Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Игровое пособие"Речевые кубики" | Герасимова Ирина Викторовна. Работа №316596

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Представляемый инновационный продукт – игровое пособие «Речевые кубики».

Кубик – универсальная игрушка. Её применяют многие педагоги, а мне пришла идея использовать их его по-своему, объединив общим названием «Речевые кубики».

Пособие «Речевые кубики» представляет собой конструкцию из пластиковых труб и 6 линий по 4 разноцветных кубика и серии предметных картинок на разные лексические темы. На каждую грань куба приклеены липучки, к которым прикрепляются картинки. К кубикам прилагаются наборы картинок, чтобы разнообразить задания. Вращая куб, можно выбрать и описать любую картинку, построить высказывание. Каждый ряд кубиков это одна тема. В процессе образовательной деятельности кубик можно дополнять глаголами, существительными, звуками, фигурами, предлогами, комплект может быть дополнен артикуляционной гимнастикой (можно изготовить 3 по разным группам: шипящие, соноры, свистящие звуки).

Пособие «Речевые кубики» через игру помогает определить место звука в слове, закрепить умение делить слова на слоги, помогает дифференцировать звуки в словах. Помогает детям понять, как звуки складываются в слова, знакомит со звуковым анализом слова. Соответственно, когда дети научатся четко различать слова на слух, они смогут правильно их писать. Этот процесс важен еще и потому, что в процессе изучения идет развитие фонематического слуха. Этот навык очень важен для развития устной и письменной речи, потому что ребенок не будет делать ошибки в словах. Знакомит с богатством звукового, лексического и грамматического состава родного языка.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 43 городского округа-город Камышин (МБДОУ Дс №43)

403871, Россия, Волгоградская обл., г. Камышин, 4-й мкр., 44

тел. 8(84457) 2-09-80, e-mail: kam_ds43@volganet.ru

 

 

 

Игровое пособие «Речевые кубики»

как средство развития речевой активности

у детей старшего дошкольного возраста

с тяжелыми нарушениями речи

Автор: Герасимова Ирина Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории

 

 

 

2022 год

 

1.Актуальность, проблема.

Речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка, при этом она важна сама по себе. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых в области психологии, логопедии, дефектологии указывают на то, что речь неразрывно связана с другими психическими процессами (память, внимание, воображение и особенно мышление).(2) К большому сожалению, именно нарушения речи являются наиболее распространенными и требуют своевременного вмешательства специалистов.

Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью как основным способом общения со сверстниками, близкими. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. (6)

Известно, что нарушение звукопроизношения у детей-логопатов порою являются стойкими, процесс автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произнести поставленный звук. (2)

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Большинство родителей не могут выделить свободное время для общения с детьми. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Актуальность предлагаемого инновационного продукта состоит в формировании у детей правильной, четкой, логической, связной речи. Игра – сфера самовыражения. Использование игры в работе способствует сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, закреплению и обогащению приобретённых знаний, запоминанию речевого материала.(4)

Наблюдения за детьми моей группы компенсирующей направленности показали, что дети играют мало и примитивно, чаще всего выбирают игры, не требующие прямого общения со сверстниками и взрослым; уровень отображения их действительности в игре не всегда соответствует их возрастным возможностям; могут молча составлять или подбирать картинки, организовать игровую деятельность с 3-4 детьми, используя минимум общения между собой; не умеют логически правильно излагать материал.

Передо мной встала проблема поиска таких пособий, приемов и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны и превращали логопедические упражнения в увлекательную для ребенка деятельность. Они должны быть функциональными, вариативными в плане применения, эстетически привлекательными для детей, служить решению многих логопедических задач.

Такие цели я ставила перед собой при создании пособия «Речевые кубики». Оно успешно апробировано мною на занятиях с детьми. Способствует приобщению детей к культуре родного языка. Дети используют данное игровое пособие в соответствии с собственным замыслом, что способствует развитию творчества, воображения и соответствует требованиям ФГОС ДО. Также данная игра способствует социализации и адаптации детей в окружающей среде, что очень важно в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, систематическая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи по развитию речи при помощи игрового пособия «Речевые кубики» с использованием современных методов и приемов и учет возрастных особенностей дают положительные результаты.

Данный инновационный продукт предназначен для воспитателей детских садов и детей дошкольного возраста. Опыт работы распространен среди воспитателей на педагогическом совете и активно используется в работе коллег.

2.Описание инновационного продукта (включая целеполагание)

Представляемый инновационный продукт – игровое пособие «Речевые кубики».

