Игровые технологии на уроках музыки | Мой кабинет. Работа №349512. Номер работы: №349512
1. Значение музыки в формировании личности каждого человека
Любой урок в школе должен учить человека думать, чувствовать, оставаться человеком. На уроке музыки возможности для такой учёбы безграничны. Ведь помогает в этом музыка, которая во все времена будила в человеке лучшее.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнило впоследствии.
Урок музыки - это урок творчества. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Система творческих заданий существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка.
2. Игровые технологии – одна из форм обучения школьников
Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом: разбирают игрушки, строят домики из песка. Для них не существует правильной или неправильной работы с красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя.
Творчество- это процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец.
И чтобы вовлечь учащихся в этот процесс, вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка я использую разнообразные формы и методы работы, прежде всего игровые.
Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Для школьников игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает» самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего.
Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.
Ну и, конечно, игра является одной из любимых форм работы учащихся на уроке.
Целью применения технологии игровых форм обучения является для меня развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету искусство.
3. Игровые приемы на уроках музыки
Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности.
Существует большое количество игровых методов обучения. Я расскажу о тех, которые наиболее часто использую на уроках.
Один из основных видов деятельности на уроке музыки является пение. Моя задача заключается в формировании и развитии певческих навыков.
В обучении детей пению я использую игровую методику. Это различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации. Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.
А в среднем звене- это сочинение вокального подголоска, пение по «цепочке» , как бы передавая «эстафету» другому человеку,вокальная импровизация.
Вокальные импровизации проявляются уже в самом начале урока в музыкальном приветствии. Класс делится на 2 или 3 группы и исполняет музыкальное приветствие соответственно на 2 ил 3 голоса. При этом одно и то же приветствие можно спеть в разных темпах, ритмах, изменяя лад, транспонируя вверх или вниз на полтона. Это активизирует внимание учеников.
В учебниках для первого класса уже включены тексты народных песенок – попевок, мелодии к которым ребята должны, по возможности, сочинить сами. Дети сочиняют свои варианты, лучшие из которых разучиваются всем классом.
Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации:каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т.к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по-разному. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов. Звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи. Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале.
Музыкально- дидактические игры -это игры с готовыми правилами. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Творческие задания пронизывают весь урок музыки от начала и до конца, независимо от темы урока и целей и задач, поставленных на нем. С помощью творческих заданий дети получают представления о различной высоте и продолжительности музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальной и речевой интонаций, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох. Творческие задания помогают в формировании музыкального мышления детей. При выполнении таких заданий учащиеся должны согласовывать свои действия с характером звучащей мелодии, сменой настроения. В младшем школьном возрасте формированию музыкального мышления способствуют движения, которые помогают ощущать характер, смену настроения, динамики, фактуры. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательной и тактильными ощущениями помогают детям получить представление об особенностях музыкального языка. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления, как анализ, синтез, развивается образная речь детей. В момент выполнения творческих заданий у ребенка возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активно воображение. Приобретая определенные знания, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, специфике его выразительных средств.
Пластичное движение. Ребенок с раннего детства осваивает музыку движением. Пластические этюды дают возможность ученику выразить свое восприятие музыки, не объясняя свое душевное состояние, и помогают педагогу направить духовное внимание в глубину поэтичного мира произведения, не нарушая таинства личного общения с музыкой. Пластическое интонирование- один из игровых приёмов на уроках музыки. Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.
При этом решается целый ряд проблем:
1. Психологическая: «музыка – часть меня, я – часть музыки». Новые ощущения себя активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и возникновению непроизвольного внимания.
2. Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания.
Здесь можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время “играет” таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки.
Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно («от переизбытка чувств»), Но, зная о неразрывности музыкальной и пластической выразительности, с первых уроков я стараюсь побуждать ребят не только внимательно слушать музыку, но и уметь выразить её через музыкально-ритмические движения. Причём, движения могут быть различными – от плавных, как в песне Д. Кабалевского «Наш край», - до имитации игры на музыкальных инструментах, как в песне А. Филиппенко «Весёлый музыкант», от тяжёлого, «вперевалочку» шага мишки из песни Л. Книппер «Почему медведь зимой спит» до хоровода (в русской народной песне «Во поле берёза стояла»). И иногда ребята сами предлагают пластическое выражение музыкального образа. Если этого не происходит, то я стараюсь помочь им вопросами, подсказками, но не показом готового варианта. А если вариантов, наоборот, много, то есть возможность ещё раз вернуться к произведению и выбрать те, движения которые точнее выражают его характер.
