«Игровые методы и приемы работы на уроках сольфеджио» | Шерстнёва Марина Николаевна. Работа №339760
Так как дети младшего школьного возраста не могут долго сосредотачивать своё внимание на конкретном задании, то на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую.
Как показывает практика, дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Лучшим способом для достижения этой цели является игра как естественная форма существования ребёнка в привычной атмосфере.
Важнейшим средством воспитания и обучения по предмету сольфеджио в младших классах является игра и элементы ее занимательности. Они стимулируют фантазию ребенка, живость воображения, надолго сохраняют сформированные музыкой образы, что важно как средство и способ познания. Игры развивают способность учащихся к обобщению, помогают им устанавливать связи фактов, тренируют память и внимание, развивают речь, активность, инициативность, дисциплинированность.
У игры очень много преимуществ по сравнению с другими видами познавательной деятельности. Игра никогда не утомляет; она естественно включает детей в орбиту познаваемого; кроме того, игровая ситуация – прекрасное средство моделировать любой исследуемый процесс; наконец игра идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, его интеллект, не говоря уже о том, что служит превосходной двигательной разрядкой. Во время игры ребенок уже ни на что постороннее не способен отвлечься – игра поглощает его целиком. Именно в игре ребенок живет полноценной творческой жизнью.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ Ф.И.ШАЛЯПИНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД БОР НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ »
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Игровые методы и приемы работы на уроках сольфеджио»
Преподавателя теоретических дисциплин
Шерстнёвой Марины Николаевны
г. Бор
Нижегородская обл.
2024г
ВВЕДЕНИЕ.
Так как дети младшего школьного возраста не могут долго сосредотачивать своё внимание на конкретном задании, то на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую.
Как показывает практика, дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Лучшим способом для достижения этой цели является игра как естественная форма существования ребёнка в привычной атмосфере.
Важнейшим средством воспитания и обучения по предмету сольфеджио в младших классах является игра и элементы ее занимательности. Они стимулируют фантазию ребенка, живость воображения, надолго сохраняют сформированные музыкой образы, что важно как средство и способ познания. Игры развивают способность учащихся к обобщению, помогают им устанавливать связи фактов, тренируют память и внимание, развивают речь, активность, инициативность, дисциплинированность.
У игры очень много преимуществ по сравнению с другими видами познавательной деятельности. Игра никогда не утомляет; она естественно включает детей в орбиту познаваемого; кроме того, игровая ситуация – прекрасное средство моделировать любой исследуемый процесс; наконец игра идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, его интеллект, не говоря уже о том, что служит превосходной двигательной разрядкой. Во время игры ребенок уже ни на что постороннее не способен отвлечься – игра поглощает его целиком. Именно в игре ребенок живет полноценной творческой жизнью.
Сольфеджистами отмечается возможность с помощью игры активизировать внимание учеников, снизить утомляемость, стимулировать интерес к предмету. Сольфеджио – учебная дисциплина, ставящая своей целью развитие музыкального слуха учащегося. Этот предмет включает в себя слуховой анализ музыки и ее запись, а также сольфеджирование. Систематические занятия сольфеджио воспитывают у учащихся чувство лада, метроритма, развивают музыкальную память.
Сложность предмета сольфеджио заключается в том, чтобы в легкой и доступной форме дать учащимся возможность изучить главные элементы музыкального языка, познакомить с основами импровизации и сочинения, дать сведения о музыкальных жанрах и формах.
Атмосферу непринужденности на уроках сольфеджио помогают создать задания в игровой форме. Учащиеся, особенно в младших классах детской школы искусств, очень любят такие формы работы.
Именно поэтому у игры очень много преимуществ по сравнению с другими видами познавательной деятельности. Таким образом, построение учебного материала в форме игры не только отвечает естественным духовным запросам детей, но и побуждает детей к творчеству, самоорганизации, труду
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Работа над развитием чувства метроритма
Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразна. Работа над развитием чувства метроритма начинается с самых первых уроков. Восприятие музыки имеет активный слухо-моторный характер. Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. В основе его лежит восприятие выразительности музыки, поэтому вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудиться, ни развиться. Нельзя воспитывать ритм вообще. Музыкально-ритмическое чувство развивается только в процессе музыкальной деятельности. В понятии чувства метроритма следует различать несколько сторон:
Ощущение равномерности движения в разных темпах
Ощущение размера, т.е. сочетание чередования ударных и безударных долей
Осознание и воспроизведение сочетаний звуков различной длительности, т.е. ритмического рисунка
Природа чувства ритма требует его закрепления в тех или иных двигательных процессах. В сольфеджио следует использовать простейшие музыкально-ритмические движения: ходьбу, хлопки, шлепки и др.
