Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Игровые формы обучения, развития и воспитания детей | Смирнова Валентина Петровна. Работа №350495. Номер работы: №350495

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Детские игры - незаменимая школа физического, умственного и нравственного воспитания. "Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу" - считал А.С. Макаренко. Игровые формы способствуют развитию интереса к предмету обучения, поскольку в них присутствует главный фактор обучения - активность учащегося. Включение в занятия кружка игровых тренингов и упражнений с игровыми ситуациями, творческих заданий, театральных этюдов и ролевых игр ведет к более глубокому и быстрому освоению изучаемого материала, позволяет превратить урок в увлекательное мероприятие.

Управление образования администрации

Пожарского муниципального округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования «Центр внешкольной работы»

Пожарского муниципального района



Игровые формы обучения, развития и воспитания детей



Смирнова В.П.

педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


пгт. Лучегорск

2024 г.

Раздел I. ИГРЫ – РАЗМИНКИ

В раздел входят игры для кратковременной тренировки психических функций играющего с целью привести в «состояние готовности» к обучению его восприятие, внимание, память. С них можно не только начинать занятия, но и «вкрапливать» в процесс учебной деятельности.

Цель. Снять психологическое и физическое напряжение, переключить внимание учащихся на процесс обучения.

«Нырялки»

Ход игры. Дети стоят врассыпную. Все произносят текст, хлопая в ладоши: «Чашки, ложки, поварёшки, искупалися матрёшки. Бульк!» На слово «Бульк!» играющие подпрыгивают вверх, вдыхают носом воздух и присаживаются, как будто ныряют на дно реки. Сделав губы трубочкой, медленно выдыхают воздух. После выдоха дети встают и ждут остальных «ныряльщиков». Побеждает тот, кто дольше просидит «под водой». Повторный добор воздуха делать запрещается!

«Нам всем весело живётся!»

Ход игры. Дети, чуть присев, хлопают себя по коленям. Вместе с ведущим произносят слова: «Нам всем весело живётся!» Затем хлопают в ладоши: «Мы в ладоши хлопаем». Далее идут хлопки с поворотом влево – вправо: «Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп!» После этих слов играющие останавливаются и ждут задания от ведущего. Тот отдаёт приказы, но его слова не соответствуют жестам, т.е. говорит одно, а показывает другое. Например, говорит: «Я беру себя за нос!», а дотрагивается до уха. Дети стараются не ошибаться и выполнять правильно задание. Выигрывают самые внимательные.

«Ветер»

Ход игры. Участники игры представляют себя деревьями. Руки – это ветки дерева, а ноги, расставленные на ширину плеч, - корни. Налетел сильный ветер. Раскачиваясь влево – вправо, дети читают стихотворение:

Ветер сверху набежал,

Поднять руки вверх и в стороны. Ноги

расставить на ширину плеч; раскачиваться,

как маятник.

Ветку дерева сломал: 

Одну руку опустить вниз и продолжать

раскачиваться.

В – в – в… 

Сделать вдох через нос и на выдохе

произносить длинный звук.

Дул он долго, зло ворчал 

Одновременно с наклоном вниз опустить

руки. Выпрямиться и поднять руки вверх.

И деревья всё качал: 

Раскачиваться с поднятыми вверх руками.

Ф – ф – ф… 

Сделать вдох через нос и на выдохе

произносить длинный звук.

 

«Ёжики»

Ход игры. В этой игре девочки соревнуются с мальчиками. Все дети стоят в шахматном порядке. Вместе с ведущим произносят текст:

Прибежали, прибежали 

Ёжики – ёжики.

Бег на месте

Наточили, наточили 

Правую руку согнуть в локте. Пальцы руки

выпрямлены и прижаты друг к другу.

Ножики – ножики.

Рукой делать движения вперёд – назад, как будто точат ножи.

Прискакали, прискакали зайчики, зайчики

Прыжки на двух ногах. Ладошки на голове,

как ушки у зайца.

 

Ведущий даёт различные задания, а дети останавливаются и слушают его.

Ну – ка, дружно, ну – ка, вместе Девочки!

 

Девочки поднимают руки вверх и дружно

кричат: «Девочки!»

Мальчики!

Мальчики поднимают руки вверх и дружно

кричат: «Мальчики!»

