Игровой практикум для молодых педагогов «Логопедическое ассорти» | Татьяна Сергеевна Василенкова. Работа №317121
В данной статье - игровой практикум для молодых педагогов дошкольных образовательных организаций, на тему "Логопедическое Ассорти". Воспитатель должен иметь полное представление о структуре речевого дефекта ребенка и знать уровень его актуального развития, уметь использовать это в планировании образовательной работы с детьми. Педагогу важно научиться слышать дефекты речи детей не только в произношении, но и в лексико-грамматическом оформлении (пример….)
. Воспитатель осуществляет коррекционную работу в зависимости от задач, поставленных учителем-логопедом.
Совместно коррекционно-логопедическая работа строится следующим образом: учитель-логопед формирует у детей первичные речевые навыки, а воспитатель закрепляет их.
Игровой практикум для молодых педагогов
«Логопедическое ассорти»
Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Василенкова Татьяна Сергеевна, учитель – логопед МКДОУ «Детский сад №4», являюсь наставником молодых педагогов.
Сегодня наша встреча на практикуме будет посвящена умению педагогов реализовать педагогические рекомендации учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ. Данные затруднения были выявлены в процессе работы наставнических пар в 2-х наших образовательных организациях.
В чем же заключается работа педагогов в группах комбинированной направленности? (ответы педагогов выслушать и обобщить).
- Воспитатели совместно с учителем-логопедом участвуют в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними неречевых функций (моторики, внимания, мышления, памяти).
- Кроме того, учитель-логопед и воспитатель должны учитывать характер этих нарушений и владеть основными приемами коррекционного воздействия.
В связи с этим, основным в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя является:
- всестороння коррекция речи ребенка;
- формирование неречевых процессов (внимание, память, восприятие и т.д.)
- личности в целом.
Воспитатель должен иметь полное представление о структуре речевого дефекта ребенка и знать уровень его актуального развития, уметь использовать это в планировании образовательной работы с детьми. Педагогу важно научиться слышать дефекты речи детей не только в произношении, но и в лексико-грамматическом оформлении (пример….)
. Воспитатель осуществляет коррекционную работу в зависимости от задач, поставленных учителем-логопедом.
Совместно коррекционно-логопедическая работа строится следующим образом: учитель-логопед формирует у детей первичные речевые навыки, а воспитатель закрепляет их.
В соответствии с этим функции воспитателя и логопеда разделяются.
Функции учителя-логопеда:
- Изучает уровень речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и определяет основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы с каждым ребенком;
- Формирует правильное речевое дыхание, чувство ритма, выразительность речи, послоговое чтение;
- Работает над просодической стороной речи – интонацией, ударением, темпом;
- Корректирует недостатки звукопроизношения и слоговой структуры слова;
- Совершенствует фонематические процессы;
- Отрабатывает новые лексико-грамматические категории;
- Предупреждает нарушения письма и чтения.
В чем же заключаются функции воспитателя, как вы думаете?
- Воспитатель учитывает лексические темы при проведении занятий в группе в течение недели;
- Пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов;
- Закрепляет навыки правильного произношения на индивидуальных занятиях по заданию учителя-логопеда;
- Следит за грамматическими формами речи детей;
- Включает отработанные грамматические конструкции в ситуации естественного общения;
- Формирует связную речь;
- Заучивает стихотворения, потешки, тексты;
- Знакомит детей с художественной литературой;
- Работает над пересказом и составлением различных видов рассказа;
- Развивает понимание речи, внимание, память, логическое мышление, воображение через игровые упражнения.
Успех в формировании речи у дошкольников с речевыми нарушениями во многом зависит от того, насколько продуктивно осуществляется процесс закрепления речевых умений и навыков, приобретаемых детьми под руководством учителя-логопеда и воспитателя.
Игровой практикум «Логопедическое ассорти»
Цель: Создать условия для активизации умений реализовать педагогические рекомендации учителя-логопеда в организации работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Задачи:
1. Вооружить участников игрового практикума знаниями в области логопедии;
2. Активизировать обмен информацией практическими знаниями;
3. Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблеме;
4. Закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию методов и приемов, направленных на коррекцию всех компонентов речи детей.
Вступление: Уважаемые коллеги! Для того, чтобы вы поучились организовывать работу с детьми с ОВЗ по рекомендациям учителя-логопеда, я предлагаю вам поучаствовать в игровом практикуме «Логопедическое ассорти».
Цели и задачи практикума представлены на слайде.
Девиз игрового практикума: Хорошее настроение сегодня – это залог нашего успеха!