Движение, как реакция на прослушанное особенно свойственно детям младшего возраста. Через включение элементов ритмики на уроках сольфеджио возможно значительно активизировать музыкальное восприятие. В процессе движения под музыку дети интуитивно постигают закономерности метроритмического строения мелодии (длительности, ритмический рисунок, чередование сильных и слабых долей). После этого можно переходить к сознательному усвоению метроритма на основе изучения музыкальной грамоты.
Воспитание чувства ритма также необходимо, как и развитие ладово-интонационных навыков. На начальном этапе обучения развитию чувства метроритма придается особенно большое значение.
Ритмические игры
1. Игра «Знакомство». Ребенок называет свое имя. Например, Оля, Саша. А дети повторяют это имя в ласковой форме: Оля-Оленька, Саша-Сашенька и т.д. Позже как вариант можно предложить игру «Спой свое имя».
Детям предлагаются несколько ритмических формул, при помощи которых можно интересно ритмизовать имена, например, Ма-ша, Ма-шень-ка, Ма-шу-ня. Бог-дан, Бо-неч-ка, Бог-дан-чик.
Варьируйте имя каждого ребенка.
2. Упражнение «Ритмическое эхо» - дети повторяют предложенный ритмический рисунок за педагогом
3. Игра «Ритмический телефон». Дети цепочкой стоят друг за другом. Предлагается верно передать по цепочке заданный педагогом ритм легким постукиванием соседа по плечу. Ребенок стоящий в конце цепочки в ладоши прохлопывает переданный ему ритм.
Осознанию ритмического рисунка на раннем этапе помогает использование ритмослогов, где за каждой длительностью закреплен определенный слог.
Половинная – ТА-А
Четверть - ТА
Восьмые - ТИ-ТИ
На каждую ритмическую формулу детям предлагается придумать слова, например:
ТА-ТА – ли-са, вол-на….
ТА-ТИ-ТИ – сол-ныш-ко, ба-боч-ка
ТИ-ТИ-ТА - ба-ра-бан, па-ро-ход
ТИ-ТИ-ТИ-ТИ – зем-ля-ни-ка, ко-ло-коль-чик, бу-ра-ти-но
Чтобы лучше усвоить ритмическую формулу детям предлагается сделать карточки с изображением ритмической формулы, придумать и записать к каждой формуле несколько слов.
После того, как всеми детьми будут усвоены простейшие ритмические формулы, в качестве задания можно предложить упражнения Т.Боровик «Петя Дынин», «Муха на ватрушке»
Приложение «Петя Дынин»
Приложение «Муха на ватрушке»
Хорошо развивает ритмическую память игра «Угадай песенку», где преподавателем воспроизводится ритм знакомой песенки, а дети ее отгадывают. Или можно предложить детям повторить ритм знакомой песенки по памяти. Как вариант - узнать знакомую песню по записанному на доске ритмическому рисунку, пропеть ее ритмослогами, затем исполнить песню, разделившись на две группы, одна из которых будет хлопать ритмический рисунок, а другая - отмечать метрические доли или только сильную.
Очень любят дети игру «Ритмическое рондо». Разновидностей игры может быть очень много. Педагог предварительно обсуждает с детьми условия и тему игры. Далее дети сами предлагают слова по теме для рефрена.
Например, «Зимнее рондо» - суг-роб, сне-го-вик, лы-жи, пу-хо-вик. Слова рефрена озвучиваются ритмическими жестами (хлопками, притопами, шлепками, щелчками). А между рефренами идут свободные импровизации любыми ритмическими жестами.
Возможные темы: «Фруктовый салат», «Игрушки», «Любимые животные», «Весенняя капель» и т.д.
Перечисленные формы работы над развитием ритма можно дополнить:
а) чтением ритмической строчки ритмослогами,
б) исполнением ритмического рисунка ритмослогами с хлопками, шлепками и т.д.,
в) досочинением ритмической фразы, начатой педагогом,
г) ритмической партитурой,
д) ритмическим каноном,
е) пением мелодии с ритмическим остинато.
