Название статьи:
Игровые технологии в логопедической работе как средство развития детей дошкольного возраста с ОВЗ | Янушко Анна Александровна. Работа №341254. Номер работы: №341254
Дата публикации:
26.08.2024
Автор:
Янушко Анна Александровна
Описание:
Аннотация. В статье рассматривается использование игровых технологий в логопедической работе как эффективное средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны методы и приемы, которые способствуют коррекции речевых нарушений, развитию коммуникативных навыков, улучшению мелкой моторики и когнитивных процессов у детей. Приведены примеры практических игр, направленных на стимулирование речевой активности и интеграцию детей в социальную среду.
Ключевые слова: игровые технологии, логопедическая работа, дошкольники, ОВЗ, речевое развитие, коммуникативные навыки.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Янушко Анна Александровна, учитель-логопед
ГБОУ "Московская международная школа"
Аннотация. В статье рассматривается использование игровых технологий в логопедической работе как эффективное средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны методы и приемы, которые способствуют коррекции речевых нарушений, развитию коммуникативных навыков, улучшению мелкой моторики и когнитивных процессов у детей. Приведены примеры практических игр, направленных на стимулирование речевой активности и интеграцию детей в социальную среду.
Ключевые слова: игровые технологии, логопедическая работа, дошкольники, ОВЗ, речевое развитие, коммуникативные навыки.
Игровые технологии занимают важное место в логопедической работе с детьми дошкольного возраста, особенно если речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Игра является естественной формой активности детей, которая позволяет создать благоприятные условия для развития речи, коррекции речевых нарушений, а также улучшения коммуникативных навыков и когнитивных процессов. Для детей с ОВЗ игра становится не только средством обучения, но и способом социализации, адаптации к окружающему миру.
Логопедическая работа с использованием игровых технологий помогает сделать процесс обучения более увлекательным и мотивирующим для детей. Игры способствуют развитию речи через выполнение заданий, требующих активного речевого участия, а также через создание ситуаций, в которых ребенок должен общаться, выражать свои мысли и эмоции. Например, игры на развитие фонематического слуха, такие как "Найди звук", помогают детям научиться различать звуки речи и правильно их произносить. Игры на составление предложений или рассказов стимулируют развитие связной речи и улучшают грамматические навыки.
Особое внимание уделяется играм, направленным на развитие мелкой моторики, которая тесно связана с речевой деятельностью. Упражнения с использованием пальчиковых игр, лепки, мозаики и других мелких предметов способствуют улучшению координации движений, что, в свою очередь, положительно влияет на развитие артикуляционной моторики и произношения звуков.
Игровые технологии также активно используются для формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Ролевые и сюжетные игры помогают детям учиться взаимодействовать с окружающими, работать в команде, развивают умение слушать и отвечать. В процессе таких игр дети учатся понимать и выражать эмоции, устанавливать контакты и поддерживать диалог. Это особенно важно для детей с нарушениями речи, которые испытывают трудности в общении и социализации.
Кроме того, в логопедической работе с детьми с ОВЗ используются игры, направленные на развитие когнитивных процессов. Игры на развитие памяти, внимания, логического мышления помогают детям лучше усваивать информацию, улучшать свою речевую активность и осваивать новые знания. Например, игры на классификацию предметов, поиск отличий, составление логических цепочек способствуют развитию мышления и речи, что является важным аспектом комплексного подхода к коррекционной работе.
Подводя итог, можно сказать, что игровые технологии являются эффективным средством в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Они способствуют развитию речи, коррекции речевых нарушений, улучшению коммуникативных навыков и когнитивных процессов, а также интеграции детей в социальную среду. Использование игровых методов делает процесс обучения более доступным и увлекательным, что способствует успешной адаптации и развитию детей с ОВЗ.
Список литературы
Земляченко, М. В. Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ / М. В. Земляченко. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 69-71.
Исмайлова Е. С., Шишкова С. А. Игровые технологии в работе учителя-логопеда // Материалы Всероссийской научно-практической конференции Наука и социум 2020. С. 42-44.
Скачать работу
Янушко Анна Александровна, учитель-логопед
ГБОУ "Московская международная школа"
Аннотация. В статье рассматривается использование игровых технологий в логопедической работе как эффективное средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны методы и приемы, которые способствуют коррекции речевых нарушений, развитию коммуникативных навыков, улучшению мелкой моторики и когнитивных процессов у детей. Приведены примеры практических игр, направленных на стимулирование речевой активности и интеграцию детей в социальную среду.
Ключевые слова: игровые технологии, логопедическая работа, дошкольники, ОВЗ, речевое развитие, коммуникативные навыки.
Игровые технологии занимают важное место в логопедической работе с детьми дошкольного возраста, особенно если речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Игра является естественной формой активности детей, которая позволяет создать благоприятные условия для развития речи, коррекции речевых нарушений, а также улучшения коммуникативных навыков и когнитивных процессов. Для детей с ОВЗ игра становится не только средством обучения, но и способом социализации, адаптации к окружающему миру.
Логопедическая работа с использованием игровых технологий помогает сделать процесс обучения более увлекательным и мотивирующим для детей. Игры способствуют развитию речи через выполнение заданий, требующих активного речевого участия, а также через создание ситуаций, в которых ребенок должен общаться, выражать свои мысли и эмоции. Например, игры на развитие фонематического слуха, такие как "Найди звук", помогают детям научиться различать звуки речи и правильно их произносить. Игры на составление предложений или рассказов стимулируют развитие связной речи и улучшают грамматические навыки.
Особое внимание уделяется играм, направленным на развитие мелкой моторики, которая тесно связана с речевой деятельностью. Упражнения с использованием пальчиковых игр, лепки, мозаики и других мелких предметов способствуют улучшению координации движений, что, в свою очередь, положительно влияет на развитие артикуляционной моторики и произношения звуков.
Игровые технологии также активно используются для формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Ролевые и сюжетные игры помогают детям учиться взаимодействовать с окружающими, работать в команде, развивают умение слушать и отвечать. В процессе таких игр дети учатся понимать и выражать эмоции, устанавливать контакты и поддерживать диалог. Это особенно важно для детей с нарушениями речи, которые испытывают трудности в общении и социализации.
Кроме того, в логопедической работе с детьми с ОВЗ используются игры, направленные на развитие когнитивных процессов. Игры на развитие памяти, внимания, логического мышления помогают детям лучше усваивать информацию, улучшать свою речевую активность и осваивать новые знания. Например, игры на классификацию предметов, поиск отличий, составление логических цепочек способствуют развитию мышления и речи, что является важным аспектом комплексного подхода к коррекционной работе.
Подводя итог, можно сказать, что игровые технологии являются эффективным средством в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Они способствуют развитию речи, коррекции речевых нарушений, улучшению коммуникативных навыков и когнитивных процессов, а также интеграции детей в социальную среду. Использование игровых методов делает процесс обучения более доступным и увлекательным, что способствует успешной адаптации и развитию детей с ОВЗ.
Список литературы
Земляченко, М. В. Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ / М. В. Земляченко. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 69-71.
Исмайлова Е. С., Шишкова С. А. Игровые технологии в работе учителя-логопеда // Материалы Всероссийской научно-практической конференции Наука и социум 2020. С. 42-44.