Для начала «Давайте поприветствуем друг друга» -
- Каждый из вас выбирает себе имя прилагательное, характеризующее вас положительно с точки зрения профессиональной деятельности. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и ваше имя, например, я Татьяна - трудолюбивая). Передаем солнышко и представляемся, не забывая назвать прилагательное.
- Я очень рада приветствовать трудолюбивых, активных,……педагогов на нашей встрече.
Как уже известно, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
- Как вы думаете, о каком обязательном в течение рабочего дня приеме работы с детьми с ОВЗ мы будем сейчас разговаривать?
1. «Артикуляционная гимнастика»
Я предлагаю всем участникам проверить свои знания артикуляционных упражнений. У вас на столах лежат картинки к артикуляционным упражнениям, возьмите по одной картинке, ваша задача сказать как называется данное упражнение, показать его выполнение, и рассказать для постановки каких звуков оно используется.
(обсуждается по каждому упр-ию, если педагоги не знают, я им помогаю..)
- Молодцы! Зачем воспитателю нужно знать артикуляционные упражнения и уметь выполнять их правильно?
2. «Корзинка профессиональных идей»
- Воспитателю необходимо уметь развивать у детей с нарушением речи не только артикуляционную моторику, но и .. (мелкую моторику, речевое дыхание)
- Да, действительно, у детей с ОВЗ необходимо развивать мелкую моторику рук, так как она играет важную роль для общего развития ребенка и особенно влияет на процесс формирования речи детей. Но и без правильного речевого выдоха правильно произносить звуки не получится..
- В данной корзинке лежат различные предметы, возьмите каждая по одному.
Вам необходимо назвать как можно больше применений в работе воспитателя предмета, который вы выбрали (бусы, прищепки, мячик, вата, карандаш, погремушка, шнурок, щетка и др.)
(Идет обсуждение).
3. игра «Словарный штурм»
- У детей с речевыми нарушениями наблюдается бедный словарный запас, детям сложно подобрать существительные, глаголы, наречия, прилагательные. И поэтому одной из основных функций педагога, работающего в группе комбинированной направленности является.. (договаривают наставляемые) обогащение и активизация активного и пассивного словарного запаса.
- сейчас мы с вами поиграем, послушайте и отгадайте загадку..
Задание: подобрать существительные, глаголы, наречия, прилагательные (показ картинки «БАНАН»)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет…. банан. (На слайде появляется изображение банана)
Сейчас мы с вами поиграем в игру - «Расскажи обо мне» (о банане)
-я от лица банана буду вам задавать вопросы, вы должны на них ответить одним словом.. будем подбирать глаголы, прилагательные, существительные, наречия.
- Как я попал в дом? (купили, подарили, угостили, привезли, принесли).
- Какой я? (желтый, зеленый, длинный, мягкий, сладкий, ароматный, вкусный, спелый).
- Что со мной можно делать? (сорвать, купить, мыть, чистить, резать, сушить, есть, упаковывать, взвешивать, дарить).
- Кто меня больше всего любит? (дети, взрослые, обезьяны, мухи, осы).
- Что я больше всего люблю? (солнце, ветерок, дождик).
- С какими предметами я дружу? (с водой, ножом, тарелкой, вазой, теркой, кастрюлей, соковыжималкой, йогуртом, мороженым, тортом, пирожным, конфетами, джемом, соком, мармеладом, напитком).
- Как я выгляжу? (аппетитно, прекрасно, замечательно, волшебно).
- Как вы думаете, коллеги, такой пример игры эффективно использовать с детьми в старшем дошкольном возрасте? В каких режимных моментах можно использовать данный прием?
- Молодцы, отлично! А теперь подскажите мне, с помощью чего мы можем организовать небольшой отдых детей на занятии? (физминутки)
ФИЗМИНУТКА
– Вот и я вам предлагаю немного размяться.. (Встаем в круг)
Сейчас мы с вами будем не только разминаться, но и определять место звука в слове..
Логопед: предлагаю выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук «Л» будет стоять в начале слова (например: лось), поднимите руки вверх, в середине (например: палас)- руки в стороны, в конце (например: пол) – руки вниз»
(Лапы, кулак, пол, лыжи, полка, осел, волосы, лопата, футбол, лампа, молоко, локоть, стол, белка) (Обозначения отражаются на слайде)
- Молодцы, присаживаемся..
- Скажите, как мы сейчас определяли место звука Л в слове? (на слух)
- Верно, мы определяли на слух.
4. «Фонематический слух и восприятие».
Логопед: А теперь педагоги, скажите мне, кто-нибудь знает, что такое фонематический слух?
