Игрушки и игровые пособия, их классификация. | Мисюкова Татьяна Владиславовна. Работа №308221
Период дошкольного детства уникален тем, что именно в этом возрасте ребёнок впитывает информацию, как губка, получает первичные представления об окружающем мире и своём месте в нём. Одной из важнейших форм познавательной активности для дошкольника является игра. Эта деятельность, правильно организованная педагогом, способствует эффективному получению информации и навыков детьми, мотивирует их на самостоятельное исследование, облегчает социализацию обучающихся в детском коллективе.
Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности – в игре.
Тема: «Игрушки и игровые пособия, их классификация. Педагогические требования к игрушкам ».
Выполнила:
Мисюкова Т.В.
.
Пенза 2022
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Игрушки и игровые пособия, их классификация. Педагогические
требования к игрушкам…………………………………………………………...5
Задание 2……………………………………………………………………….…15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………....18
Введение
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.
Макаренко А. С., советский педагог и писатель
Период дошкольного детства уникален тем, что именно в этом возрасте ребёнок впитывает информацию, как губка, получает первичные представления об окружающем мире и своём месте в нём. Одной из важнейших форм познавательной активности для дошкольника является игра. Эта деятельность, правильно организованная педагогом, способствует эффективному получению информации и навыков детьми, мотивирует их на самостоятельное исследование, облегчает социализацию обучающихся в детском коллективе.
Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности – в игре.
Период дошкольного детства уникален тем, что именно в этом возрасте ребёнок впитывает информацию, как губка, получает первичные представления об окружающем мире и своём месте в нём. Одной из важнейших форм познавательной активности для дошкольника является игра. Эта деятельность, правильно организованная педагогом, способствует эффективному получению информации и навыков детьми, мотивирует их на самостоятельное исследование, облегчает социализацию обучающихся в детском коллективе.
Игровая педагогическая технология предусматривает отбор, разработку и подготовку игр, включение в них воспитанников ДОУ, контроль хода игры, подведение итогов. Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ: делает ребёнка более активным; повышает познавательный интерес; развивает память, мышление и внимание; способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков. Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время. Помимо этого, по ФГОС, обучение в такой форме: развивает логическое и критическое мышление; формирует навык выстраивания причинно-следственных связей; воспитывает креативный подход к решению поставленных задач; поощряет проявление инициативы; способствует физическому развитию.Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать её способом обучения, возможностью для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала.
Для всего дошкольного периода цель игровых технологий можно сформулировать примерно одинаково: дать ребёнку возможность в игре прожить детство перед зачислением в школу, формируя при этом знания, основанные на мотивации. В зависимости от использования различных оснований в литературе встречаются различные классификации игрушек, а также требования, которые должны быть соблюдены, чтобы игрушка могла быть полезной для ребенка и безопасной для него.
В соответствии с важностью игры и ее использованием для развития дошкольников самого разного возраста в рамках данной работы представлены основания классификации и педагогические требования к игрушкам, а также выполнено практическое задание, связанное с выделением определенной группы игр.
1.Игрушки и игровые пособия, их классификация. Педагогические требования к игрушкам
Детская игрушка как «великое изобретение культуры» (М.С. Каган) является предметом изучения различных научных дисциплин: философии, искусствоведения, археологии, этнографии, педагогики и психологии
Проблема детской игры и игрушки являлась предметом внимания в разные исторические периоды (античные философы - Аристотель, Платон; эпоха Возрождения - М. Монтень, Э. Роттердамский и другие; более позднего периода - И. Кант, Я.А. Коменский, Д. Локк; современные исследовании М.С. Юиуна, Л.Н. Столовича.). Так, например, еще Аристотель считал, что дети до семи лет должны воспитываться в домашней обстановке и именно в семье получать необходимые для развития игры, игрушки; с пяти лет готовиться к школьному обучению [2, c. 11].
Гипотезы происхождения игр и игрушек разработаны как отечественными (Д.А. Аркин, Г В. Плеханов, Д. Б. Эльконин), так и зарубежными исследователями (И. Хейзингга , Ф. Шиллер и другие), что подтверждает наличие непреходящего интереса к игрушке и мнение самых разных исследователей о ее важности для ребенка. Так, например, Ж. Пиаже считал, что игра защищает ребенка, делая процесс адаптации к реальности более щадящим. Игровая реальность как бы снимает жесткую необходимость и принуждение. Прежде чем ребенок войдет в реальную жизнь, он должен пройти фазу свободного проявления в игре, чтобы оформиться и апробировать свои силы [2, c. 14].
