Игровые способы работы над гаммами и произведениями | Чалова Анна Николаевна. Работа №349234
Нескучные способы работы с начинающими в классе фортепиано, предназначена для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств, а также центров дополнительного образования детей. Основная цель разработки – проанализировать и обобщить практический опыт в работе с начинающими пианистами, предложить интересные методы на разных этапах работы, позволяющие заинтересовать и привлечь к занятиям на инструменте большее количество детей.
Способы работы над гаммой.
В освоении нотной грамоты можно использовать очень удобные пособия Корольковой «Крохе-музыканту», «Первые шаги маленького пианиста», Альтермана «40 уроков начального обучения». Когда ребёнок освоил ноты, длительности, основные приёмы звукоизвлечения, на смену упражнениям приходит время работы над гаммами. И здесь игровые способы очень пригождаются.
Самая большая трудность для большинства учащихся – соединение гаммы в прямом движении двумя руками. После того, как твёрдо усвоено чередование пальцев отдельными руками, считаю целесообразным соединять сразу на 2 октавы, так как остановка на 5 пальце, при игре в одну октаву, сбивает потом с основного чередования 3 и 4 пальцев. Для облегчения процесса 10 придумали определённую схему: при движении вверх – ведущая правая рука, она первая чередует пальцы, а левая за ней повторяет; при движении вниз – главной становится левая рука, а правая – повторяет. При этом одно условие – пальцы не пропускать! При таком способе работы гамма начинает звучать приемлемо после 2-3 уроков. Обращения аккордов хорошо запоминаются, если их поиграть, как фанфары, на слова: «Солнце встало, солнце встало, просыпайся и вставай!»
Запомнить аппликатуру хроматической гаммы поможет игра: «Фокусник разрезал ленту на куски». Играем отрывок ленты по «двойняшкам» с 3-го пальца (туда-обратно); Отрывок по «тройняшкам» с 3-го пальца; Промежуток с ре-диеза с 3-го пальца; Промежуток с си-бемоля с 3-го пальца. Поучили по-отдельности, а потом куски соединяем в ленту (играем гамму целиком)!
Игровые способы работы над произведениями.
В работе над пьесами также можно привлечь игру. Очень часто во, вроде бы, посильном произведении обнаруживается какое-нибудь неудобное место, которое никак не хочет получаться. В таком случае нужно попытаться перехитрить трудность, сделать трудное лёгким. Приведу некоторые нескучные способы работы над неудобными местами в произведениях.
Иорданский «Охота за бабочкой»:
«Поделим трудность на двоих». - Играем, меняясь на цезурах, стараясь «подхватить» вовремя. Сначала по 1 такту (по очереди) – такты, сначала чётные, затем нечётные проигрываются. Далее делим по 2 такта, меняемся. Таким образом все неудобные моменты заучиваются чище.
«Увеличительное стекло». – Рассматриваем трудность, например, серединку в этой пьесе, как бы через лупу. Следим за переплетением звуков, за движением мелодии, аппликатурой, вслушиваемся в звучание и в свои движения в медленном темпе.
Майкапар «Раздумье».
«Дирижёр». – Временное упрощение текста. Ребёнок-дирижёр, репетирует с отдельными участниками оркестра. Отрабатываем разные басы в левой руке, заменяя их словами: «шаг-шаг». Правую играем, левую комментируем голосом, вовремя соблюдая паузы. Затем играем двумя, продолжая помогать себе словами. Далее – «про себя».
Временное заполнение пауз. – Позволяет точнее выдержать ритм в мелодии. Заполняем паузы в конце фразы словами, например: «Тик-так».
Е.Гнесина «Этюд ре мажор».
«Замри-отомри». – Игра знакома каждому. Договариваемся: я играю, а ученик в любой момент говорит мне: «Замри!» Я должна мгновенно замереть без резких движений. Как только будет сказано: «Отомри!» - играю дальше. Потом меняемся ролями. Теперь моя задача – удачно выбрать момент остановки: момент его неудобного, неуклюжего, судорожного движения. Между «замри» и «отомри» несколько мгновений спокойной сосредоточенности, «нацеливания» на движение. Потом эти команды ученик даёт себе сам. Молча. Затем надобность в этом отпадает. Эта игра хорошо помогает при затруднениях в моменты, требующие мгновенной смены состояния: внезапное изменение фактуры, динамики, быстрый перелёт рук.
«Разучивание с конца». – Сыграть последнее построение, затем начинать на шаг раньше.
Вот так играя с инструментом мы учимся на нём играть!