 

 

 Задания ведущего могут быть самые разнообразные, даже неожиданные. Например: «Ну – ка, тихо, ну – ка, вместе …» или «Веселее, девочки! Веселее, мальчики!», «Испугались, девочки! Испугались, мальчики!» и другие. В любом случае дети поднимают руки вверх и обыгрывают слова ведущего. Побеждает команда, в которой соревнующиеся меньше допускали ошибок, интереснее выполняли задания.

«Змеи»

Ход игры. Дети сидят врассыпную по–турецки. Руки опустить в стороны, ладони вниз, спина прямая. Вместе произносят текст:

На охоту собираясь,

Ползут змеи, извиваясь. 

 На каждый слог руки плавным движением

поднимаются вверх. Тыльные стороны

ладоней соединяются над головой.

С-с-с-с… 

На выдохе произносится длинный звук и

одновременно руки плавно опускаются

вниз.

 

Раздел II. КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, ИГРЫ

НА ОПТИМИЗАЦИЮ ОБЩЕНИЯ

Использование этих игр возможно везде, где требуется организация совместной творческой деятельности. Они помогают создать атмосферу доверия и дружелюбия.

Цель. Знакомство, формирование творческого коллектива.

«Здравствуйте!»

Ход игры. Играющие дети образуют круг. Каждый из них очерчивает мелом кружок вокруг ног. Водящий бежит по внешней стороне круга, дотрагивается до одного из игроков и продолжает бежать дальше по внешнему кругу. Вызванный игрок устремляется в противоположную сторону. Встретившись за кругом, играющие останавливаются, пожимают друг другу руку и знакомятся. Например: «Здравствуйте! Меня зовут Иван».

Другой отвечает: «Здравствуйте! Меня зовут Катя». После знакомства дети продолжают бежать каждый в свою сторону к освободившемуся месту. Прибежавший вторым становится водящим.

«Ключи»

Ход игры. Дети стоят в кругу на расстоянии вытянутой руки. Они очерчивают круги вокруг ног. Это их «дома». Водящий, у которого нет «дома», стоит в центре круга. Он подходит к одному из играющих, стучит в воображаемые двери, здоровается с «хозяином» и спрашивает: «Дима, я потерял ключи. Ты не знаешь, где они?» «Хозяин» отвечает: «Я не знаю. У меня их нет! Может быть, Таня знает. Спроси у неё». Те дети, к которым подходит водящий, стараются отправить его к более дальнему от себя «дому». Пока водящий идёт к указанному игроку, остальные играющие за его спиной могут поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить их и занять освободившийся «дом». Участник игры, оставшийся без места, идёт водить. В процессе игры водящий может (как бы невзначай) достать из своего кармана ключи, заранее спрятанные им, встать в центр круга и крикнуть: «Нашёл ключи!» В этом случае все игроки должны немедленно поменяться местами. Водящий опять же старается занять свободный «дом». Оставшийся без места идёт водить.

«Зайцы прыгают по двое»

Ход игры. Играющие расходятся по залу или по игровой площадке. Ведущий называет какое либо животное, насекомое или неодушевлённый предмет, который надо изобразить. Когда дети выполняют задание, ведущий называет число. Тогда играющие должны объединиться в группы, соответствующие этому числу. Команды ведущего могут быть такими: «Зайцы прыгают по огороду и грызут морковку по двое!»; «Медведи в лесу собирают малину по трое!»; «Рыбки плавают в аквариуме и хватают корм по шесть!»; «Воздушные шарики летают в небе по четыре!» Эта игра напоминает более известную игру «Атомы».

«Хм – м – м!»

Ход игры. Поставьте стулья плотным кольцом так, чтобы колени играющих соприкасались, а сами игроки сидели близко друг к другу. Водящий стоит в середине круга. После того, как ему завяжут глаза, остальные дети молча садятся на стулья. Водящий обходит круг и садится на колени одному из сидящих. При этом он никак иначе не должен касаться сидящего игрока. Усевшись, водящий произносит: «Хм – м – м!» Сидящий игрок отвечает: «Хм – м – м!» По голосу водящий должен угадать личность игрока. Если водящий не уверен, то снова говорит: «Хм – м – м!» Угадывания можно повторять три раза. Если он угадывает верно, то сидящий игрок становится водящим.

«Темп!»

