«Игровые технологии и упражнения с детьми ОВЗ" | Галлямова Айгуль Ридюлевна. Работа №308679
музыкальной технологии и игровых упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в школьных учреждениях. Материал актуален для музыкальных руководителей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, психологов, воспитателей.
Ключевые слова: Коммуникация, танцы, музыкально-игровые упражнения, коррекция.
Современные образование предполагает равные возможности для всех детей, в том числе, для детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Перед педагогами стоит задача не только скорректировать имеющиеся нарушения, но и подготовить ребенка к «взрослой» жизни, сначала школьной, а потом и к самостоятельной. Но дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания.
ГБОУ Белокатайская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Доклад
«Игровые технологии на уроках музыки в коррекционной школе»
Выполнил: Матвеева Ирина Васильевна
Учитель музыки
Старобелокатай,2020
«Игровые технологии на уроках музыки в коррекционной школе»
Аннотация:Данная статтья представляет собой опыт использования музыкальной технологии и игровых упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в школьных учреждениях. Материал актуален для музыкальных руководителей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, психологов, воспитателей.
Ключевые слова: Коммуникация, танцы, музыкально-игровые упражнения, коррекция.
Современные образование предполагает равные возможности для всех детей, в том числе, для детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Перед педагогами стоит задача не только скорректировать имеющиеся нарушения, но и подготовить ребенка к «взрослой» жизни, сначала школьной, а потом и к самостоятельной. Но дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания. Авторы коррекционных программ, такие как Н.В.Нищева, Л.Б. Баряеваи др. отмечают, что для детей с ОВЗ характерны эмоциональная и личностнаянезрелость, проблемы коммуникативного характера. Музыкальные игры в ненавязчивой форме включают детей в общий процесс, побуждают к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, формируют положительный образец поведения. Чтобы быстрее и успешнее прошла социализация таких детей в коллективе в своей работе мы обращаемся к технологии А. И. Бурениной «Коммуникативные танцы-игры для детей». Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр? Это танцы, основанные на простых движениях, а музыкальное сопровождение со словами подсказывает, какое движение следует выполнять следующим, игровой сюжет воспринимается естественно, без напряжения, задание доступно по смыслу.В коммуникативных танцах-играх развивается не только музыкальный слух, пластичность, выразительность движений, ориентировка в пространстве, но и умение вступать в контакт, воспринимать партнера, ощущать свое тело и координировать собственные движения с движениями партнера или коллектива, умение раскрепощаться. После включения коммуникативных танцев в совместную деятельность мы заметили, что у воспитанников больше не вызывает проблем необходимость сотрудничать, дети более уверенно чувствуют себя в коллективе, учатся соотносить свои действия с действиями сверстников.
Коммуникативные танцы построены, в основном, на жестах и движениях, которые выражают дружелюбие, доброжелательное отношение людей друг к другу, поэтомуони вызывают и закрепляют положительные, радостные эмоции. Такие танцы-игры являются доступными и в то же время привлекательными, вызывают яркие положительные эмоции. Технологию «Коммуникативные танцы-игры для детей» А.И.Бурениной с успехом можно использовать в коррекционной работе с детьми, имеющими различную патологию развития.
Наряду с применением данной технологии использование в работе музыкально-игровых упражнений позволяет скорректировать речевые нарушения, имеющиеся у детей с особыми возможностями здоровья. С древних времен люди заметили положительное влияние музыки на здоровье человека. Еще Авиценна лечил музыкой нервные и психические заболевания. Сегодня без музыкального воспитания трудно представить себе образовательную организацию, ведь музыка сопровождает детей во всех видах деятельности. Музыкально-игровые упражнения предлагают М.Ю.Картушина, О.Н.Арсеневская, Е.А.Судакова и др. Они могут быть направлены на развитие дыхания, динамики, умение управлять голосом, изменять его высоту и окраску. Вот несколько примеров.
Упражнение на развитие дыхания «33Егорки»
Цель – распределить один выдох на всю длину фразы, (как можно большее количество Егорок).Исполняется без музыкального сопровождения на двух звуках в пределах секунды.
Как у леса на пригорке жили 33 Егорки.
Поглубже носиком вдохнем и Егорок считать начнем:
1 Егорка, 2 Егорки, 3 Егорки….и т.д.
Упражнение на развитие звуковысотного слуха и звуковедение. «Веселые путешественники»
Цель – передавать голосом изменения высоты и силы звука.
Машина. Руку поставить перед собой на уровне пояса, ладонью вниз. На любой гласный звук вести руку ровно – «машина едет по ровной дороге», добавить небольшие голосовые колебания в пределах интервала секунда вверх-вниз – «машина едет по неровной дороге, по кочкам».
Корабль. Показывать рукой волны, голосом воспроизводить движение звука в пределах терции-кварты.
Воздушный шар. Рукой рисовать в воздухе восьмерку вертикально, голосом следовать за рукой – шар поднимается в небо, потом опускается, снова поднимается и т.д. до окончания выдоха.
Самолет. Рукой изобразить взлет самолета, сначала ровно, потом быстро по плавной линии вверх – голосом следовать за движением руки, от низкого звука до высокого. Посадка – то же самое в обратном порядке.
Коммуникативная игра-танец «Здравствуй, мой дружок!»
Здравствуй, здравствуй, каблучок! - стучат пяточкой об пол.
Здравствуй, здравствуй, кулачок! - постукивают кулачками передсобой.
А теперь пойдем в кружок. - идут в центр круга, взявшись за руки.
Здравствуй, здравствуй, мой дружок! - приветствуют друг друга,
кивая головой.
Коммуникативный танец «Здравствуй, друг!»
Зашагали ножки, прямо по дорожке, Дети ходят врассыпную по залу.
Весело шагали и друга повстречали. Останавливаются и находят
себе партнёра.
Здравствуй, здравствуй, милый друг, Здороваются за руку.
Ты посмотри вокруг. Разводят руки в стороны.
Ты мне просто улыбнись,
Крепко обнимись. Обнимают друг друга.
Заключение
Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод, что использование игровых технологий на уроках музыки положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов и оздоровлению ребенка, наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.
Внимательный преподаватель, анализируя манеру общения ребенка и обучая его при помощи игровых технологий, способен предвидеть даже профессиональную ориентацию личности и в состоянии дать рекомендации родителям присмотреться к ярко выраженным талантам ребенка, а также к возможным проблемам в общении или самовыражении, ненавязчивую коррекцию которых следует продолжить в домашней обстановке. Использование музыкально – игровых технологий поможет музыкальному руководителю занимательнее и эффективнее провести урок.
Мое устойчивое желание отыскать рецепт, встретилось с уникальной способностью игры увлекать, заманивать в свой мир любого.
Спасибо за внимание!
Литература
1.Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб.пособие. СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004.
2.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет, - М.: ТЦ Сфера, 2009.
3.Арсеневская О. Н. " Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Занятия,игры, упражнения."- Издательство:Учитель, 2012.
4.Буренина, А.И. « Ритмическая мозаика» (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). /
5.А.И.Буренина.-Санкт- Петербург: ЛОИРО,2000.-С.220.Годик, М.А., Барамидзе, А.М., Киселева, Т.Г. « Стретчинг» М.А.Годик, А,М.Барамидзе, Т.Г.Киселева.- Москва: Советский спорт, 1991.- С.93.
6.Овчинникова Т.С. «Логопедические распевки». - СПб.: Каро,2006.
7. Интернет-ресурсы:
maam.ru ;
ped-kopilka.ru;
doshvozrast.ru›metodich;
kopilkaurokov.ru