старших дошкольников. Оно позволяет детям в увлекательной и доступной форме исследовать окружающий мир, развивая при этом когнитивные, социальные и коммуникативные навыки. Педагогическая поддержка играет ключевую роль в процессе экспериментирования, помогая детям осознанно подходить к исследовательской деятельности и формировать устойчивый интерес к познанию. Через игровые эксперименты дети приобретают не только знания, но и важные навыки, которые будут способствовать их успешному обучению и развитию в будущем.

 

Список литературы

1. Габранова Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования / Е. В. Габранова // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 154-155.

2. Попова А. Н. Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников / А. Н. Попова, О. А. Бренер, А. А. Труфанова, А. Н. Мотырева // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 32-35.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×