Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Игровые формы работы на уроках музыки | Гравова Людмила Александровна. Работа №347367. Номер работы: №347367

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются различные игровые формы работы на уроках музыки, которые способствуют активизации учебной деятельности и развитию творческих способностей учащихся. Описаны виды музыкальных игр, их роль в образовательном процессе и методические рекомендации по их применению. Особое внимание уделено формированию интереса к музыке через игру, развивающие ритмические и вокальные игры, а также интеграции игровых методик с другими педагогическими приёмами.

Ключевые слова: музыкальные игры, игровая форма, творческое развитие, ритмика, вокал, мотивация.

ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

 

Гравова Людмила Александровна,

учитель МБОУ гимназия 12 имени Белоконя В.Э., г. Ставрополь

 

Аннотация. В статье рассматриваются различные игровые формы работы на уроках музыки, которые способствуют активизации учебной деятельности и развитию творческих способностей учащихся. Описаны виды музыкальных игр, их роль в образовательном процессе и методические рекомендации по их применению. Особое внимание уделено формированию интереса к музыке через игру, развивающие ритмические и вокальные игры, а также интеграции игровых методик с другими педагогическими приёмами.

Ключевые слова: музыкальные игры, игровая форма, творческое развитие, ритмика, вокал, мотивация.

 

Игровые формы работы занимают одно из центральных мест в педагогике младшего и среднего школьного возраста. На уроках музыки игра является мощным инструментом для повышения мотивации, развития музыкальных способностей и формирования эмоционального отклика на музыкальные произведения. Благодаря игре процесс обучения становится увлекательным, а учебный материал лучше усваивается. Уроки музыки, обогащенные элементами игры, позволяют учащимся развивать слух, чувство ритма, вокальные данные и общие творческие навыки.

Целью данной статьи является анализ использования игровых форм на уроках музыки, рассмотрение их разнообразия и методических особенностей применения для повышения эффективности музыкального образования.

Музыка как вид искусства предполагает не только восприятие и анализ, но и активное участие в создании звукового пространства. Игра на уроках музыки способствует созданию атмосферы, в которой учащиеся могут свободно выражать свои музыкальные идеи и творчески взаимодействовать друг с другом. Игровая деятельность на уроке позволяет учащимся лучше запомнить теоретический материал, практиковаться в ритмике, импровизации и развитии вокальных навыков.

Психологический аспект игровой формы заключается в том, что игра снимает эмоциональные барьеры, связанные с публичными выступлениями, и помогает ученикам раскрыться в безопасной и непринужденной обстановке. В процессе игры дети охотнее участвуют в учебном процессе, меньше боятся ошибок и более активно включаются в коллективную работу.

Рассмотрим виды музыкальных игр:

1. Ритмические игры позволяют детям развивать чувство ритма, которое является основой музыкального образования. Одним из популярных приемов является использование телесной перкуссии: хлопки, щелчки пальцами, топание ногами. Такие упражнения помогают детям ощутить и воспроизвести ритм на физическом уровне. Примером такой игры может быть "Музыкальный оркестр", где каждый участник выполняет свою ритмическую роль, создавая общую композицию.

Еще одним вариантом ритмической игры может быть игра на "музыкальные сигналы", где учитель с помощью музыкального инструмента (например, барабана) задает ритмическую фразу, а ученики должны её повторить или придумать свои вариации.

2. Вокальные игры помогают учащимся развивать голос и музыкальный слух. Например, игра «Эхо» заключается в том, что учитель пропевает фразу, а ученики должны её точно повторить. Такая форма не только развивает слух, но и помогает ученикам лучше координировать голос и дыхание. Вокальные игры также включают в себя элементы театрализации, где ученики исполняют роли сказочных или исторических персонажей, пропевая соответствующие фразы или арии.

Игры на угадывание мелодий или песен также могут стать хорошим инструментом для закрепления вокальных навыков. Учитель играет мелодию или поет фрагмент песни, а ученики должны угадать произведение и продолжить его.

3. Музыкальные викторины и квесты, которые включают в себя вопросы по музыкальной теории, истории музыки или знанию музыкальных произведений, способствуют не только интеллектуальному развитию учеников, но и повышению их общей музыкальной эрудиции. Такие игры можно проводить как в командной форме, что усилит элементы соревновательности и повысит интерес к предмету.

В викторинах можно использовать аудиоматериалы, видеофрагменты концертов, отрывки из опер или симфоний. Это позволяет интегрировать игру с изучением музыкальной культуры, развивать у детей навыки анализа музыкальных произведений и учить их слушать музыку более осознанно.

4. Использование современных технологий позволяет создать интерактивные музыкальные игры, в которых дети могут применять полученные знания и навыки. Например, с помощью интерактивной доски или планшетов можно проводить игры, где ученики должны угадать музыкальные инструменты, жанры или композиторов. Такие платформы, как «Учи.ру», «ЯКласс», предлагают готовые задания, которые можно адаптировать под музыкальный предмет.

Также можно использовать компьютерные программы для создания музыки, такие как «Soundtrap» или «BandLab», которые помогут ученикам не только развивать музыкальные навыки, но и попробовать себя в роли композитора или аранжировщика.

Для успешного применения игровых форм на уроках музыки важно учитывать возрастные особенности учащихся и их уровень музыкальной подготовки. Например, для младших школьников предпочтительны простые ритмические и вокальные игры с элементами движения и взаимодействия. Старшие школьники могут выполнять более сложные задания, такие как музыкальные квесты или создание собственных музыкальных композиций в интерактивных программах.

Необходимо также продумать организацию игры, чтобы она носила учебный характер, а не превращалась исключительно в развлечение. Важно, чтобы каждая игра была связана с целями урока и способствовала достижению образовательных результатов. Например, ритмические игры должны укреплять у детей чувство ритма, а вокальные игры развивать слух и интонацию.

В заключение отметим, что игровые формы работы на уроках музыки являются эффективным методом для развития музыкальных способностей, повышения мотивации и вовлеченности учащихся. Включение ритмических, вокальных, интерактивных игр и музыкальных квестов позволяет учителям разнообразить учебный процесс и создать условия для творческого развития школьников. Игровая форма работы не только помогает учащимся лучше усваивать музыкальный материал, но и способствует формированию позитивного отношения к предмету, что делает обучение музыке интересным и увлекательным.

 

Список литературы

 

Борисова, О. В. (2017). Игровые формы работы на уроках музыки: методические рекомендации. Музыкальное образование в школе, 4, 23-28.

Козловская, И. В. (2020). Музыкальные викторины как средство активизации познавательной деятельности учащихся. Музыкальная педагогика сегодня, 5, 48-53.

Лазарева, М. В. (2021). Вокальные игры как метод развития музыкального слуха у школьников. Педагогическое искусство и образование, 3, 56-61.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×