Игровые методы для повышения мотивации к обучению после уроков | Гурская Наталия Владимировна. Работа №349863
Аннотация. В статье рассматриваются игровые методы, которые помогают повысить мотивацию младших школьников к обучению в рамках продлённого дня. Описаны примеры игр и игровых техник, которые делают процесс учёбы интересным и увлекательным для детей после школьных занятий. Приведены рекомендации по созданию условий, способствующих активному участию школьников в учебном процессе.
Ключевые слова: мотивация к обучению, игровые методы, продлёнка, младшие школьники, обучение, увлекательные занятия, игры.
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ПОСЛЕ УРОКОВ
Гурская Наталия Владимировна, воспитатель группы продленного дня
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Полярные Зори «Гимназия № 1»
Аннотация. В статье рассматриваются игровые методы, которые помогают повысить мотивацию младших школьников к обучению в рамках продлённого дня. Описаны примеры игр и игровых техник, которые делают процесс учёбы интересным и увлекательным для детей после школьных занятий. Приведены рекомендации по созданию условий, способствующих активному участию школьников в учебном процессе.
Ключевые слова: мотивация к обучению, игровые методы, продлёнка, младшие школьники, обучение, увлекательные занятия, игры.
После уроков дети часто чувствуют усталость, и дополнительное обучение может казаться им сложным и неинтересным. Использование игровых методов в продлёнке помогает снять напряжение, поддерживать интерес к знаниям и стимулировать активное участие в учебном процессе. Игры и игровые подходы создают непринуждённую атмосферу, в которой дети могут учиться и развиваться в свободной и творческой обстановке, а также восстанавливать силы после основного учебного дня.
Квесты и приключенческие игры являются эффективным методом вовлечения детей в учебный процесс после уроков. Такие игры, основанные на выполнении заданий и поиске решений, развивают у детей интерес к изучению нового материала. Воспитатель может организовать квест по теме учебного предмета, например, «Путешествие по стране математики» или «Поиск сокровищ природы». Дети получают задания в виде загадок и головоломок, решая которые они переходят к следующему этапу игры. Квесты учат детей мыслить логически, развивают навыки командной работы и создают положительные эмоции, связанные с обучением.
Ролевые игры позволяют детям погружаться в различные учебные сюжеты, что способствует усвоению материала в игровой форме. В ролевых играх дети могут выступать в роли учёных, историков, исследователей или даже персонажей сказок, что помогает им лучше понять тему урока. Например, можно провести игру «Археологическая экспедиция», в которой дети «раскапывают» предметы, связанные с древними цивилизациями, и узнают об их значении. Это делает процесс обучения живым и интересным, развивает любопытство и стремление к новым знаниям.
Игры на развитие критического мышления и логики помогают детям усваивать учебный материал, решая задачи и головоломки. Такие игры можно использовать после уроков математики, чтобы дети могли попрактиковаться в сложении, вычитании, умножении и делении в увлекательной форме. Например, игра «Математическое домино» предполагает, что дети должны подобрать правильные ответы к задачам, как к костяшкам домино. Это помогает детям закрепить навыки счёта и учит их находить нестандартные решения.
Интерактивные викторины и конкурсы стимулируют интерес к предмету и способствуют развитию эрудиции. Викторины могут включать вопросы из разных областей знаний, что помогает детям расширять кругозор и укреплять навыки, приобретённые на уроках. Например, можно организовать викторину «Знатоки природы» или «Юные историки», где дети будут отвечать на вопросы, зарабатывая баллы. Конкурсы и соревновательный элемент в играх помогают детям проявить свои способности и укрепляют мотивацию к обучению через азарт и интерес.
Творческие игры и проекты способствуют развитию у детей воображения и креативного мышления, что также повышает их мотивацию к учёбе. На продлёнке можно проводить творческие мастер-классы, на которых дети рисуют, создают поделки, работают с природными материалами или создают собственные мини-проекты. Например, можно предложить детям сделать макет «Города будущего», где каждый участник будет создавать здания, транспорт или парки, придумывая своё видение. Такие занятия помогают детям воспринимать учебный процесс как интересное приключение, в котором они могут проявить фантазию и творческий подход.
Использование цифровых технологий и образовательных приложений также может способствовать повышению мотивации детей. На продлёнке можно использовать интерактивные игры и приложения, которые позволяют детям учиться в увлекательной форме. Например, игры на планшетах, в которых дети решают задачи, отвечают на вопросы или проходят тесты, помогают сделать процесс обучения более интерактивным и наглядным. Такие технологии позволяют адаптировать уровень сложности заданий под каждого ребёнка, что способствует повышению его уверенности в собственных силах.
Игры на развитие социальной эмпатии и командного духа также важны для повышения мотивации. Игры, в которых дети учатся взаимодействовать, слушать друг друга и поддерживать, помогают создать атмосферу поддержки и доверия. Например, в игре «Один за всех и все за одного» дети решают задачи вместе, помогая друг другу найти правильные ответы. Это развивает у детей чувство коллективной ответственности, учит их видеть успех команды как общую победу и способствует укреплению положительных эмоций, связанных с процессом обучения.
Занятия с элементами физической активности позволяют детям переключиться и снять усталость после уроков. Подвижные игры, такие как «Эстафета знаний» или «Математические гонки», в которых дети выполняют простые физические задания, например, прыгают или бегают на месте, прежде чем ответить на вопросы или решить задачу, помогают поддерживать интерес к учёбе и активизируют внимание. Дети не только развивают физическую активность, но и запоминают учебный материал в процессе игры, что делает процесс обучения более насыщенным и интересным.
Таким образом, можно утверждать, что использование игровых методов на продлёнке помогает создать условия, при которых дети с удовольствием включаются в учебный процесс, развивают любознательность и стремление к знаниям. Квесты, ролевые игры, викторины, творческие проекты и интерактивные приложения делают процесс обучения увлекательным и динамичным, помогая детям лучше усваивать материал и повышая их мотивацию к учёбе. Важно, чтобы занятия после уроков не только поддерживали познавательный интерес, но и давали детям возможность развивать личностные качества, такие как упорство, самостоятельность и ответственность.
Список литературы
Захарова, О. А. Игра как средство влияния на учебную мотивацию младших школьников / О. А. Захарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 142-147.
Капустина, Ю. Н. Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к урокам физической культуры / Ю. Н. Капустина. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II
Междунар
. науч.
конф
. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 10-11.