Кубик – универсальная игрушка. Её применяют многие педагоги, а мне пришла идея использовать их его по-своему, объединив общим названием «Речевые кубики».

Пособие «Речевые кубики» представляет собой конструкцию из пластиковых труб и 6 линий по 4 разноцветных кубика и серии предметных картинок на разные лексические темы. На каждую грань куба приклеены липучки, к которым прикрепляются картинки. К кубикам прилагаются наборы картинок, чтобы разнообразить задания. Вращая куб, можно выбрать и описать любую картинку, построить высказывание. Каждый ряд кубиков это одна тема. В процессе образовательной деятельности кубик можно дополнять глаголами, существительными, звуками, фигурами, предлогами, комплект может быть дополнен артикуляционной гимнастикой (можно изготовить 3 по разным группам: шипящие, соноры, свистящие звуки).

Пособие «Речевые кубики» через игру помогает определить место звука в слове, закрепить умение делить слова на слоги, помогает дифференцировать звуки в словах. Помогает детям понять, как звуки складываются в слова, знакомит со звуковым анализом слова. Соответственно, когда дети научатся четко различать слова на слух, они смогут правильно их писать. Этот процесс важен еще и потому, что в процессе изучения идет развитие фонематического слуха. Этот навык очень важен для развития устной и письменной речи, потому что ребенок не будет делать ошибки в словах. Знакомит с богатством звукового, лексического и грамматического состава родного языка

Цели пособия: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия и речевую активность детей, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями. Способствовать развитию психоэмоционального, интеллектуального, сенсорного и речевого развитие детей на основе практических действий. Развивать творческий потенциал воспитанников в игровой деятельности.

Задачи пособия:

Образовательные:

- расширять и обогащать словарный запас по лексическим темам;

- развивать и совершенствовать грамматический строй речи;

- автоматизировать звуки в речи;

- учить устанавливать логические связи между предметами;

- развивать фонематический слух, анализ и синтез;

- развивать навыки связной речи;

- развивать пространственные представления, математические понятия, восприятие цвета, формы, размера;

- развивать психические процессы (внимание, восприятие, память, логическое мышление);

Развивающие:

-развивать основы культуры речи ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к родному языку.

-повышать профессиональную компетенцию педагогов в вопросах организации и воспитания детей старшего дошкольного возраста;

-повышать уровень знаний родителей по развитию речи детей с тяжелыми нарушениями речи.

Воспитательные:

-воспитывать у родителей ответственность за развитие речи детей, их эмоциональное благополучие.

Коррекционные:

-развивать фонематическое восприятие,

-знакомить со способами словообразования

-развивать умение составлять простые и сложные предложения.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в самостоятельной деятельности, так как воспитывают ребенка и формируют взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

 

Пособие рекомендовано для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, так как:

1)    У детей формируется интерес к процессу обучения;

2)     Повышается мотивационная направленность;

3)     Расширяется словарный запас;

4)     Развивается связная речь;

5)     Преодолевается застенчивость, робость.

 

Основные достоинства пособия:

Данное пособие многофункционально и удобно в использовании;

По ФГОС ДОУ обучение должно проходить через деятельностный подход

Развивает умственные и творческие способности детей;

Является ярким элементом предметно – пространственной среды;

С помощью данного пособия можно закреплять ранее полученные знания в игровой форме.

Таким образом, систематическая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи по развитию речи при помощи игрового пособия «Речевые кубики» с использованием современных методов и приемов и учет возрастных особенностей дают положительные результаты.

 

Игровое пособие «Речевые кубики» предназначено для образовательной деятельности, а так же используется детьми в самостоятельной деятельности в интеграции с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Данное игровое пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста общеразвивающих групп и групп компенсирующей направленности.

Для оптимизации формирования у детей знаний о звуковом анализе слов и развития речи необходимо пополнение развивающей среды группы игровым оборудованием и пособиями.

Настольно-печатные игры для развития речи: игра для подбора синонимов «Прочитай словечко», «Найди друзей», «Сравни и подбери», «Кто в домике живет?», «Мой дом», «Слоги», «Говори правильно», «На каждую загадку – четыре отгадки», «В гостях у сказки», ноутбук, телевизор, DVD проигрыватель, магнитофон.