К пластическому интонированию близок игровой метод – «музыкальное рисование», который тоже развивает творческую фантазию, навыки импровизации. То есть дети представляют, что они художники, и держа в руках кисточку или просто кистью руки «рисуют» в воздухе картины, соответствующие звучащему музыкальному образу.
Инструментальное музицирование. Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки. Исходя из характера музыки, её жанровости, дети сами выбирают инструменты для исполнения, а я обращаю их внимание на соответствие между произведением и его сопровождением. Особенно нравится детям исполнять русские народные песни и мелодии,позволяющие использовать большое количество музыкальных инструментов- и ложки, и трещётки, и колокольчики, и бубны, и самодельные погремушки. Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся передавать его.
Интеллектуальные игры– игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность. «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», «Своя игра», «В мире музыкальных инструментов»- эти игры расширяют представления о музыкальных инструментах, их звучании, жанрах музыки, музыкальных стилях разных эпох и т. д. Ученики приобретают опыт работы в группах по сочинительству и исполнению.
Игры- путешествия совершаются школьниками в воображаемых условиях. Такие игры применяются при изучении культуры разных стран, творчества композиторов или основ музыкальной грамоты. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности.
Сюжетно-ролевые игры также развивают творческое мышление и познавательную активность учащихся. Наиболее популярные – «Я- композитор» , «Я- сочинитель» . Это игры на знание средств музыкальной выразительности. Другой вариант - через прослушивание одного или ряда произведений одного из композиторов рассказать о нём — человеке, которого они никогда не видели , не знали, но который оставил им «звуковое письмо» о себе и о своем времени.
Учатся узнавать по стилю музыкального произведения композитора или круг предполагаемых композиторов, похожих по стилистическим особенностям.
Современные проблемы обновления содержания и методики преподавания предметной области Музыка в условиях реализации ФГОС
Игровые технологии на уроках музыки
Подготовила Новикова Ольга Васильевна, учитель музыки.
2024г.
Содержание
Значение музыки в формировании личности каждого человека 3
Игровые технологии – одна из форм обучения школьников 3-4
Игровые приемы на уроках музыки 4-7
Вывод 8
1. Значение музыки в формировании личности каждого человека
Любой урок в школе должен учить человека думать, чувствовать, оставаться человеком. На уроке музыки возможности для такой учёбы безграничны. Ведь помогает в этом музыка, которая во все времена будила в человеке лучшее.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнило впоследствии.
Урок музыки - это урок творчества. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Система творческих заданий существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка.
2. Игровые технологии – одна из форм обучения школьников
Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом: разбирают игрушки, строят домики из песка. Для них не существует правильной или неправильной работы с красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя.
Творчество- это процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец.
И чтобы вовлечь учащихся в этот процесс, вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка я использую разнообразные формы и методы работы, прежде всего игровые.
Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Для школьников игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое рассказывает самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего.
Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.
Ну и, конечно, игра является одной из любимых форм работы учащихся на уроке.
Целью применения технологии игровых форм обучения является для меня развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету искусство.
3. Игровые приемы на уроках музыки
Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности.
Существует большое количество игровых методов обучения. Я расскажу о тех, которые наиболее часто использую на уроках.
Один из основных видов деятельности на уроке музыки является пение. Моя задача заключается в формировании и развитии певческих навыков.
В обучении детей пению я использую игровую методику. Это различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации. Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.
А в среднем звене- это сочинение вокального подголоска, пение по цепочке , как бы передавая эстафету другому человеку,вокальная импровизация.
Вокальные импровизации проявляются уже в самом начале урока в музыкальном приветствии. Класс делится на 2 или 3 группы и исполняет музыкальное приветствие соответственно на 2 ил 3 голоса. При этом одно и то же приветствие можно спеть в разных темпах, ритмах, изменяя лад, транспонируя вверх или вниз на полтона. Это активизирует внимание учеников.
В учебниках для первого класса уже включены тексты народных песенок – попевок, мелодии к которым ребята должны, по возможности, сочинить сами. Дети сочиняют свои варианты, лучшие из которых разучиваются всем классом.
Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме.Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации:каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т.к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по-разному. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов. Звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи. Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале.
