Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Игровые методики как способ повышения учебной мотивации у детей с ЗПР | Процкая Ольга Юрьевна. Работа №348849

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается вопрос применения игровых методик в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР). Описаны основные механизмы повышения мотивации к учебной деятельности через игру, приводятся примеры успешных методик и практических приемов, направленных на вовлечение детей в учебный процесс. Особое внимание уделяется роли игр в развитии познавательной активности и формировании устойчивого интереса к обучению.

Ключевые слова: задержка психического развития, игровые методики, учебная мотивация, коррекционно-развивающие занятия, дети с ЗПР, развитие познавательной активности, учебный процесс.

Игровые методики как способ повышения учебной мотивации у детей с ЗПР

 

Процкая Ольга Юрьевна, учитель-дефектолог

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пос. Известковый
Амурского муниципального района Хабаровского края

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос применения игровых методик в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР). Описаны основные механизмы повышения мотивации к учебной деятельности через игру, приводятся примеры успешных методик и практических приемов, направленных на вовлечение детей в учебный процесс. Особое внимание уделяется роли игр в развитии познавательной активности и формировании устойчивого интереса к обучению.

Ключевые слова: задержка психического развития, игровые методики, учебная мотивация, коррекционно-развивающие занятия, дети с ЗПР, развитие познавательной активности, учебный процесс.

 

Работа с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР), требует особого подхода как в образовательной, так и в коррекционной деятельности. Одной из эффективных стратегий, способствующих повышению мотивации таких детей к учебе, являются игровые методики. Игра не только выполняет развлекательную функцию, но и служит важным инструментом для развития когнитивных способностей, социальных навыков и эмоциональной устойчивости, что делает ее мощным средством для учителей-дефектологов.

Дети с ЗПР часто испытывают трудности в выполнении стандартных учебных заданий, что приводит к снижению интереса к обучению и формированию негативного отношения к школе. Одной из главных задач дефектолога становится развитие устойчивой мотивации к учебной деятельности. В этом процессе игра помогает превратить образовательные задачи в увлекательные и доступные для ребенка ситуации, где обучение проходит в непринужденной форме. Игра, в отличие от традиционных форм уроков, воспринимается детьми как что-то интересное и позитивное, что вызывает у них внутреннее желание участвовать в процессе.

Одним из ключевых аспектов игровых методик является вовлечение ребенка в активное взаимодействие с окружающей средой, заданиями и сверстниками. Например, на занятиях дефектолог может использовать дидактические игры, которые способствуют развитию памяти, внимания и логического мышления. Одна из таких игр — «Найди ошибку». В этой игре детям предлагается рассмотреть несколько картинок или предложений, среди которых есть одна неправильная. Ребенок должен найти ошибку и объяснить, в чем она заключается. Такая игра не только развивает внимательность, но и мотивирует ребенка самостоятельно искать решения, что повышает интерес к учебной деятельности.

Другим эффективным приемом является организация ролевых игр, где дети с ЗПР могут принимать на себя различные роли. Такие игры развивают у детей навыки коммуникации, помогают формировать эмоционально-волевые качества и закреплять учебные знания в интересной форме. Примером может служить игра «Магазин», где ребенок исполняет роль продавца или покупателя. В процессе игры дети учатся считать, вести диалог и принимать решения, что одновременно развивает как когнитивные навыки, так и социальное взаимодействие.

Применение игровых ситуаций, связанных с конкретными учебными задачами, помогает повысить мотивацию через постановку цели, достижение которой кажется ребенку увлекательным. Например, при изучении букв или цифр можно использовать игру «Лабиринт знаний», где ребенок проходит по полю, собирая карточки с буквами или цифрами, составляя из них слова или решая простые примеры. Это повышает интерес к учебному материалу, так как ребенок воспринимает процесс как игру, а не как сложное учебное задание.

Важно учитывать, что для детей с ЗПР игровая методика должна быть адаптирована под их особенности, что включает в себя четкую организацию игры, доступные инструкции и постоянную поддержку педагога. При этом педагог должен быть готов к тому, что дети могут требовать больше времени для освоения правил игры или выполнения задач. Терпение и постепенное усложнение заданий, начиная с простого и понятного, помогут ребенку не потерять интерес и продолжать участие в игровой деятельности.

Одним из успешных примеров использования игровых методик для повышения мотивации к учебе является игра «Путешествие по странам». В этой игре дети выполняют задания, связанные с географией, культурой, математикой и чтением, двигаясь по «карте мира». Каждое задание — это новая страна, которую ребенок «посещает». Такие игры помогают объединить учебные темы в одну увлекательную историю, что делает процесс обучения более целостным и мотивирующим.

Игровые методики позволяют педагогам-дефектологам не только обучать детей, но и помогать им преодолевать учебные и личностные трудности через творческое и активное взаимодействие. Они создают условия для того, чтобы ребенок мог чувствовать себя успешным, что особенно важно для детей с ЗПР, которые часто сталкиваются с неудачами в традиционной учебной среде. Чувство успеха, которое ребенок испытывает в игре, способствует формированию положительной самооценки и веры в свои способности, что в свою очередь положительно сказывается на его мотивации в дальнейшем учебном процессе.

Таким образом, использование игровых методик в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР является важным средством повышения их учебной мотивации. Игра позволяет сделать обучение доступным, интересным и мотивирующим, помогая детям включиться в процесс, развивать свои способности и преодолевать трудности. Опыт педагогов-дефектологов показывает, что игровой подход способен не только улучшить учебные результаты, но и создать у ребенка позитивное отношение к обучению, что является ключевым фактором для его успешной адаптации и развития в школьной среде.

 

 

Список литературы

Герасименко М. А.,

Шепелева

Е. Е. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством

ИКТ-технологии

(интерактивный стол

Interactive

Touch

Table

) // Инновационная наука. 2019.

№12. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-posredstvom-ikt-tehnologii

Ильина

Г М.

, Твердохлебова

К В.

Особенности

саморегуляции

учебной деятельности у подростков с задержкой психического развития // Специальное об

разование. 2016.

№XII. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samoregulyatsii-uchebnoy-deyatelnosti-u-podrostkov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya

Логинова П. В.

О

собенности формирования положительной учебной мотивации у младших школьников c ЗПР // Вестник науки. 2024. №6 (75).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-polozhitelnoy-uchebnoy-motivatsii-u-mladshih-shkolnikov-c-zpr

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×