"Игровые методы и приёмы логопедического сопровождения" | Тимошенко Елена Викторовна. Работа №324329
Игровые методы и приёмы логопедического сопровождения. Можно использовать и применять как форму проведения фронтального (групового ) тренинга "экспресс диагностика" для 1 ых классов. (Для учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов).
Тренинг - форма активного обучения, направленная на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок.
Актуальность формы работы:
1. Первое знакомство с педагогом, создание атмосферы комфорта в системе ученик-ученик, ученик-учитель. (налаживания коммуникативного взаимодействия внутри класса со сверстниками, умения командного взаимодействия, нам дальше работать с этими детками и после игровой диагностики в виде треннинга дети будут знать вас как педагога и в дальнейшей работе будут легко идти на контакт)
2. Профилактика школьной дезадаптации (учащиеся только знакомятся со школой, с первой учительницей, с одноклассниками, с правилами внутреннего трудового распорядка, для них это новый социальный опыт и важно создать благоприятную, комфортную обстановку и сформировать положительную мотивацию к дальнейшему взаимодействию между учащимися и педагогами. Важно помнить что период адаптации 1 ых классов длится первые пол года обучения сентябрь-декабрь, в период адаптации отправление учащихся на ТПМПК-не допускается)
3. Выявление учащихся группы риска (учащихся с речевыми, интеллектуальными нарушениями, девиантным поведением…, нуждающихся в углубленном обследовании и в перспективе направлении на ППк/ ТПМПК )
Методы и приёмы тренинга
1. Звукоподражание (приём направленный на выявление фонетического дефекта звук произносительной стороны речи из различных фонетических групп: свистящих, шипящих, сонорных)
2. Мнемотехника – это полезный навык, включающий в себя приемы и способы для совершенствования памяти и легкого запоминания информации. (То есть, мнемотехника дает возможность не только быстро запомнить информацию, но и точно воспроизвести ее при необходимости, спустя дни, месяцы и даже годы.)
3. приёмы кинезиологии (направленные на исследование физиологических, анатомических, биомеханических, патологических, нейропсихологических принципов и механизмов движения.)
4. Логоритмика (методика коррекционно-развивающего воздействия, направленная на ритмизации всех процессов через музыку, движение, речь. Является активной арт-терапией и представляет собой систему двигательных упражнений, связанных с одновременной речевой и артикуляционной активностью, развивает не только речевые навыки, но и координацию, моторику, дыхание, а так же нормализует физическое и психоэмоциональное состояние ребёнка )
5. Здоровьесберегающие технологии (направленные на профилактику переутомления, способствующие дальнейшей устойчивости внимания)
Тренинг «Путешествие»
игровые методы и приёмы работы
«Снежный ком»
Знакомство участников по именам, участник называет своё имя, каждый последующий участник сначала называет имена предыдущих участников, затем своё.
«Приветствие»
Стать в круге в парах, выполнять указания ведущего треннинга:
п
оприветствовать друг друга рукопожатием
п
оприветствовать друг друга указательными пальчиками
п
оприветствовать друг друга мизинчиками
п
оприветствовать друг друга локотками
п
оприветствовать друг друга коленками
п
оприветствовать друг друга спинками
А теперь останьтесь друг к другу спинками, посмотрите напротив вас стоит новый товарищ, с которым вы еще не здоровались, поприветствуйте его рукопожатием обеими руками.
«Транспорт»
На чем можно отправиться в путешествие, на каком транспорте (Ответы детей).
А можно отправиться в путешествие: (демонстрация наглядного материала/ предметных картинок):
п
ешком? (будучи пешим туристом)
потопать ножками
п
оехать на поезде? (
имитировать звук поезда, идущего по рельсам
Чух-чух
)
п
оплыть на корабле? (показать волнение воды руками и покачаться из стороны в сторону)
п
олететь на самолёте? (встать
,
изобразить руками крылья самолета
,
одна рука вверх, другая вниз и покружиться вокруг себя
)
Как много способов отправиться в путешествие
Я предлагаю отправиться в путешествие на машине!
Что нужно сделать чтобы машина поехала? (Ответы детей). Верно, её нужно завести, заведём мотор и поедем все вместе! «ДР-ДР-ДР» передаём по кругу ключ зажигания и каждый участник имитирует звукоподражание заведенного мотора «ДРРРРРРРР».
«Препятствие»
Ой, что же это на нашем пути, посмотрите! (Демонстрация картинки «Забор») Какой-то забор, камни. Давайте скорей объедем эти препятствия справа (передаем руль по кругу при этом наклоняемся вправо).
А теперь объедем препятствие слева (передаем руль по кругу при этом наклоняемся влево).
«Дождь»
Что-то шумит за окном, что же это? (демонстрация картинки «Дождь»).
Одна капля-один пальчик стучит по ладошке
Две капли-два пальчика стучат по ладошке
Три-три, четыре-четыре, пять-пять-очень громкий дождь
, затем дождик прекращается, утихает (5,4,3,2,1) Закончился!
Но теперь на дорогах и на нашем пути лужи, их тоже нужно объезжать. Давайте покажем, как все эти препятствия будем объезжать.
«Камни-забор-лужи»
(Выполняется на коленках кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь») Можно выполнять всем вместе, одновременно, произнося: «Объезжаем камни-забор-лужи». Затем предложить выполнить поочередно, затем всем вместе в медленном темпе, в быстром темпе.
«Ценный груз»
Перевоз по кругу несколько видов ценного груза, передавать ценный груз необходимо по кругу друг другу определённым способом пока груз не окажется снова у ведущего, важно, чтобы груз не упал на пол, в случае падения, упражнение начинается сначала.
1. Поднять вверх правую руку и спрятать её за спину, передавать мяч по кругу по часовой стрелке, перекатывая по коленям, помогая только левой рукой.
2. Спрятать руки за спину, передавать маленький мяч друг другу, из рук в руки, пока мяч снова не окажется у ведущего.
3. Аккуратно подбрасывать ладонями воздушный шар друг другу (полностью брать в руки шар нельзя, имитация горячего предмета-только слегка прикасаться)
«Зоопарк-разминка»
Ребята, смотрите, мы с вами проезжаем зоопарк, где обитают африканские животные. А вы знаете какие животные обитают в Африке? (Демонстрация картинок, перечисление африканских животных). Как много животных Африки вы знаете, они очень хотят с вами потанцевать.
Танец «Жираф»