Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Игровые методы в логопедической практике: как сделать занятия увлекательными | Саванец Надежда Сергеевна. Работа №352606

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье раскрывается значение игровых методов в логопедической практике дошкольного образовательного учреждения. Описывается, как использование игр способствует повышению мотивации детей, их активному участию в коррекционном процессе и достижению высоких результатов в развитии речи. Приводятся примеры игр и методик, адаптированных для работы с различными речевыми нарушениями. Уделено внимание роли логопеда как организатора игровой деятельности и важности включения родителей в игровой процесс.

Ключевые слова: логопед, игровая деятельность, речевые нарушения, дошкольный возраст, игровые методы, развитие речи, коррекционная работа.

Игровые методы в логопедической практике:
как сделать занятия увлекательными

 

Саванец Надежда Сергеевна, учитель-логопед

МБДОУ д/с № 6 «Остров детства» , г. Новосибирск

 

Аннотация. В статье раскрывается значение игровых методов в логопедической практике дошкольного образовательного учреждения. Описывается, как использование игр способствует повышению мотивации детей, их активному участию в коррекционном процессе и достижению высоких результатов в развитии речи. Приводятся примеры игр и методик, адаптированных для работы с различными речевыми нарушениями. Уделено внимание роли логопеда как организатора игровой деятельности и важности включения родителей в игровой процесс.

Ключевые слова: логопед, игровая деятельность, речевые нарушения, дошкольный возраст, игровые методы, развитие речи, коррекционная работа.

 

Игровые методы давно доказали свою эффективность в работе с дошкольниками. В этом возрасте дети познают окружающий мир через игру, которая является не только их ведущей деятельностью, но и природной потребностью. Именно поэтому включение игровых методик в логопедическую практику позволяет сделать коррекционные занятия увлекательными, а самое главное — результативными. Логопед, который умеет грамотно организовать игровую деятельность, помогает ребенку не только осваивать навыки правильной речи, но и сохранять высокий уровень мотивации на протяжении всего процесса обучения.

Основная цель игровых методов заключается в создании условий, при которых ребенок может активно участвовать в коррекционном процессе, не замечая, что выполняет задачи, требующие значительных усилий. Важной особенностью таких методов является их гибкость: игры можно адаптировать под индивидуальные потребности детей, учитывать их возраст, характер и уровень речевого развития. Например, детям с нарушением звукопроизношения будут полезны игры, направленные на тренировку артикуляции, такие как «Звуковые жонглеры», где ребенок повторяет сложные звуки, стараясь «удержать» их в воздухе, как мячики.

Примером увлекательной игры для коррекции заикания может быть «Скороговорочная дорожка». Ребенку предлагается пройти по нарисованной тропинке, произнося фразы с постепенно усложняющимися словами: от коротких («мама мыла») до более сложных («Миша мял мягкие мешки»). Такая игра помогает тренировать плавность речи, снижая речевую напряженность.

Для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) можно предложить игру «Волшебный мешочек». Логопед помещает в мешок различные предметы и просит ребенка на ощупь определить, что это, а затем описать: «Это яблоко. Оно круглое, красное, вкусное». Такая игра развивает словарный запас, учит составлять связные высказывания и активирует мелкую моторику.

Важной задачей логопеда становится не только подбор игр, но и умение правильно организовать игровую среду. Для этого полезно включать элементы соревнования и сюжета, которые делают занятия более живыми. Например, в игре «Космическое путешествие» дети помогают героям мультфильма собрать космический корабль, выполняя задания на различение звуков или составление предложений. Сюжетная основа стимулирует интерес детей и побуждает их активнее включаться в процесс.

Особое место занимают логопедические игры на развитие фонематического слуха. Такие игры, как «Лесное эхо» или «Музыкальный детектив», помогают детям научиться различать звуки речи, что особенно важно для подготовки к письму и чтению. Например, в игре «Лесное эхо» логопед произносит звуки разной длительности и высоты, а дети должны повторить их или указать, какой звук «спрятался».

Игровые методы эффективны не только на индивидуальных занятиях, но и в групповой работе. Важно, чтобы логопед учитывал особенности каждого ребенка, помогая им взаимодействовать друг с другом. Например, в игре «Путешествие по островам» дети совместно решают задачи, где каждый ребенок выполняет свою часть задания: один говорит звук, другой составляет слово, а третий — предложение. Такая деятельность способствует развитию коммуникативных навыков, повышает уверенность детей в себе.

Роль логопеда заключается в том, чтобы стать не просто организатором игр, но и активным участником процесса. Дети гораздо охотнее включаются в игру, если видят, что взрослый тоже заинтересован. Например, во время игры «Школа зверей» логопед может выступать в роли «учителя» — льва, который обучает зверят правильной речи, а дети играют роли учеников-животных.

Эффективность игровых методов значительно возрастает, если в работу включаются родители. Логопед может предлагать домашние задания в игровой форме, которые легко выполняются дома. Например, упражнение «Речевой магазин» позволяет тренировать звуки и слова: родитель предлагает ребенку «купить» продукты, назвав их правильно, или составить описание покупок. Такие совместные игры не только способствуют закреплению результатов, достигнутых на занятиях, но и укрепляют эмоциональную связь между ребенком и родителями.

Важно помнить, что игровая деятельность должна быть не только интересной, но и структурированной. Логопеду необходимо заранее планировать игры, подбирая их в соответствии с конкретными целями занятия. Например, если задача занятия — постановка звука «л», то игры подбираются так, чтобы ребенок имел возможность многократно повторять этот звук в процессе выполнения заданий.

Таким образом, игровые методы становятся незаменимым инструментом в логопедической практике. Они помогают сделать занятия увлекательными, повышают заинтересованность детей и обеспечивают системный подход к коррекции речевых нарушений. Логопед в ДОУ, используя игры, создает условия для гармоничного развития речи детей, помогая им не только преодолевать трудности, но и получать радость от процесса обучения.

 

 

Список литературы

Бахарева К. С. Игры по развитию обследования речи у детей дошкольного возраста / К. С. Бахарев. – М.: Феникс, 2019.

Груздева Ю. В. Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда / Ю. В. Груздева. —

Текст :

непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 7-9. — URL:

https://moluch.ru/th/4/archive/266/9099/

Лифтери

В.

А.,

Андрусева

И.

В. Роль игры в организации коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи // Вестник науки.

2022. №5 (50). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/rol-igry-v-organizatsii-korrektsionnoy-raboty-s-detmi-imeyuschimi-obschee-nedorazvitie-rechi

Михайленко Т.

М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Педагогика: традиции и инновации: материалы I

Междунар

. науч.

конф

. (г. Челябинск, октябрь 2018 г.). — Т. 1. – С. 34

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×