Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Игровые технологии и их использование в воспитательной работе с учащимися | Бартнова Ирина Петровна. Работа №290703

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Бартнова Ирина Петровна
В методической разработке представлен собственный опыт воспитателя по использованию игровых технологий при проведении занятий с суворовцами. Методическая разработка предназначена для воспитателей и классных руководителей образовательных организаций. В подростковом и раннем юношеском возрасте игра - средство самопознания и самоопределения. В игре проявляются и формируются интересы и склонности детей, развиваются чувства, фантазия, смекалка, трудолюбие, коллективизм и другие качества личности. Данный материал поможет эффективно использовать игровые технологии в своей работе с целью пополнения знаний, отдыха, развлечения и воспитания. Отличается от подобных методических разработок лаконичностью и системностью информации.

 

Игровые технологии и их использование в воспитательной работе с учащимися

 

Аннотация

В методической разработке представлен собственный опыт воспитателя по

использованию игровых технологий при проведении занятий с суворовцами.

Методическая разработка предназначена для воспитателей и классных руководителей образовательных организаций. Данный материал поможет эффективно использовать игровые технологии в своей работе с целью пополнения знаний, отдыха, развлечения и воспитания. Отличается от подобных методических разработок лаконичностью и системностью информации.

Технология игровой деятельности

В играх принимают участие люди всех возрастов. В подростковом и раннем

юношеском возрасте игра - средство самопознания и самоопределения. В игре

проявляются и формируются интересы и склонности детей, развиваются чувства,

фантазия, смекалка, трудолюбие, коллективизм и другие качества личности.

Взрослым игра помогает отдыхать, психологически и профессионально

развиваться. В игре происходит формирование произвольного поведения человека, его социализация. Кроме того, игра помогает общению, сохранению душевного равновесия, доставляет людям радость, удовольствие от напряжения умственных, физических сил и достигаемых успехов.

Функциональные возможности игры.

В каждой игре есть такие элементы, как роль, сюжет и содержание.

Роль – единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все её

аспекты, т.е. необходимые действия в определенных обстоятельствах. Исполнение роли предполагает знание участникам условий (правил и сюжета игры).

Сюжетные игры – это последовательность развития событий, действий и поступков играющих.

Содержание игры – изложение смысла того, что воспроизводится её участниками

по условиям (сюжета игры).

Типовая характеристика игр

Все игры можно подразделить на две группы:

организованные (под руководством воспитателя)

неорганизованные (стихийные игры на основе предшествующего опыта и

своей фантазии).

Руководство игрой воспитателем заключается в следующем:

подборе игры, исходя из их педагогической значимости, а также интересов и

возможностей играющих;

проектирование целей и хода развития игры;

побуждение к участию в игре;

обучение правилам игры

создание новых игровых ситуаций с целью развития игры;

стимулирование активности играющих;

наблюдении за играющими, оценке их интересов, способностей и уровней

развития;

подведение итогов игры.

 

Условия эффективности игры:

доступность игры. Нельзя включать в игру воспитанников, если у них

отсутствует минимум знаний и жизненного опыта для понимания возникающих в ходе игры проблем;

добровольность включения в игру; распределение ролей с учетом желаний и

индивидуальных особенностей личности;

обеспечение свободного, творческого, демократического стиля общения

проведения игры;

поощрение игровой самостоятельности; постоянный контроль за нравственной атмосферой игры; создание в процессе игры нестандартных ситуаций;

предоставление каждому участнику игры выбрать себя, проявить свои интересы и

способности;

стремление опосредованно руководить игрой, не применяя авторитарных

приемов и разрушая игру неумелой корректировкой;

соответствие содержания игры достижениям и требованиям научно-

технического прогресса.