Ход игры. Группа усаживается на полу тесным кругом. Участники вытягивают вперёд ноги, так что их ступни образуют второй маленький круг в центре. Один игрок становится в середину этого маленького круга. В руках у него свёрнутая газета. Он выкрикивает имя любого члена группы. И сразу же вслед за этим пытается хлопнуть по ногам того участника, чьё имя было произнесено. Задача участника – быстро отдёрнуть ноги и выкрикнуть следующее имя. Если названный участник замешкался и его успели хлопнуть по ноге до того, как он выкрикнул имя другого члена группы, он выходит из игры. Покидают круг и тот, кто отдёрнет ноги, если его имя не называлось, или выкрикнет имя, которого в группе нет. В процессе игры круг становится меньше. Побеждает тот, кто не ошибётся и до конца игры остаётся в круге.

«Части тела животного»

Ход игры. В эту игру могут играть несколько команд. Командам предлагается задумать втайне от других какое – нибудь животное, птицу или насекомое. Каждый член команды должен стать частью тела живого существа. Детям даётся несколько минут на то, чтобы они решили, как они будут изображать своё животное. Например, команда решила изобразить скорпиона. Кто – то будет головой, чьи – то руки могут быть клешнями, а кто – то станет хвостом. Другие члены команды изображают ноги скорпиона. Дети должны двигаться и вести себя так, как ведёт себя задуманное ими животное. Другие команды, посмотрев на этюд, должны отгадать, что это за животное. Как правило, побеждает самая дружная команда.

Раздел III.ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ

Мы живём в мире конвейеров и стандартов. А творчество – это, прежде всего, новизна

преодоление схем и шаблонов. Это пробуждение желания «быть не как все». Нестандартное мышление, развитое воображение и фантазия, творческий подход к делу приходят через игру. Творческие игры – это тоже развивающие игры. Но общая цель выделила творческие игры в особую группу.

Цель. Развитие креативного мышлениятворческой активности ребёнка.

«Чудо – юдо из яйца»

Ход игры. Дети ложатся на ковёр, прижимают колени к груди, голову к коленям и обхватывают себя руками («яйцо»). Из яйца должны вылупиться фантастические обитатели других планет. Они могут ползать или скакать, ходить на четвереньках или перекатываться. Эти существа изучают всё, что им попадается на пути, ищут пищу, общаются между собой, укладываются спать. После показа этюда, педагог предлагает обсудить актёрские работы и поощряет оригинальные решения.

«Мартышки»

Ход игры. Учащиеся вместе с педагогом стоят в кругу в позе обезьяны (ноги слегка согнуты в коленях, плечи опущены, руки свисают вдоль туловища, спина наклонена вперёд). Бегая по кругу, играющие вместе с ведущим приговаривают:

Мы весёлые мартышки, 

Мы играем громко слишком,

Бег по кругу в позе обезьяны.

Мы в ладоши хлопаем, 

Мы ногами топаем.

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Оттопырим ушки,

Останавливаются и обыгрывают текст.

Хвостик на макушке.

 Ладошку приставить к голове и пошевелить

пальчиками.

Дружно прыгнем к потолку.

Пальчик поднесём к виску

И друг другу даже,

Язычок покажем.

Как скажу я цифру «три»,

Идёт обыгрывание текста.

Все с гримасами замри! 

 

Замирают на месте и ждут задание ведущего.

Покажите мне смешную рожицу

(удивлённую, глупую, страшную и т.д.). 

Раз, два, три! 

Дети выполняют задание ведущего. Он комментирует работы и выбирает самую интересную гримасу.

 

«Клякса»

Ход игры. Заранее на листы бумаги наносятся кляксы. Они получаются более выразительными, если краску или гуашь разбавить водой, сделать жидкой. Взять на кисточку немного краски и встряхнуть на лист. После того как кляксы высохнут, детям раздаются листы. Им предлагается выбрать фломастер или карандаш, по цвету отличающийся от цвета кляксы. Дети внимательно рассматривают кляксы и стараются понять, что она напоминает. Затем дорисовывают кляксу. Когда работы завершены, педагог устраивает выставку полученных рисунков. Не забудьте обратить внимание на яркие необычные рисунки!

«Король и работники»

 

Ход игры.  Среди играющих выбирается «король» и усаживается на «трон». Остальные дети – «работники», которые пришли к «королю» устраиваться на работу. В тайне от «короля» они договариваются о том, какую профессию они выберут.

Разыгрывается диалог:

- Здравствуй, «король»!

- Здравствуйте!

- Вам нужны работники?

- Нужны. А что вы умеете делать?

- Мы не скажем, а покажем!

