Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Игровые технологии в развитии мелкой моторики рук у дошкольников». | Александрова Светлана Викторовна. Работа №300823

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Александрова Светлана Викторовна
Развитие  мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического  и психического развития ребенка  на протяжении всего дошкольного  детства. Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что  уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.

Навыки  тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество – игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, т.е. дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, обращаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представление о неизменности существования предметов.

Исследование игровых технологий в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми рисования, лепки и аппликации.

     Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно-координированных  движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

    И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко ребенок научиться  управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

     Исходя из этого, я определила тему своей работы: «Исследование игровых технологий в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

     Актуальность указанной темы и обусловила ее выбор и логику проведения и описания теоретического и эмпирического исследования. Практическая значимость разработки данной проблемы сохраняется на протяжении уже нескольких десятилетий, не теряя своей значимости.

    Противоречие существует между недостаточно развитой мелкой моторикой у детей  дошкольного возраста и необходимостью повышения уровня ее развития для полноценного нервно-психического функционирования ребенка в повседневной жизнедеятельности.  

    Проблема исследования: будет ли подобранная  серия пальчиковых игр и упражнений эффективным средством развития мелкой моторики для детей  дошкольного возраста.

     Цель: теоретически обосновать и  выявить в практической деятельности эффективность серии пальчиковых игр и упражнений в развитии мелкой моторики у детей  дошкольного возраста.

     Гипотеза  исследования: серия пальчиковых игр и упражнений будет являться эффективным средством развития мелкой моторики у детей  дошкольного возраста, если:

игры направлены на

координацию  и

синхронизацию движений мелких мышц обеих рук;

смена движений выполняется по образцу взрослого (по показу и одновременно с ним);

движения выполняются точно, с ускорением при повторениях.

  Выдвинутая  гипотеза определила задачи исследования:

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по

проблеме  исследования

.

Подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у

детей  дошкольного

возраста.

Подобрать серию пальчиковых игр и упражнений с целью развития мелкой моторики у

детей  дошкольного

возраста.

Подготовить дидактическое обеспечение серии пальчиковых игр и упражнений.

Включить серию пальчиковых игр и упражнений в

воспитательно

-образовательный процесс.

Выявить результативность проведенной работы по развитию мелкой моторики у

детей  дошкольного

возраста.

Проанализировать

полученные  данные

. Сделать выводы.

     Методы исследования:

Теоретические: анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.

Эмпирические: эксперимент, наблюдение, анализ документации, диагностические методы.

     База исследования: МБДОУ детский сад №14 «Красная шапочка»

     Этапы  деятельности:

    I. Подготовительный этап – подбор диагностического материала – методик для выявления уровня развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, определение количественных и качественных показателей для обработки результатов исследования, разработка сводных протоколов для внесения полученных эмпирических данных.

    II. Констатирующий этап – диагностическое обследование каждого ребёнка (индивидуально), заполнение протоколов, выявление исходного уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, на основе полученных данных принятие решения о проведении педагогического эксперимента с применением пальчиковых игр и упражнений.

    III. Формирующий этап – подбор серии пальчиковых игр для развития мелкой моторики у испытуемых, проведение коррекционно-развивающей работы.

    IV. Контрольный этап – выявление итогового уровня развития мелкой моторики   после проведения пальчиковых игр и упражнений с детьми.

    V. Заключительный этап (обобщающий) – сравнительный анализ итоговых   данных, формулировка выводов.

Теоретическое обоснование опыта:

     Развитие  мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического  и психического развития ребенка  на протяжении всего дошкольного  детства. Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что  уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.

    Мелкая  моторика – это согласованные  движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.

     В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Исследования М.М. Кольцовой  доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная  деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук.

     Параллельно с развитием моторики развиваются  и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Они помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя.

     Навыки  тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество – игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, т.е. дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, обращаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представление о неизменности существования предметов.

     Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования А. А. Сеченова, В. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерева и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. По мнению И. П. Павлова: «Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».

     В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

     Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие).

     Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки – позволяет стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

     Таким образом, учёными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Предстоящая учебная деятельность потребует от ребёнка определённого уровня готовности тонких движений пальцев рук к выполнению мелких, точных, разнообразных действий. Его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Даже самые незначительные нарушения мелкой моторики могут оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие дошкольника.

Для выявления уровня развития мелкой моторики на констатирующем этапе я использовала диагностику, с помощью которой определила степень ловкости рук и пальцев у детей  дошкольного возраста: тест Н. Озерецкого «Тесты оценки моторики» (для детей от 3 до 8 лет). Задания разделены на несколько групп по разным компонентам движения: статическая координация; динамическая координация; скорость движений; сила движений; сопровождающие движения. Тесты разработаны, как ориентир для диагностики психомоторного развития в соответствии с  возрастными нормами. Это задания, выполнение которых требует участия тонких движений рук.