После того как все картинки займут свои места, можно, в зависимости от цели занятия, предложить детям следующие игры:

 

Задания на закрепление звукопроизношения

На этапе закрепления звуков в словах,

воспитатель

предлагает детям правильно назвать слова с заданным звуком (р – груша, сыр, кружка, свитер, виноград, арбуз; ш – шапка, кувшин, шорты, шляпа, шуба);

На этапе дифференциации звуков проводится игровое задание «

Загадки

». Детям даётся задание

– выбрать картинки

, в названии ко

торых есть определённые звуки (

Л-Р, С-Ш и т.д.). Выставляются буквы или символы звуков, в зависимости от возраста детей.

Л – вилка, клубника, яблоко, лук, колбаса и т.п.

Р – морковь, виноград, помидор, картофель и т.п.

С – ананас, слива, капуста, сапоги и т.п.

Ш - шапка, шарф, шляпа, груша, порошок, шуба, шар и т.п.

 

Задания на активизацию словаря

Закрепление знаний по темам, классификация.

Игровое задание «Помогаем маме». (Одному ребёнку даётся задание прикрепить только овощи, а другому – фрукты).

Игровое задание «Подбери одежду» (Дети подбирают картинки с изображением одежды для каждого времени года. Можно использовать картинки с изображением времён «Календарь природы».)

Игровое задание «Кто больше назовёт?» (Назвать как можно больше изделий из муки, молока)

Обогащение словаря словами-признаками.

Игровое задание «Какой?». (Сок какой? – вкусный, апельсиновый, холодный; печенье какое? – бисквитное, песочное, ароматное; груша какая? – спелая, мягкая, крупная;)

 

Задания на закрепление грамматического строя речи

Образование единственного – множественного числа (детям предлагается назвать предметы на

сторонах кубиков

в единственном и множественном числе)

Игровое задание «Один – много» (Яблоко – яблоки, платье – платья, телевизор – телевизоры.)

Закрепление предложно-падежных конструкций

Игровое задание «Чего нет?» (Родительный падеж ед. и мн. числа)

Согласование существительных с числительными

Игровое задание «Сколько?» (Дети называют количество «купленных» товаров: «Я прикрепила два лимона и пять апельсинов.»)

Образование относительных имён прилагательных

Игровое задание «Из чего сделано?» (Стакан – стеклянный, носки – шерстяные, шапка – меховая, сапоги – резиновые, ведёрко – пластмассовое)

 

Связная речь

Образование сложных предложений

Игровое задание «Для чего?» (Утюг нужен, чтобы гладить бельё. Магнитофон нужен, чтобы слушать музыку).

Игровое задание «Покажи и сравни» (Показать одинаковую посуду; сравнить, чем отличаются две чашки, две сахарницы)

Эта чашка красная, а эта жёлтая. Эта сахарница большая, а эта маленькая.

Составление рассказа по цепочке.

В продуктовом отделе я купила сок, потом зашла в овощной отдел и купила яблоки. В отделе «Игрушки» я купила братику мячик и т.д.

 

Игры и задания для развития познавательной деятельности

Игровое задание

Чего не стало

(развитие зрительного восприятия). Дети закрывают глаза, с

кубиков

убираются 1-2 картинки. Дети должны отгадать, какие.

Игровое задание

«Найди по описанию».

Дети должны по описанию

воспитателя

отгадать предмет.

Игровое задание

«Отгадай загадку».

Воспитатель

предлагает детям отгадать загадки по темам. За правильный ответ ребёнок получает картинку-отгадку.

Линия «Продукты»

1.Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)

2. Нашёл я шар, разбил его,

Увидел серебро и злато. (Яйцо)

3.Маленькое, сдобное

Колесо съедобное,

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем. (Бублики)

4.В воде родится, воды боится. (Соль)

5.Белый камень в воде тает. ( Сахар)

6.Всем нужен, а не всякий сделает. (Хлеб)

7.Чистое небо, да не вода,

Клейкое, да не смола,

Белое, да не снег,

Сладкое, да не мёд,

От рогатого берут,

Малым детям дают. (Молоко)

Линия «Овощи-фрукты»

1.Сидит красная девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

2.Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

3.Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

4. Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (Лук)

5. Круглый бок, жёлтый бок,

Сидит на грядке колобок. (Репка)

6. Лежит меж грядок,

Зелен и сладок. (Огурец)

7. Вверху зелено.

Внизу красно,

В землю вросло. (Свекла)

8. Круглое, румяное,

Я расту на ветке. (Яблоко)

Линия «Посуда»

1. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)

2. Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

3. Никогда не ест,

А только пьёт.