«Работники» показывают действия людей, выбранной профессии. Если «король» правильно угадает, то они убегают. Тот, кого «король» запятнает, становится «королём». Если «король» не угадает, то игра начинается сначала.

«Перевоплощение»

Ход игры. Все играющие разбиваются на пары и распределяют роли: один – режиссёр, другой – актёр. Режиссёр придумывает роль, которую актёру надо сыграть. Например: голодного кота или старый пылесос. Актёрам надо вжиться, перевоплотиться в заданный образ. Режиссёры помогают им в этом. После показа мини – спектакля, режиссёры становятся актёрами и наоборот. Всегда приветствуются оригинальные работы.

«Необычное – в обычном»

Ход игры. Это упражнение развивает нестандартное мышление.

Детям показывают несколько предметов. Они называют как можно больше вариантов, как этот предмет можно использовать. Потом играющие получают другое задание: придумать самое необычное использование этого предмета. Это задание мои воспитанники выполняют с большим удовольствием. Вот некоторые ответы: «веером можно убивать комаров или смахивать пыль с полки»; «вилкой рыхлят землю в цветочном горшке»; «книга – подставка под горячее». Это занимательное занятие не только для детей, но и для взрослых.

«На что это похоже?»

Ход игры. Ребятам предлагается рассмотреть предмет необычной формы или просто деталь какого – либо устройства. Педагог даёт возможность рассмотреть предмет со всех сторон. Затем учащиеся (силой воображения) могут увеличить или уменьшить этот предмет или перенести его в другое место: на дно моря, на вершину горы, в центр площади. Педагог задаёт вопрос: «На что это похоже?» Когда показываю кеглю, дети сравнивают её с башней, матрёшкой, скалкой, микрофоном, эскимо. За правильный ответ учащиеся получают балл. Редкие ответы, отличающиеся оригинальностью, оцениваются в два балла. Игра продолжается до тех пор, пока у детей есть варианты ответа на вопрос. В конце игры подсчитываются заработанные баллы и награждается победитель.

«Магазин игрушек»

Ход игры. Эта ролевая игра. Выбирается «продавец» и «покупатель». Остальные играющие – «игрушки». На столе «продавец» раскладывает товар – настоящие игрушки. «Покупатель» выходит из комнаты на две – три минуты. В его отсутствие «продавец» выбирает игрушку и показывает её детям. Ребята, которые исполняют роль «живых игрушек» должны жестами, мимикой и пластикой тела показать задуманную игрушку. Когда они готовы, то приглашается «покупатель»: «Магазин открыт!» Покупатель старается отгадать «живую игрушку», находит подобную на столе продавца и показывает её детям. Он побеждает в том случае, если угадывает игрушку. Дети меняются ролями и игра продолжается.

Раздел IV ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Как известно, мышление неотделимо от речи. Поэтому развитию речи детей постоянно сопутствует овладение мыслительными операциями. Помимо этого, развитие речи включает воспитание культуры речепроизнесения (отчетливое произнесение звуков, слов, нормальный темп речи, её громкость), интонационная выразительность и расширение словарного запаса.

Цель. Развитие речи и логического мышления.

«Игры со скороговорками»

Скороговорка с переменой задач.

Каждый учащийся получает карточку с заданием, где указано, как обыграть заранее выученную скороговорку, какое словесное действие необходимо выполнить. Это может быть: «напугать», «объяснить», «пожаловаться», «удивиться» и т.д. Учащиеся соревнуются между собой: кто лучше справится с заданием. Это упражнение станет увлекательнее, если задания на карточках держать в секрете друг от друга. После показа работ педагог предлагает учащимся догадаться, какое задание получили выступающие ребята. Внимание! В работе со скороговорками не допускается бессмысленное пробалтывание текста.

«Змейка с воротцами»

Дети двигаются цепочкой за ведущим через ворота, образованные двумя

последними играющими. Тот ребенок, перед которым ворота захлопнулись, должен произнести скороговорку. Если он сделает это хорошо, ворота открываются, и игра продолжается. В противном случае учащийся повторяет скороговорку, исправляя ошибки.