3 года (2 младшая группа):

«Скорость движений». Укладывание мелких предметов в коробку (при выполнении этого теста испытуемых всех возрастов следует предупреждать о том, что уложить предметы необходимо с необходимой скоростью).

4 года (средняя группа):

«Статическая координация». Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.

«Скорость движений». Укладывание монет в коробку (при выполнении этого теста испытуемых всех возрастов следует предупреждать о том, что уложить монеты необходимо с необходимой скоростью).

 Результаты диагностики уровня развития мелкой моторики у дошкольников на констатирующем этапе представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Уровень развития,

2 младшая группа

Констатирующий этап

высокий

29%

средний

44%

низкий

27%

Уровень развития,

средняя группа

Констатирующий этап

высокий

21,5%

средний

69,5%

низкий

9%

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие мелкой моторики у большего количества детей находится на низком и среднем уровне.

Следующий этап своей работы – формирующий – я начала с подбора серии пальчиковых игр и упражнений.

Эпизодическая деятельность не могла дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы работы:

специально организованной образовательной деятельности;

в совместной деятельности воспитателя с детьми;

в свободной самостоятельной деятельности самих детей.

Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала следующие методы и приемы работы:

Пальчиковый

игротренинг

Массаж кистей рук

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки

Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

Пальчиковый театр

Разучивание

потешек

Использование атрибутов к пальчиковым играм

Основные принципы проведения пальчиковых игр:

Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст

разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.

Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может снизить интерес к игре.

Нельзя принуждать ребёнка к игре, необходимо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяв игру.

Этапы разучивания игр:

Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.

Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

     Привлекая детей к совместной деятельности, я старалась, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие. Если дети с помощью воспитателя уже в младшем дошкольном возрасте научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

     Кроме того, пальчиковые игры  дарят  детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

     Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогали поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

    Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье.

   Я организовывала пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволило малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».

     Дети двух лет легко воспринимают пальчиковую игру, выполняемую одной рукой, а трехлетние уже умеют играть двумя руками. Малыши четырехлетнего возраста способны участвовать в играх, где несколько событий сменяют друг друга, а старшим ребятам можно предложить пальчиковую игру, оформив ее какими-либо небольшими предметами — кубиками, шариками и т. д.

     Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.

     В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение.

     Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным.

    Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяла массажу самих пальцев. При этом применяла несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы». Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно использую встряхивание и поглаживание пальцев.

    К пальчиковым играм относятся игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Наибольшее внимание детей привлекали пальчиковые игры с говорилкой (проговариванием небольшого стихотворения, потешки) или с пением. Синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить игру наиболее эффективно. Все это помогает ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

     На контрольном этапе, в конце года мной проводилась итоговая диагностика развития мелкой моторики рук  у дошкольников (тест Н. Озерецкого).

Результаты положительного влияния систематичной, комплексной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с использованием серии пальчиковых игр и упражнений представлены в таблице 2.    

Таблица 2

Уровень развития

 2 младшая группа

Констатирующий этап

Контрольный этап

высокий

29%

71,8%

средний

44%

26%

низкий

27%

2,2%

Уровень развития

средняя группа

Констатирующий этап

Промежуточный мониторинг

высокий

21,5%

71%

средний

69,5%

22%

низкий

9%

7%

Результат деятельности воспитанников:

положительная динамика уровня развития мелкой моторики;

положительная динамика уровня развития координации движений.

Результат деятельности воспитателя:

подобрана  серия

пальчиковых игр и упражнений для детей младшего и среднего дошкольного возраста;

серия пальчиковых игр и упражнений включена в

воспитательно

-образовательный процесс;

 разработано дидактическое обеспечение серии пальчиковых игр и упражнений.

Сотрудничество с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача, поставленная мной на начальном этапе работы – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к совместной деятельности  с детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Первые шаги в освоении письма». Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в детском саду и  семье. Пальчиковые игры и упражнения дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Опыт моей работы используется педагогами МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка» Агеевой Н.В. и Амельченко Л.В. (2 младшая группа).

     В дальнейшем я планирую продолжать подбирать и использовать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук у дошкольников.

Литература:

Анищенкова

Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» (Программа обучения в детском саду), 2006г.

Бардышева

Т.Ю. Умелые

пальчики.-

М.:ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.

Белая А.Е.,

Мирясова

В.И.  «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» (Программа обучения в детском саду), 2001г.

Елецкая О.В., Е.Ю.

Вареница

День за днем говорим и растем.

М.:ТЦ

Сфера,2005.-С.54-59.

Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику у малышей», 2006г.

Закревская О.В. Развивайся, малыш

! .

-М.: Изд-во ГНОМ и Д,

2007.-

С.60,65.

Рузина

М.С. Пальчиковый

игротренинг

. -Екатеринбург: У -Фактория,

2006.-

173-180с.,189с.,200с.

Светлова И.А. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.

М.,«

Олма

Пресс», 2001.

Янушко

Е. Помогите малышу заговорить

!.-

М. :

Теревинф

, 2007.- 127с., с.162.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×