Игровые технологии как средство развития коммуникативных навыков на уроке английского языка | Степанян Нинель Арамовна. Работа №344045. Номер работы: №344045
Аннотация. В данной статье рассматривается использование игровых технологий на уроках английского языка для развития коммуникативных навыков у школьников. Подчеркивается значимость игрового подхода как одного из эффективных инструментов повышения интереса учащихся к изучению языка, активизации их речевой деятельности, а также формирования способности к взаимодействию в иноязычной среде. Приведены примеры игр и заданий, способствующих повышению уровня владения языком и развитию навыков общения.
Ключевые слова: игровые технологии, коммуникативные навыки, английский язык, обучение, взаимодействие, мотивация, игра.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Степанян Нинель Арамовна, учитель английского языка
ГБОУ г. Москвы «Бауманская инженерная школа № 1580»
Аннотация. В данной статье рассматривается использование игровых технологий на уроках английского языка для развития коммуникативных навыков у школьников. Подчеркивается значимость игрового подхода как одного из эффективных инструментов повышения интереса учащихся к изучению языка, активизации их речевой деятельности, а также формирования способности к взаимодействию в иноязычной среде. Приведены примеры игр и заданий, способствующих повышению уровня владения языком и развитию навыков общения.
Ключевые слова: игровые технологии, коммуникативные навыки, английский язык, обучение, взаимодействие, мотивация, игра.
В процессе обучения английскому языку одной из приоритетных задач является развитие коммуникативных навыков учащихся. Чтобы эффективно сформировать способность учеников свободно и уверенно общаться на английском языке, учителю необходимо не только передать им необходимые знания, но и обеспечить практическое применение этих знаний в ситуациях, приближенных к реальным. В этом контексте игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе, поскольку они создают атмосферу естественного общения, снижают уровень стресса и тревожности при изучении языка, а также стимулируют активность учеников.
Игра является мощным средством вовлечения детей в процесс обучения. Она помогает преодолеть барьеры в общении, мотивирует учащихся на участие в языковой деятельности и активизирует мыслительные процессы. Использование игровых технологий на уроках английского языка способствует не только закреплению лексики и грамматических структур, но и развитию у школьников способности к взаимодействию в различных речевых ситуациях. Например, игра "Role Play" (Ролевая игра) позволяет учащимся разыгрывать реальные жизненные ситуации, такие как поход в магазин или встреча с друзьями. Это помогает детям научиться применять выученные фразы в конкретных ситуациях, тренируя таким образом умение вести диалог на английском языке.
Кроме того, игровые технологии развивают навыки спонтанного общения. В ходе игры дети часто сталкиваются с необходимостью импровизировать, искать нестандартные решения и использовать творческий подход. Это делает обучение более интересным и увлекательным. Игры, такие как "Guess the Word" (Угадай слово) или "Charades" (Шарады), стимулируют развитие навыков говорения, так как учащиеся должны описывать предметы или действия, не называя их прямо, что требует активного использования лексического запаса и навыков объяснения.
Игровые методы на уроках английского языка также способствуют формированию положительного отношения к учебному процессу. Они создают условия, при которых обучение становится не только познавательным, но и эмоционально насыщенным. Например, игра "Treasure Hunt" (Охота за сокровищами) может быть использована для закрепления лексики по теме "Ориентация в пространстве". Учитель раздает ученикам карты с заданиями, которые они должны выполнить, используя соответствующие фразы и выражения на английском языке. Такой игровой формат увлекает учеников, превращая обучение в увлекательное приключение.
Игровые технологии также способствуют созданию благоприятной атмосферы на уроке, где каждый ученик чувствует себя уверенно и комфортно. Важно, чтобы игра не воспринималась учащимися как дополнительная нагрузка, а была естественным продолжением учебной деятельности. Например, игра "Simon Says" (Саймон говорит) помогает не только тренировать навыки слушания и понимания, но и создавать обстановку веселья и дружелюбия на уроке. Учащиеся следуют указаниям ведущего, что способствует развитию навыков аудирования и быстрого реагирования на услышанную информацию.
Особенно эффективными игровые технологии являются при работе с младшими школьниками, которые по своей природе активны и эмоциональны. Такие игры, как "Bingo" (Бинго), "Memory Game" (Игра на память), "Pictionary" (Рисуй и угадывай), помогают детям быстро запомнить новые слова и выражения, укрепить их в памяти и научиться использовать в разговорной речи. Например, игра "Pictionary" может быть использована для изучения лексики по теме "Животные". Учащийся рисует животное на доске, а его одноклассники должны угадать, о каком животном идет речь, используя английские слова. Это способствует не только закреплению новых слов, но и развитию навыков коммуникации.
Игры также способствуют развитию навыков аудирования. Например, игра "Telephone" (Испорченный телефон) учит детей внимательно слушать друг друга и точно передавать информацию. В ходе этой игры ученики передают фразу по цепочке, и в итоге проверяется, насколько точно она была воспринята и передана. Это не только развивает слуховые навыки, но и учит детей работать в команде, что является важным элементом коммуникативного процесса.
Однако использование игровых технологий на уроках английского языка требует от учителя продуманного подхода. Важно, чтобы игры соответствовали уровню подготовки учащихся и были интегрированы в общий учебный процесс. Игры должны быть логично связаны с учебными задачами урока и способствовать достижению его целей. Например, при изучении темы "Погода" можно использовать игру "Weather Reporter" (Метеоролог), где один ученик выступает в роли ведущего прогноза погоды, а остальные ученики задают ему вопросы на английском языке. Это помогает закрепить лексику по теме и одновременно развивает навыки диалогического общения.
Кроме того, важно учитывать индивидуальные особенности учеников. Некоторые дети могут стесняться активно участвовать в игре или испытывать трудности с пониманием правил. В таких случаях учитель должен быть готов к гибкому подходу, адаптируя игру под возможности каждого ученика. Например, можно предложить более простые задания или дать возможность выбрать партнера для работы в паре. Это поможет каждому ребенку чувствовать себя уверенно и комфортно в процессе игры.
Таким образом, игровые технологии являются важным средством развития коммуникативных навыков на уроках английского языка. Они способствуют активизации речевой деятельности учащихся, развивают умение взаимодействовать в различных коммуникативных ситуациях, формируют положительное отношение к учебе и создают благоприятные условия для эффективного усвоения языка. Игровой подход делает процесс обучения более интересным и увлекательным, что является залогом успешного овладения английским языком.
Список литературы
Бочкарева Т
.
А
.
Игровые технологии на уроках английского языка // Вестник науки и образования. 2020. №4-1 (82).
Гюльмамедова
Р.Р., Логинова
А.А. Игровые технологии в процессе обучения иностранным языкам // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. 2020. №XII.
Магомедова
Р.М., Абдусаламов
М.М. И
гровые технологии обучения иностранному языку: психолого-педагогические аспекты и практическое использование
// МНКО. 2021. №4 (89).