Игровое пространство в раннем возрасте | Оводкова Тамара Петровна. Работа №304174
Взрослым кажется, что стоит обеспечить ребенка нужными игрушками, и он будет играть. На самом деле все гораздо сложнее: на первом месте стоят его знания и впечатления о мире, игровой опыт, свобода самовыражения, игровое взаимодействие со взрослыми и сверстниками, и лишь потом – посредник игровых действий – игрушка.
Что делать взрослому? В первую очередь, «оживлять» игрушки и любые предметы, говорить с ребенком и с собой от их имени, устраивать разыгрывание разных сценок, побуждая ребенка к выполнению игровых действий, эмоционально поддерживать их, помогать развивать самостоятельные игровые действия.
Игровое пространство в раннем возрасте.
Взрослым кажется, что стоит обеспечить ребенка нужными игрушками, и он будет играть. На самом деле все гораздо сложнее: на первом месте стоят его знания и впечатления о мире, игровой опыт, свобода самовыражения, игровое взаимодействие со взрослыми и сверстниками, и лишь потом – посредник игровых действий – игрушка
Сегодня речь пойдет только о предметной среде сюжетных игр. Здесь не будут упоминаться дидактические, развивающие, досуговые и прочие игрушки, которые также составляют развивающую предметно-игровую среду детства, но не определяют особенности собственно сюжетной игры, которую в разные периоды времени называли творческой, сюжетно-ролевой, а сейчас – самодеятельной игрой. Именно эта игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. На протяжении дошкольного возраста сюжетные игры претерпевают значительные изменения. От знакомых действий с предметами ребенок переходит к играм-рассказам – фантазирует на любую тему. Сюжеты игр, отношения персонажей, игровые пространства усложняются.
Соответственно должна изменяться и предметная среда игры, которая имеет достаточно четкую возрастную адресность.
Ранний возраст
Игровое пространство.
В раннем возрасте малыш воспроизводит знакомые действия взрослых, которые он видит и хочет осуществлять самостоятельно. Поэтому развивающей игровой средой для такого ребенка будут разные сюжетные игрушки и бытовая атрибутика к ним (посуда, мебель, одежда, наборы «магазин», «поликлиника»).
Главное – чтобы все игровые предметы были знакомы ребенку по его непосредственному опыту: кастрюлька – чтобы варить суп, машинка – катать или возить игрушки, палочка – проверять горлышко. А вот что делают с весами или ракетой, малыш еще не знает. Такие игрушки оставим на потом.
Сюжетная игрушка должна быть «обобщенной», с выделенными деталями, подчеркивающими характерные признаки предмета. Такая игрушка выразительна и вызывает непосредственный эмоциональный отклик, в то время как реалистичные игрушки отвлекают внимание ребенка на малопонятные детали и переключают с сюжетной игры на манипулирование или изучение особенностей игрушки.
Еще один важный элемент предметной среды для сюжетных игр – это предметы-заместители. Считается, что заместители нужно предлагать детям уже после того, как они овладели игрой с сюжетной игрушкой, но это заблуждение. Игрушка заменяет реальный предмет. Предмет-заместитель выполняет ту же функцию. И если назначение реального предмета понятно ребенку, то он легко принимает в качестве замены как игрушку, так и предмет-заместитель, и действует с ним соответствующим образом. Как показали исследования, дети раннего возраста гораздо легче принимают предметы-заместители, изображающие персонажей игры, чем дошкольники после 4 лет. А игровой сюжет с предметами-заместителями становится более содержательно насыщенным именно потому, что ребенок не отвлекается на предметные свойства игрушки.
Что делать взрослому? В первую очередь, «оживлять» игрушки и любые предметы, говорить с ребенком и с собой от их имени, устраивать разыгрывание разных сценок, побуждая ребенка к выполнению игровых действий, эмоционально поддерживать их, помогать развивать самостоятельные игровые действия.