Игровые технологии на уроках литературы в среднем и старшем звене при изучении крупных эпических произведений ("Война и мир", "Тихий Дон") | Чернакова Виолетта Андреевна. Работа №347093
Аннотация. В статье рассмотрены игровые технологии, применяемые на уроках литературы при изучении крупных эпических произведений, таких как «Война и мир» Л. Н. Толстого и «Тихий Дон» М. А. Шолохова. Игровые формы обучения позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, повышают интерес к чтению и способствуют более глубокому пониманию произведений. Основное внимание уделяется возможностям использования игровых методов на разных этапах урока и их влиянию на развитие критического мышления, творческих способностей и навыков анализа текста.
Ключевые слова: игровые технологии, урок литературы, эпические произведения, Война и мир, Тихий Дон, старший школьный возраст, средний школьный возраст.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕМ И СТАРШЕМ ЗВЕНЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КРУПНЫХ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ("ВОЙНА И МИР", "ТИХИЙ ДОН")
Чернакова Виолетта Андреевна,
учитель МБОУ города Иркутска СОШ №43
имени Главного маршала авиации А.Е. Голованова
Аннотация. В статье рассмотрены игровые технологии, применяемые на уроках литературы при изучении крупных эпических произведений, таких как «Война и мир» Л. Н. Толстого и «Тихий Дон» М. А. Шолохова. Игровые формы обучения позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, повышают интерес к чтению и способствуют более глубокому пониманию произведений. Основное внимание уделяется возможностям использования игровых методов на разных этапах урока и их влиянию на развитие критического мышления, творческих способностей и навыков анализа текста.
Ключевые слова: игровые технологии, урок литературы, эпические произведения, Война и мир, Тихий Дон, старший школьный возраст, средний школьный возраст.
Изучение крупных эпических произведений на уроках литературы в старших и средних классах может вызывать у учащихся трудности, связанные с объемностью текста, сложностью сюжета и множества персонажей. В таких условиях использование игровых технологий становится эффективным средством повышения мотивации и вовлеченности школьников в учебный процесс. Игровые методы помогают активировать познавательную активность, делают процесс обучения более динамичным и наглядным, способствуют формированию навыков работы с текстом.
В данной статье рассматриваются возможности применения игровых технологий при изучении произведений «Война и мир» Л. Н. Толстого и «Тихий Дон» М. А. Шолохова. Обсуждаются конкретные приемы и методы, которые могут быть использованы на разных этапах работы с текстом: от первичного знакомства с произведением до анализа отдельных эпизодов и образов героев.
Игровые технологии можно условно разделить на несколько категорий: деловые игры, ролевые игры, викторины и конкурсы, драматизация и проектные игры. Важно учитывать специфику произведения и уровень подготовки учащихся при выборе того или иного метода.
1. Деловые игры моделируют определенные ситуации из жизни персонажей произведений, что помогает школьникам глубже понять мотивацию героев и их поступки. При изучении «Войны и мира» деловая игра может заключаться, например, в моделировании заседания в салоне Анны Павловны Шерер, где ученики, исполняющие роли разных персонажей, обсуждают политические события начала XIX века. Для «Тихого Дона» можно организовать игру, где ученики будут решать вопросы управления станицей во времена гражданской войны.
2. Ролевые игры являются важным методом для понимания мотивов и внутреннего мира героев. Они особенно эффективны при изучении характеров таких сложных персонажей, как Пьер Безухов или Григорий Мелехов. Например, ученики могут разыгрывать сцены, в которых персонажи обсуждают свои действия или принимают решения. Это помогает лучше осознать динамику развития образов и взаимоотношений героев.
3. Викторины и конкурсы по произведениям могут служить не только способом проверки знаний, но и стимулировать интерес к тексту. Например, можно организовать викторину, включающую вопросы о ключевых событиях и персонажах романа. Командные игры, такие как «Брейн-ринг», могут способствовать коллективному обсуждению текста и улучшению понимания материала.
4. Драматизация отдельных эпизодов — это способ погружения в атмосферу произведения. Ученики могут инсценировать сцены из романа, что помогает им проникнуться чувствами и мыслями героев. Особенно интересной эта форма работы будет при разыгрывании таких знаковых эпизодов, как сцена на балу у Толстого или сцены из жизни казаков в романе Шолохова.
5. Проектные игры включают в себя элементы долгосрочной работы, где ученики создают проекты, связанные с темами произведения. Например, можно предложить школьникам создать карту передвижений армии во время Отечественной войны 1812 года или разработать генеалогическое древо семей, представленных в «Тихом Доне». Такие задания развивают аналитическое и исследовательское мышление.
Один из примеров применения игровых технологий при изучении романа «Война и мир» — это деловая игра на тему "Бал в высшем свете". Ученики распределяются на группы, каждая из которых получает своего персонажа (Пьер Безухов, Наташа Ростова, Андрей Болконский и др.). Задача каждой группы — вжиться в роль своего героя, обсудить с другими участниками вечера события, происходящие на фоне бала, и объяснить свои действия. Ученики могут инсценировать диалоги или составлять монологи от лица своих персонажей. Это упражнение помогает ученикам понять внутренние переживания героев и их мотивацию.
При изучении «Тихого Дона» можно организовать игру «Совет старейшин». Учащиеся играют роли казачьих старейшин и обсуждают сложные вопросы, с которыми сталкиваются герои произведения: судьба казачества, выбор между личной жизнью и обязанностями перед общиной. Это помогает глубже понять социально-политические конфликты, заложенные в произведении, и стимулирует дискуссию среди учеников.
В заключение отметим, что игровые технологии на уроках литературы, особенно при изучении таких крупных эпических произведений, как «Война и мир» и «Тихий Дон», оказывают значительное влияние на повышение интереса к чтению и развитие аналитических способностей у школьников. Использование ролевых игр, драматизации и деловых игр способствует более глубокому пониманию текста и создает условия для активного участия каждого ученика в учебном процессе. Эти методы развивают критическое мышление, способствуют формированию эмоциональной связи с произведением и углубляют понимание культурно-исторического контекста.
Список литературы
Ахмерова
, А. Ф. (2021). Игровые технологии в преподавании литературы. Современные подходы к образованию, 5(4), 15-23.
Брагина, Л. В. (2020). Методика использования деловых игр в образовательном процессе. Школьная педагогика, 12(3), 66-74.
Ильина, Т. А. (2019). Инновационные технологии на уроках литературы. Педагогический журнал, 7(1), 24-3
2.