Продуктивная (инновационная) игра - совместная деятельность по созданию

информационного продукта (по решению какой-либо практической проблемы),

предполагающая обмен мнениями, в т. ч. и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов. Специалисты при характеристике продуктивных игр наделяют их рядом черт:

наличие сложной задачи, принципиально новой для участников игры;

разделение участников на небольшие (8 — 12 человек) группы, которые

поэтапно разрабатывают варианты решения поставленной задачи;

прохождение каждой группой всех процедур (диагностика задачи, диагностика ситуации, диагностика и постановка проблем, определение целей, выработка решений, разработка проекта, разработка программы реализации) в ходе игры с обсуждением результатов работы группы на общей дискуссии после каждой процедуры;

наличие в каждой группе консультанта, специальным образом организующего работу группы с использованием соответствующих логико-технических, социально-технических и психологических средств.

Как правило, алгоритм продуктивной игры предполагает следующие

процедуры: общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение правил), работа по группам, общий сбор-финиш (подведение итогов). Поэтому продуктивная игра может считаться достаточно сложной формой, так как она включает в себя в качестве промежуточной или итоговой процедуры такую форму как «Защита проектов».

Формы воспитательной работы типа «путешествие»

К этому типу мы относим такие известные формы, как игра-путешествие,

экскурсия, поход, парад (карнавальное шествие).

Игра-путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра на

преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета». Мы прибегли к определению С.П. Афанасьева, так как он кажется наиболее удачным. Назначение игры-путешествия вариативно: эта форма может использоваться:

для информирования воспитанников;

служить средством отработки каких-либо умений (организаторских,

коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.);

предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и

навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования

между командами участницами;

способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через

«проживание» воспитывающих ситуаций,

организации коллективного планирования деятельности коллектива.

Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, поможет

воспитателю сделать шаг на пути сплочения коллектива. Вообще игра-путешествие одна из самых богатых по потенциалу форм.

Рассмотрим особенности игры-путешествия. Главное, что отличает игру-

путешествие, является процедура целенаправленного движения групп участников по определенной схеме, обозначенной в маршрутном листе. Исходя из вариантов

организационного воплощения данной процедуры, существует несколько модификаций игры- эстафеты. Первая модификация — маршрутный лист четко обозначает порядок движения команды и расположение площадок. Вторая — в маршрутном листе площадки только названы, а порядок их прохождения и местоположение не определены. В этом случае места действия разбросаны по определенной территории и задача команды состоит в том, чтобы за ограниченное время найти и пройти как можно больше площадок. Третья модификация — порядок движения известен только проводнику. Возможны модификации игры-путешествия по количеству участников в командах. Игра-путешествие может предполагать участие команды, состоящей из одного-двух человек, а может — и до восьмидесяти. Особая процедура — это передвижение команд. Участники могут передвигаться перебежками, особенно если в качестве критерия выдвинута быстрота прохождения маршрута. Команды могут двигаться медленно и осторожно (с закрытыми глазами, взявшись за руки или в сумерках на свет фонарика).

Третья процедура — это общий сбор участников игры-путешествия, который

проводится дважды. Мы условно назвали процедуру первого сбора — «сбор-старт», а последнего — «сбор-финиш». На сборе-старте участники получают необходимую информацию, включающую в себя легендарное обоснование деятельности и правила игры т.ч. способ оценки результатов деятельности команды на площадке). На сборе-финише подводятся итоги, награждаются (если необходимо) победители. Подготовка к восприятию игры-путешествия включает в себя эмоциональный настрой и постановку понятных для детей задач. Последействие должно создать условия для выхода эмоций (как положительных, так и отрицательных), и, кроме того, содержать подведение итогов для каждого участника игры-путешествия.

Таким образом, алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя:

1. Подготовку участников к восприятию игры-путешествия.

2. Сбор - старт.

3. Движение команд по маршруту.

4. Участие команд в организуемой на площадках деятельности

5. Сбор-финиш.

6. Организация последействия.

Каждый участник игры активно проявляет свои способности, развивается как

личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, отношения с окружающими людьми и самим собой. В современных условиях воспитатель должен сделать все возможное, чтобы каждый ребенок испытал радость от приложенных усилий, пережил успех достижения цели. Именно этому способствует технология игровой деятельности.

 

Литература

1.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987. -

С.34.

2.Ролевое движение в России - истинные правила игры// Игромания.- 2000.- № 4

(апрель 2000 г.)- текст из Интернета.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×