Работа над развитием чувства метроритма проводится на каждом уроке.
Когда в арсенале детей будет несколько ритмических формул, можно предложить им импровизацию на 1-2 звуках на инструменте (Сначала без записи мелодии, а затем с записью)
Ритмический диктант
Это форма работы, требующая особого внимания. На первоначальном этапе важно, чтобы ученики хорошо усвоили графическое изображение каждой длительности.
Игры, для освоения длительности звуков.
Игра «Конфетти»
Детям предлагается найти и раскрасить кружки с изображением различных длительностей в определенный цвет. Например, целые – красным, половинные - зеленым, четверти – синим, восьмые – желтым.
2. Игра «Впиши недостающую длительность»
Детям предлагается заполнить таблицу длительностей.
3. Игра «Соедини названия и изображения»
Детям предлагается соединить названия длительностей нот и пауз с их изображением.
для понимания у детей младшего возраста представляет нота с точкой. После объяснения механизма действия точки можно предложить им следующие упражнения
Освоение клавиатуры на уроках сольфеджио
Для гармоничного развития музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления требуется использование многообразных форм работы на уроке сольфеджио, которые находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Это и пение интонационных упражнений, и диктант, и слуховой анализ, письменная работа и творческие задания.
Вспомогательной, но важной формой работы на уроке сольфеджио является игра на фортепиано, которой можно уделить немного времени на каждом уроке (5-7 минут). Это поможет учащимся лучше понять теоретический материал, а также лучше освоить клавиатуру инструмента.
Подкрепляя живым звучанием в собственном исполнении теоретический материал, дети быстрее усваивают его, так как практические действия способствуют лучшему запоминанию.
Упражнения на фортепиано могут быть разнообразными по своим формам и задачам. Сюда можно отнести игру отдельных элементов музыкальной речи, построение интервалов и аккордов в ладу и от звука, игру секвенций и цифровок, транспонирование, сочинение мелодии, подбор 2 голоса, аккомпанемента, импровизацию, творческие задания.
Игровые приемы в работе над интервалами.
При изучении интервалов за каждым из них закрепляется свой первый персонаж и своя мелодическая попевка, который называем с детьми «Музыкальный словарик». Создание этого музыкального словарика вызвано несколькими причинами:
Во-первых, необходимостью говорить с ребенком не на взрослом, «теоретически-умном», а понятном и доступном ему языке. Образная память ребенка гораздо глубже закрепляет полученные слуховые впечатления, чем теоретически верное, но абстрактное объяснение.
Во-вторых, не следует бояться закрепления за каким-либо слуховым элементом конкретной образной ассоциации (большая секунда – ежик, чистая квинта - ослик). Однако образ и термин должны существовать вместе, тогда в будущем переход к терминам будет естественным и безболезненным.
В-третьих, эти образные ассоциативные подсказки можно использовать не только на начальном этапе обучения, но и с более взрослыми детьми. Музыкальная память надолго зафиксирует точное
слышание
и понимание интервалов.
Заключение
В данной работе рассмотрены лишь некоторые игровые задания, применяемые на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ. Игра оживляет «скучный» урок, а посильные, простые и понятные игровые задания помогают детям лучше усвоить материал, повышают интерес к предмету.
Список использованной литературы
Б.Л.
Цейтлин
По ступенькам музыкальных знаний. Учебное пособие для подготовительных групп и первых классов. Москва, «Композитор» 2002г.
Е.А. Королева. Азбука музыки в сказах, стихах и картинках. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 г.
Л.Н. Алексеева. Игровое сольфеджио для
малышей
.г
. Ростов-на-Дону. ООО «Феникс», 2004 г.
В.В.
Жакович
. Готовимся к музыкальному диктанту. 2012 г.
Ж.
Металлиди
, А.
Перцовская
. Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для дошкольной группы ДМШ. Издательство «Композитор. Санкт-Петербург», 2003 г.
Л. Лехина. Путешествие в страну интервалов. Классика XXI. Москва, 2002 г.
Фортепианная школа Фаины Брянской. Классика XXI. Москва 2008 г.
Т.Э.
Тютюнникова
. Игра со звуками.
Бим
!
Бам
! Бом! Издательство «Композитор». Санкт-Петербург, 2003 г.
Т. Боровик. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. Классика XXI. Москва, 2007 г.
Т. Боровик. От слова к музыке. Классика XXI. Москва, 2000 г.
Интернет ресурсы.