Игровые приёмы для эффективного закрепления новых речевых навыков | Кацалап Татьяна Викторовна. Работа №343810
Аннотация. Статья рассматривает игровые приемы, направленные на эффективное закрепление новых речевых навыков у дошкольников. В работе анализируются преимущества использования игровых форм в логопедической практике, а также предложены подходы, которые способствуют естественному усвоению речи через игру. Основное внимание уделено роли игр в активизации речевой активности, повышении мотивации и создании комфортной речевой среды для детей с речевыми нарушениями.
Ключевые слова: игровые приемы, речевые навыки, дошкольники, логопедическая работа, речевые игры, коррекция речи.
ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
Кацалап Татьяна Викторовна, учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №181» г. Нижний Новгород
Аннотация. Статья рассматривает игровые приемы, направленные на эффективное закрепление новых речевых навыков у дошкольников. В работе анализируются преимущества использования игровых форм в логопедической практике, а также предложены подходы, которые способствуют естественному усвоению речи через игру. Основное внимание уделено роли игр в активизации речевой активности, повышении мотивации и создании комфортной речевой среды для детей с речевыми нарушениями.
Ключевые слова: игровые приемы, речевые навыки, дошкольники, логопедическая работа, речевые игры, коррекция речи.
Развитие речи в дошкольном возрасте является важнейшим этапом общего развития ребенка. В этот период активно формируются фонематические, лексические и грамматические навыки, которые закладывают основу для успешного овладения речью в будущем. Однако процесс усвоения речевых норм может быть затруднен у детей с речевыми нарушениями, такими как общее недоразвитие речи (ОНР) или фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН). Логопеды играют ключевую роль в коррекции этих нарушений, используя различные методы, в том числе игровые приемы, которые являются особенно эффективными для закрепления новых речевых навыков.
Игровая деятельность — это естественная форма активности дошкольников, которая позволяет им не только развивать речь, но и формировать важные социальные и когнитивные навыки. Играя, ребенок получает возможность осваивать новые слова, грамматические конструкции и звуки в непринужденной и комфортной обстановке. При этом игровая форма обучения повышает мотивацию ребенка к речевому взаимодействию, снижает уровень тревожности и способствует активному участию в логопедических занятиях.
Использование игровых приемов в логопедической работе позволяет объединить коррекционные задачи с потребностями ребенка в игровой деятельности. Для дошкольников игра является основной формой активности, через которую они осваивают мир и взаимодействуют с окружающей средой. Играя, ребенок активно включается в процесс речи, учится строить диалоги, расширяет свой словарный запас и осваивает новые звуковые и грамматические конструкции. Это позволяет логопеду работать с ребенком на уровне, соответствующем его возрастным и психологическим особенностям.
Одним из главных преимуществ использования игровых приемов является возможность создания естественной речевой ситуации. В процессе игры ребенок начинает активно применять полученные знания и навыки в различных коммуникативных контекстах. Например, в играх с ролевыми элементами дети учатся строить диалоги, использовать в речи новые слова и звуки, контролировать свою речь в зависимости от ситуации. Это позволяет закрепить новые речевые навыки, делая процесс их усвоения более органичным и менее формализованным.
Кроме того, игровые приемы способствуют снижению уровня тревожности у детей с речевыми нарушениями. Для многих детей логопедические занятия могут вызывать стресс и дискомфорт, особенно если речь идет о корректировке трудных для них звуков или грамматических конструкций. Игра помогает создать доверительную и непринужденную атмосферу, в которой ребенок чувствует себя уверенно и раскрепощенно. Это способствует лучшему усвоению материала и повышает эффективность коррекционной работы.
Логопедические игры могут включать в себя самые разнообразные элементы: от ролевых игр до двигательных активностей, от игр с предметами до игр с воображаемыми ситуациями. Важно, чтобы они были интересными для ребенка и соответствовали его возрасту и интересам. Например, ролевые игры, такие как «магазин» или «поликлиника», позволяют ребенку отрабатывать речевые навыки в ситуации, максимально приближенной к реальной. В таких играх ребенок может использовать новые слова, строить предложения и задавать вопросы, что способствует естественному закреплению речевых навыков.
Игры, направленные на развитие звукового восприятия и фонематического слуха, также играют важную роль в коррекции речи у дошкольников. Через игру ребенок учится различать и правильно произносить звуки, что является основой для формирования правильной артикуляции и фонематического восприятия. Например, логопед может предложить ребенку игру, в которой нужно найти предметы на определенный звук или придумать слова, начинающиеся с заданной буквы. Такие игры помогают не только отрабатывать звуковую сторону речи, но и развивать лексический запас ребенка.
Игровые приемы также позволяют логопеду активизировать работу ребенка над грамматическим строем речи. В процессе игры ребенок учится правильно использовать глаголы, существительные, прилагательные и другие части речи в различных формах и падежах. Например, в игре с куклами или игрушками ребенок может составлять описания предметов, задавать вопросы или давать инструкции, что способствует усвоению правильных грамматических конструкций. Это делает процесс коррекции речи более интересным и менее формализованным для ребенка.
Игровые приемы не только способствуют закреплению новых речевых навыков, но и создают положительный эмоциональный фон для речевой деятельности ребенка. Играя, ребенок не только учится правильно говорить, но и развивает коммуникативные навыки, которые помогают ему успешно взаимодействовать с окружающими. Игровая форма занятий позволяет детям чувствовать себя более уверенно и раскованно, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями, которые могут испытывать трудности в общении с другими людьми.
Важной задачей логопеда является создание такой игровой среды, в которой ребенок сможет максимально активно использовать свои речевые навыки. Это может быть игра с воображаемыми персонажами, конструирование ситуаций, в которых ребенок должен давать инструкции или задавать вопросы, или игры с предметами, которые стимулируют речевую активность. Важно, чтобы такие игры были интересными и увлекательными для ребенка, что позволит ему легко включаться в речевую деятельность и закреплять полученные знания и навыки.
Игра также позволяет логопеду гибко адаптировать задачи под индивидуальные потребности ребенка. Например, если ребенок испытывает трудности с определенными звуками или грамматическими конструкциями, логопед может предложить игру, в которой нужно повторять эти звуки или использовать нужные грамматические формы. Это позволяет сделать процесс коррекции речи более эффективным и целенаправленным, сохраняя при этом игровой характер занятия.
Таким образом, игровые приемы являются важным инструментом в логопедической практике, способствующим закреплению новых речевых навыков у дошкольников. Игра, как основная форма деятельности ребенка, создает условия для активного речевого взаимодействия, повышения мотивации и снижения уровня тревожности. Логопед, используя игровые приемы, может гибко адаптировать коррекционные задачи под индивидуальные потребности ребенка, делая процесс обучения более интересным и результативным. Закрепление новых речевых навыков через игру позволяет детям успешно осваивать речевые нормы и уверенно использовать их в общении.
Список литературы
1. Коновская М. В. Нетрадиционные методы в логопедической практике / М. В. Коновская // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва: Буки-Веди, 2016. — С. 132-134.
2. Косткина М. А. Система работы по дифференциации звуков при фонетико-фонематическом недоразвитии речи / М. А. Косткина, А. В. Богатырева // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 58-63.