«Дорожка со скороговорками»

Все играющие делятся на две команды и становятся рядом в колонны. На другой стороне зала, напротив каждой команды стоят «судьи». Около них, на полу, лежит коробочка со счетными палочками. По сигналу первые игроки из каждой команды стремятся первыми добежать до своей коробочки и, взяв из неё только одну палочку, произносят «судье» заранее выученную скороговорку. Если скороговорка произнесена чётко, правильно и в быстром темпе, то игроку разрешается положить палочку на пол около «судьи». Первые игроки возвращаются в команды и передают эстафеты вторым игрокам. Постепенно из палочек в каждой команде будет выкладываться своя дорожка. Судьи, по общей договорённости, останавливают игру и подсчитывают количество палочек в дорожке. Побеждает команда, у которой дорожка окажется длиннее.

«Тётя Трот и кошка»

Ход игры. Этот тренинг часто применяется на занятиях по теме «Выразительные средства речи». Чтобы стихи звучали выразительно, детям надо подобрать соответствующие жесты, интонацию, мимику.
Тётя Трот и кошка
Сели у окошка,
Сели рядом вечерком
Поболтать немножко.
Трот спросила: — Кис-Кис-Кис,
Ты ловить умеешь крыс?
— Мурр, — сказала кошка,
Помолчав немножко.

Когда «мурр» соответствует слову «да», используется утвердительный кивок. Когда «мурр» соответствует слову «нет» - отрицательно покачать головой. В зависимости от сценических задач, поставленных педагогом, необходимо подобрать соответствующие жесты, интонацию, мимику.

«Солнышко встало»

Ход игры.  Учащиеся выполняют задание: посмотреть в окно и с разной интонацией произнести фразу «Солнышко встало». Например: испуганно, удивлённо, радостно, плаксиво и так далее.

 

«Наши стихотворки»

Ход игры. Учащимся предлагается сочинить рифмованные строчки к определённым слогам. Например:

са - саса – в лесу бегает лиса,

со – со – со – у Вовы колесо.

Наиболее удачные стихотворки заучиваются. Стоя в кругу и хлопая в ладоши, ребята ритмично произносят текст, чётко выговаривая слова. Вот некоторые стихотворки, написанные кружковцами: сасаса – голубые небеса,

со – со – со - я увидел Пикассо,

ас – ас – ас - очень вкусный ананас,

ос – ос – ос – а на пальме есть кокос,

су – су – су – растут подснежники в лесу,

сысысы – у зайчишки есть усы.

Стихотворки могут использоваться в разминках и в тренингах по дикции.

«Небылицы»

Ход игры. Сочинения небылиц – одно из самых весёлых заданий. «В лесу на деревьях растёт лапша, а на ёлках висят груши» - так сочинил второклассник небылицу про лес. Конечно же, это «чепуха». Но чтобы придумать небылицу, надо обладать весьма развитым воображением. Можно предложить сочинить небылицу на определённую тему или вставить в небылицу обязательных три слова, например: корова, подушка, небо. Один из учащихся написал такую небылицу: «Корова села на подушку и полетела в небо».

«Новые слова»

Ход игры. Дети записывают слово, из букв которого надо составить новые слова. Например, из слова «первоклассник» можно слова «коса», «нора», «пар», «сок», «класс» и другие. Эта игра – конкурс проводится по нескольким номинациям:

У кого больше новых слов.

Кто составил самое длинное слово.

Кто написал слово, неповторяющееся у других игроков.

Начинается игра с того, кто придумал большее количество слов. Он зачитывает свои слова, а остальные участники игры вычёркивают их из своих списков. Затем каждый подсчитывает количество не вычеркнутых слов. Игру продолжает тот, у кого осталось больше слов. Каждый организатор вправе ввести свои правила игры. У нас в кружке запрещается включать в список новых слов имена, глаголы, местоимения и количественные числительные. По окончанию игры в каждой номинации определяются победители.

«Бинго»

Ход игры. Каждый из участников игры на листе бумаги рисует таблицу из девяти клеточек (3х3). Определяется тема игры, например: города или поэты. Заранее обговаривается вариант «Бинго». В секрете от других играющих в каждую клеточку игрок записывает тематическое слово. Игра начинается тогда, когда все таблицы будут заполнены. Первый игрок зачитывает первое слово в своей таблице и вычёркивает его. Остальные тоже вычёркивают это слово, если оно у них встречается. Следующий игрок называет первое слово в своей таблице и вычёркивает его. Если первое слово уже вычеркнуто в таблице, то называется следующее не вычеркнутое слово. Игра продолжается до тех пор, пока кто – то не закричит: «Бинго!».