А как зашумит

Всех приманит. (Самовар)

( по теме «Обувь»)

1. Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом.

А ночью – под кроватью. (Ботинки)

2. Если дождик,

Мы не тужили –

Бойко шлёпаем

По лужам,

Будет солнышко

Сиять –

Нам – под вешалкой

Стоять. (Сапоги)

Линия «Одежда»

1. Один вход, три выхода. (Рубашка)

2. По дороге я шёл,

Две дороги нашёл,

По обеим пошёл. (Брюки)

Линия «Бытовая техника»

1.Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лёд,

Там сама зима живёт.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина. (Холодильник)

2.Живёт в нём вся вселенная,

А вещь обыкновенная. (Телевизор)

3. Из угла в угол

Железным плугом. ( Утюг)

4. Есть у нас в квартире робот.

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «ТУ»

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает. (Пылесос)

5.Без языка живёт,

Не пьёт, не ест,

А говорит и поёт. (Радио)

Линия «Игрушки»

1. Упадёт – поскачет,

Ударишь – не плачет. (Мяч)

2. Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла)

3. Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрёшка)

 

Игры по лексической теме «Транспорт»

На линиях пособия расставляем картинки с разным транспортом и дети выполняют задания:

1. «Какой вид транспорта?»

Цели: упражнять в умении классифицировать транспорт по видам; обогащать речь детей словами-названиями транспортных средств; развивать любознательность, мышление.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку назвать транспорт, к какому виду транспорта он относится, какого он цвета, его назначение, из каких частей состоит транспортное средство.

2. «Угадай транспорт»

Цели: систематизировать и расширить знания детей о разнообразии и видах транспорта; по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.

3. «По воде, по земле, по воздуху»

Цели: уточнять уже имеющиеся знания детей о транспорте; формировать умение классифицировать объекты; обогащать речь детей словами-названиями транспортных средств; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.

 

Я предложила лишь несколько вариантов использования игрового пособия «Речевые кубики». Для того чтобы вызвать в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи приходится быть не только воспитателем, но и по совместительству волшебником. Поищите немного и найдете много вариантов игровых заданий для игры «Речевые кубики», всё зависит от творческого подхода. Многофункциональность данной игры позволяет использовать её в решении таких задач, как повторение и запоминание речевого материала, тренировка нужного речевого варианта, развитие речевых возможностей, формирование определённых навыков, необходимых способностей и психических функций, т.е. основных задач коррекционной работы.

Игровое пособие «Речевые кубики» помогает в проведении всех видов непрерывной образовательной деятельности, учит детей слышать звуки и дифференцировать их. Помогает закрепить знание по всем темам. Развивает внимание, логическое мышление, пространственные представления и связную речь.

 

Используемая литература и другие источники

1.Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.

2.Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.

3.Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.

4. Гербова О.Е. Развитие речи 4-6 лет: учеб. нагл. пособ. - М., 2008. 121 с.

5. Гомзяк О.С. Говорим правильно. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с.

6.Климонтович. Увлекательная логопедия. Учимся говорить правильно. Для детей 4–5 лет. – М.: Теревинф, 2016.

7.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов: Феникс, - СПб: Союз, 2007. - 231 с.

8.Максаков А.И, Ефименкова Л.Н. Развитие правильной речи. - М.: Мозаика-Синтаз, 2005. - 107 с.

9. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

10.Тихеева Е.И. Развитие речи детей: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2007. - 211 с.

11.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

12.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 2009. - 211 с

 

Интернет ресурсы

 

Дошкольное образование - Формирование грамматического строя речи [Электронный

ресурс] - 2013 [Режим доступа]

http://aawee.ru/razvitie-rechi/formirovanie-grammaticheskogo-stroya-rech

.

Для родителей детей с нарушениями развития речи

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_07n.shtml

Дидактическое пособие «Речевой трансформер».

nsportal

.

ru

Дида

ктическая игра по развитию речи

«Дикие и домашние животные».

www

maam

.

ru

Игра «Логопедическое лото».

nsportal

.

ru

Игра «Логопедическое лото»

nsportal

.

ru

Логопедическое пособие «Кубики-говорушки»

h

ttps://logopedprofiportal.ru/blog/57556

7

Методика формирования грамматического строя речи [Электронный

ресурс] - 2009

http://rudocs.exdat.com

.

Практическая логопедия

www.logoped18.narod.ru

Развитие речи

www.r-rech.ru

Развивающее пособие по развитию речи «Теремок».

info

@1

urok

.

ru

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×