Фонематический слух (речевой слух) - тонкий систематизированный слух,
это - способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка".
«Фонематическое восприятие».
Логопед: А что такое фонематическое восприятие?
Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»
Игра: «Отвечай – не торопясь».
- Предлагаю вам несколько заданий на сообразительность, проверить, как вы умеете слышать и выделять определённые звуки в словах.
№ 1: Придумайте слово, которое начинается на последний звук слова «палас». (Придумывает каждый участник команды)
№ 2 : Составьте такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
№ 3
- А сейчас я прочту стихотворение, вы должны найти ошибки и исправить их.
-Закричал охотник:
«Ой, двери гонятся за мной!» (звери)
-Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке (маки)
-Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползёт зелёный лук (жук)
С длинными ушами (усами)
-Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом)
-Мы собрали васильки,
На голове у нас щенки (венки)
- Умницы, отлично справились!
- Подобные задания, на развитие фонематических процессов у детей, в каких режимных моментах может запланировать провести воспитатель? (логочас, занятия по развитию речи..)
- Чтобы воспитателю осуществлять постоянный контроль за произношением и постановкой звуков, ему необходимо понимать структуру дефекта данного ребенка.
5. Стихотворная пауза
- Сейчас кто-то из вас превратится в ребенка, имеющего нарушение речи.
- Мне нужно 2 человека, которые прочтут стихотворения, учитывая дефект произношения, который прописан на листе.
1-й Прочитать стихотворение, инсценируя дефект произношения (параламбдацизм – замена звука Л на В)
Взял Валерка тарелку,
взял Валерка поднос.
Мне Валерка тарелку
на подносе принес.
2-й
Прочитать стихотворение, инсценируя дефект произношения (ротацизм – горловое произношение звука Р )
Собирайтесь, звери, в стаю,
Я вас всех пересчитаю.
Серый волк. Лиса. Барсук.
Куцых зайцев сорок штук.
3й
Прочитать стихотворение, инсценируя дефект произношения (сигматизм – межзубное произношение звука С)
Вот лесные чудеса:
В сапогах стоит лиса.
Сегодня слякотно в лесу.
Сапоги спасут лису.
- Хорошо справились, молодцы!
- В течение всего дня как воспитатель осуществляет контроль над звукопроизношением ребенка? В какие моменты?
- Да, действительно, вы правы.. осуществляем контроль на протяжении всего дня, в разных режимных моментах исправляем и корректируем речь.
6. «Блиц»
- А сейчас предлагаю вам пройти «Блиц - опрос»..
- Ведь воспитателю, который работает на группе комбинированной направленности, просто необходимо знать ответы на вопросы, которые касаются некоторых аспектов логопедии и грамматики.
- Я буду вам задавать вопросы, а вы должны очень быстро на них ответить.
Сбор родителей для решения педагогических проблем? (Родительское собрание)
Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык)
Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).
Назовите пару звуку «Ш» («Ж»).
Перерыв на занятии для отдыха? (физкультминутка)
Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ).
Как называется гимнастика для языка? (Артикуляционная)
Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й).
Повторите скороговорку: Тимошка крошит в окрошку крошки.
Что такое фонематический слух? (способность человека слышать и различать отдельные звуки в слове.)
Каким цветом обозначаем согласные звуки (синим).
Чем отличается звук от буквы. (Буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и слышим)
Сколько звуков в слове — деньги (пять).
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
- Отлично справились, уже заметен рост ваших знаний и умений в работе с детьми с ОВЗ (речевыми нарушениями)..
Заключительная часть:
- Коллеги, вот подходит к завершению наш игровой практикум.
- Перед завершением нашей встречи, предлагаю вам заполнить телеграмму.
На слайде отображены вопросы, ориентируясь на них, напишите, пожалуйста, для меня короткое послание-телеграмму из 11 слов.
- Я проанализирую потом ваши телеграммы, подведу итоги и результаты, над чем нам еще необходимо поработать, или вам было все предельно ясно.. Размещу анализ данных телеграмм в мессенджере Viber в нашей группе по сетевому взаимодействию.
- Я хочу поблагодарить Вас за активное участие, надеюсь, что вам было интересно и вы узнали для себя что-то новое, и будете применять свои «логопедические знания» не только на занятиях с детьми, но и в режимных моментах.
Вопросы для рефлексии на слайде:
- Что вы думаете о практикуме?
- Что было для вас полезным, важным?
- Чему вы научились?
- Что вам понравилось?
- Что осталось неясным?
- В каком направлении хотели бы еще получить знания?