«Найди слово»

Ход игры. В начале игры ведущий читает стихотворение и даёт задание, где найти слово:

Я найду слова везде:

И на небе и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке!

Вы не слышали такого?

Не беда! Играем в слово!

Кто найдёт слова на небе?

Ребята по очереди называют слова. Когда подходит очередь, играющий называет только одно слово. Например: «звезда» или «самолёт». Сказанные ранее слова повторять запрещается! Каждый раз подыскиваются новые слова. Когда перебрали все слова на «небе», ребята ищут слова на «полу», в «воде», в «кармане», на «кухне» и т. д.

«Заглавие»

Ход игры. Педагог читает небольшой рассказ или сказку и просит учащихся придумать к нему заглавие, так чтобы оно отражало основную идею текста. Стимулируйте поиск названий! К одному рассказу может быть найдено хотя бы пять заглавий. После игры проводится разбор работ и отмечаются самые интересные заглавия.

«Сказочный зачин»

Ход игры. Сказочный зачин – это начало сказки, которую педагог читает детям. Задача учащихся – придумать своё продолжение сказки. Целесообразно брать неизвестные сказки или же педагог придумывает свой зачин. Не забывайте одобрить оригинальную работу ребёнка!

«Рассказы в картинках»

Ход игры. Для выполнения задания подбираются детские книжки с весёлыми историями в картинках В.Сутеева, Н. Радлова или других авторов – художников. Задание может выполнятся индивидуально или небольшими группами. Учащимся предлагается рассмотреть картинку и написать рассказ по ней. Можно предложить выполнить ещё одно задание: озаглавить свою историю. После выполнения задания идёт обсуждение творческих работ, отмечаются самые интересные из них.

Раздел V. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Игры, описанные в этом разделе, являются универсальными и могут выступать в нескольких функциях. Одни из них нацелены на воспитание воли, выдержки и смелости. Другие развивают координацию движения, сообразительность, ловкость. Третьи тренируют память, внимание, наблюдательность. В совокупности они гармонично развивают ребёнка.

Цель. Гармоничное развитие детей.

«Золотые ворота»

Ход игры. Половина играющих образует круг – это «золотые ворота». Взявшись за руки и подняв их как арки «ворот», они говорят нараспев:

Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз прощается, второй – запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Остальные играющие, взявшись за руки бегут вслед за ведущим. «Змейкой» они

обегают каждого из стоящих в кругу: одного спереди, другого сзади и т. д. После

слов «не пропустим вас!» стоящие опускают руки – «закрывают ворота». Кто из

бежавших оказался внутри круга, считается пойманным и становится в круг.

Остальные повторяют игру ещё несколько раз, пока не пойманных детей останется

3-5 человек. Они победители. Потом «золотые ворота» меняются ролью с бежавшей

«змейкой».

«Заяц без логова»

Ход игры. Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные руки вверх. Это «домики» или «логово зайца». Выбираются двое водящих – «заяц» и «охотник». Заяц должен убегать от охотника, при этом он может спрятаться в домик, то есть встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится «зайцем» и убегает от «охотника». Если охотник запятнает зайца, они меняются ролями.

 

 

«Хитрая лиса»

Ход игры. Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Ведущий стоит за кругом. Играющие закрывают глаза, ведущий обходит круг за спиной ребят и дотрагивается до одного из них, который и становится хитрой лисой. Играющие (по команде ведущего) открывают глаза и внимательно смотрят друг на друга, пытаясь найти хитрую лису. Хитрая лиса старается не выдать себя чем –нибудь. Играющие три раза хором спрашивают (сначала тихо, а затем громче): «Хитрая лиса, где ты?» После трёхкратного повторения слов хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку и говорит: «Я здесь!» Все играющие быстро разбегаются по площадке, а лиса их пятнает. Затем играющие образуют новый круг, выбирается другая «хитрая лиса» и игра продолжается. Побеждает лиса, запятнавшая больше игроков.

«Невод»

Ход игры. Игра проходит на ограниченной площадке – пруд, - пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое играющих берутся за руки, образуя «невод». Подбежав к «рыбке», они окружают её, сцепив руки. Их задача – поймать всех рыбок, т.е. остальных игроков. Задача «рыб» - не попасться в «невод». Если «рыбка» не смогла увильнуть и оказалась в «неводе», то она присоединяется к водящим и сама становится частью «невода». «Рыбки» не имеют права рвать «невод» или проплывать под «неводом». Игра кончается, когда все «рыбы» переловлены.