Музыкально- дидактические игры -это игры с готовыми правилами. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Творческие задания пронизывают весь урок музыки от начала и до конца, независимо от темы урока и целей и задач, поставленных на нем. С помощью творческих заданий дети получают представления о различной высоте и продолжительности музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальной и речевой интонаций, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох. Творческие задания помогают в формировании музыкального мышления детей. При выполнении таких заданий учащиеся должны согласовывать свои действия с характером звучащей мелодии, сменой настроения. В младшем школьном возрасте формированию музыкального мышления способствуют движения, которые помогают ощущать характер, смену настроения, динамики, фактуры. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательной и тактильными ощущениями помогают детям получить представление об особенностях музыкального языка. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления, как анализ, синтез, развивается образная речь детей. В момент выполнения творческих заданий у ребенка возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активно воображение. Приобретая определенные знания, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, специфике его выразительных средств.
Пластичное движение. Ребенок с раннего детства осваивает музыку движением. Пластические этюды дают возможность ученику выразить свое восприятие музыки, не объясняя свое душевное состояние, и помогают педагогу направить духовное внимание в глубину поэтичного мира произведения, не нарушая таинства личного общения с музыкой. Пластическое интонирование- один из игровых приёмов на уроках музыки. Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.
При этом решается целый ряд проблем:
1. Психологическая: музыка – часть меня, я – часть музыки. Новые ощущения себя активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и возникновению непроизвольного внимания.
2. Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания.
Здесь можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время “играет” таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки.
Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от переизбытка чувств), Но, зная о неразрывности музыкальной и пластической выразительности, с первых уроков я стараюсь побуждать ребят не только внимательно слушать музыку, но и уметь выразить её через музыкально-ритмические движения. Причём, движения могут быть различными – от плавных, как в песне Д. Кабалевского Наш край, - до имитации игры на музыкальных инструментах, как в песне А. Филиппенко Весёлый музыкант, от тяжёлого, вперевалочку шага мишки из песни Л. Книппер Почему медведь зимой спит до хоровода (в русской народной песне Во поле берёза стояла).И иногда ребята сами предлагают пластическое выражение музыкального образа. Если этого не происходит, то я стараюсь помочь им вопросами, подсказками, но не показом готового варианта. А если вариантов, наоборот, много, то есть возможность ещё раз вернуться к произведению и выбрать те, движения которые точнее выражают его характер.
К пластическому интонированию близок игровой метод – музыкальное рисование, который тоже развивает творческую фантазию, навыки импровизации. То есть дети представляют, что они художники, и держа в руках кисточку или просто кистью руки рисуют в воздухе картины, соответствующие звучащему музыкальному образу.
Инструментальное музицирование. Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки. Исходя из характера музыки, её жанровости, дети сами выбирают инструменты для исполнения, а я обращаю их внимание на соответствие между произведением и его сопровождением. Особенно нравится детям исполнять русские народные песни и мелодии,позволяющие использовать большое количество музыкальных инструментов- и ложки, и трещётки, и колокольчики, и бубны, и самодельные погремушки. Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся передавать его.
Интеллектуальные игры– игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность. Счастливый случай, Что? Где? Когда?, Угадай мелодию, Своя игра, В мире музыкальных инструментов- эти игры расширяют представления о музыкальных инструментах, их звучании, жанрах музыки, музыкальных стилях разных эпох и т. д. Ученики приобретают опыт работы в группах по сочинительству и исполнению.
Игры- путешествия совершаются школьниками в воображаемых условиях. Такие игры применяются при изучении культуры разных стран, творчества композиторов или основ музыкальной грамоты. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности.
Сюжетно-ролевые игры также развивают творческое мышление и познавательную активность учащихся. Наиболее популярные – Я- композитор , Я- сочинитель . Это игры на знание средств музыкальной выразительности. Другой вариант - через прослушивание одного или ряда произведений одного из композиторов рассказать онём— человеке, которого они никогда невидели , не знали, нокоторый оставил имзвуковое письмо осебе иосвоем времени.
Учатся узнавать по стилю музыкального произведения композитора или круг предполагаемых композиторов, похожих по стилистическим особенностям.
4.Вывод
Все выше перечисленные приемы используются втесном сплетении. Один итот жеприем вконтексте урока может решать сразу несколько задач, направленных наразвитие творческих способностей учащихся. Общение смузыкальным искусством через игровые методы дает возможность каждому ученику занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые иценностные ориентации.
Развивая музыкально— творческие способности уучащихся, учитель музыки полноправно участвует впроцессе становления творческой личности.
Таким образом, роль учителя музыки вразвитии современного творчески мыслящего человека велика идолжна подостоинству оцениваться с позиции полезности вэпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных сихиспользованием