«Я отправился в путешествие»

Ход игры. Все садятся в круг. Ведущий обходит игроков за кругом, говоря: «Я отправился в путешествие. Что я взял с собой?» Игроки называют любой предмет, какой им захочется. Один может сказать: «чемодан», другой – «маринованные огурцы» и так далее. Все должны назвать какой – нибудь предмет. Ведущий снова идёт по кругу и задаёт другой вопрос, ответ на который будет смешным. Каждый игрок должен ответить на вопрос словом, придуманным им в начале игры. Например:

- На чём я путешествовал?

- На чемодане.

- На маринованных огурцах (и так далее).

- Что я ел?

- Чемодан.

- Маринованные огурцы (и так далее).

Все рассмеявшиеся дети выбывают из круга. Игра продолжается. Ведущий задаёт новые вопросы. Выигрывает игрок, засмеявшийся последним.

«Волшебный светофор»

Ход игры. Этот вариант игры в «Светофор» придуман воспитанниками кружка. Только в нашем светофоре помимо основных цветов – красного, жёлтого, зелёного – есть другие цвета. На каждый цвет учащиеся выполняют строго определённые движения, жесты. В начале игры на противоположных сторонах зала прочерчиваются линии. Играющие и ведущий становятся за линии напротив друг друга. Ведущий показывает кружок на палочке (жезл) определённого цвета. Дети выполняют действия, соответствующие этому цвету. Красный – стоим; желтый – стоим и хлопаем в ладоши; зелёный – идём к ведущему; сиреневый – поём песню; белый – приседаем; синий – хлопаем в ладоши над головой; коричневый – прыгаем на одной ноге к ведущему; чёрный – хлопок за спиной. Если играющие запомнили эти действия, то светофор можно разнообразить другими цветами. Дети, допустившие ошибки, возвращаются назад за линию. Побеждает игрок, добравшийся первым до линии ведущего.

«Звонари»

Ход игры. Все играющие становятся в круг. По считалке выбираются двое ведущих. Они стоят в середине круга. Одному завязывают глаза и дают в руки поясок или скакалку. Это – «ловишка». Второму ведущему даётся колокольчик. Это – «звонарь». Дети, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая слова:

«Диги – дон, диги – дон!

Отгадай откуда звон!»

После этих слов дети останавливаются в кругу. «Звонарь» поднимает вверх колокольчик и начинает звонить. «Ловишка», ориентируясь по звуку, старается набросить пояс на «звонаря», чтобы поймать его. Если «звонарь» не будет пойман в течение определённого времени (договариваются заранее), он считается победителем.

Игра начинается с начала, выбираются новые ведущие.

 

Список литературы

Иванов

Ю.И.

, Михайлова Э.И. Играйте на здоровье

/ Ю. Иванов

– Москва: Московская правда, 1991.

– 94с. –

ISBN

отсутствует.

Корнелл

Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми

/ Дж

.

Корнелл

.

Владивосток

:

ИСАР – Дальний Восток

, 1999.

– 265 с. –

ISBN

отсутствует.

Королевич Г.К., Грачёва

О.О.

Творческие занятия в группах продлённого дня

/ Г. Королевич

. – Минск:

Народная

асвета

,

1987.

– 143 с. –

ISBN

отсутствует.

Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры /

Б.П.

Никитин. – Москва: Просвещение,1999. – 160 с. –

ISBN

5-09-003932-1.

Петрусинский

В.

В. Игры – обучение, тренинг, досуг

/

В.В.Петрусинский

.

– Москва: Новая школа, 1994.

– 368с. –

ISBN

5-7301-0038-8.

Сакович

Н.А. Практика сказкотерапии

/ Н.А.

Сакович

. – Санкт – Петербург: Речь, 2007.

– 224с. –

ISBN

5-9268-0383-7.

Чурилова Э.

Г. Методика и организация театральной деятельности

/ Э, Г. Чурилова

. – Москва

: ВЛАДОС,

2001.

– 160 с. –

ISBN

5-691-00574-Х.

Швайко

Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи

/ Г.

Швайко

. – Москва:

Издательство: Айрис – Пресс, 2008. – 176 с. –

ISBN

5-8112-1706-4.

Юдина Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Е. И. Юдина. – Москва: Аквариум, 1997. – 271 с. –

ISBN

5-85684-216-2.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×