В соответствии с тем, что игрушка традиционно воспринималась в качестве обязательного атрибута детства и способа развития ребенка, интерес к изучению игрушки также является достаточно устойчивым на протяжении всей истории педагогической науки. Одним из направлений исследования выступает выделение оснований для классификации игрушек. Одна из первых педагогических классификаций игрушек принадлежит Е. А. Флериной. Ею были выделены следующие виды игрушек:
– моторно-спортивные (мяч, обруч, бирюльки и др.);
– сюжетные, творческие трудовые (строительный материал, конструкторы и др.);
– технические (машины, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п.);
– настольные игры;
–веселые (прыгающий зайчик, крякающая утка и др.);
– музыкальные (поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией);
– театральные игрушки (теневой театр, театр игрушек, марионеток) [5, c. 348].
Также рассмотрены их развивающие функции. Например, исследователем указано, что сюжетные игрушки (люди, животные, транспорт, мебель) содействуют развитию творческой подражательной игры, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт. Как мы можем видеть, в эту классификацию включены игрушки для организации разных видов детской деятельности.
Классификация игрушек А.С.Макаренко включает в себя следующие виды игрушек:
1.Первый вид: готовые игрушки (автомобиль, пароход, кукла, слон и др.; они хороши тем, что знакомят дошкольников со сложными идеями и вещами, вызывают деятельность воображения).
2. Второй вид: полуготовые игрушки (разрезные картинки и кубики, конструкторы, разборные модели, они хороши тем, что ставят перед детьми задачу, для разрешения которой требуется дисциплина и логика мышления, усидчивость; недостаток в том, что одни и те же задачи надоедают детям своим повторением).
3. Третий вид: игрушки-материалы (песок, глина, куски дерева, картон, бумага, бросовый материал; А.С.Макаренко их назвал самым благодатным детским игровым материалом, так как он создает простор для творческой фантазии ребенка). Практика подтверждает теорию А.С.Макаренко и наличие в детской игре всех трех видов игрушек [5, c. 349].
Е.А. Флерина разработала более детальную классификацию, которая и является общепринятой в теории и практике дошкольного воспитания. Достоинство ее в том, что она соответствует видам детских игр и помогает подбору игрушек для детей разного возраста.
Первый вид: сюжетно-образные игрушки (игрушки-куклы, игрушки-звери, игрушки-домашние животные, посуда, мебель и т.д.; они определяют сюжет игры).
Второй вид: технические игрушки (заводные игрушки, игрушки с дистанционным управлением, фильмоскопы; они отражают используемую человеком технику).
Третий вид: игрушки-забавы (смешные фигурки животных, человечков; в их основе - движение, сюрприз, неожиданность; назначение - развеселить, позабавить детей; например, танцующий поросенок, прыгающий лягушонок и др.).
Четвертый вид: спортивно-моторные игрушки (предназначены для осуществления задач физического воспитания:
1) Игрушки, развивающие сенсомоторный аппарат, укрепляющие мелкие мышцы, развивающие ловкость, глазомер: волчки, бусинки;
2) Игрушки для укрепления мышц предплечья и плеча, развития силы: серсо, обручи, мячи, кегли, кольцебросы;
3) Игрушки, содействующие развитию основных движений, укрепляющие мышцы ног и туловища: каталки, скакалки, кони-палочки, велосипеды, педальные автомобили;
4) Игрушки для групповых игр: настольные крокеты, баскетбольные мячи.
В детском саду должны быть подобранны спортивно-моторные игрушки всех групп; только при этом условии игры могут проводиться в известной системе.
Пятый вид: музыкально-озвученные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики, детское пианино и др.; они удовлетворяют интерес дошкольников к звукам, мелодии, побуждают их воспроизводить)
Шестой вид: театральные игрушки (Петрушка, куклы-марионетки, костюмы и их элементы, маски; по содержанию они являются образными, но имеют свое специально педагогическое назначение - служат задачам эстетического воспитания, развития речи, мышления, воображения, способности воспроизведения).
Седьмой вид: дидактические игрушки (предназначены для умственного развития дошкольников: пирамиды, матрешки, вкладыши, мозаика).
Восьмой вид: маскарадно елочные игрушки (они связаны с празднованием Нового года; дети с ранних лет понимают, что эти игрушки - дар елке и делают ее красивой и нарядной).
Девятый вид: строительные игрушки-материалы (кубики, кирпичики, конус, цилиндр, доски, перекладины, наборы «Конструктор»; с их помощью дети возводят интересные постройки, вокруг которых организуют игры).
Десятый вид: игрушки самоделки (они делаются родителями, воспитателем, самими детьми; при изготовлении даже самой простой игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху) [1, c. 153].
Педагогическая классификация игрушек и игрового материала, которые могут быть использованы в сюжетных играх дошкольников, представлена в работах Е. В. Зворыгиной, Г. Г. Локуциевской, В. С. Мухиной, С. Л. Новоселовой, Н. А. Коротковой, Н. А. Реуцкой и других (табл. 1).
В работе Н. А. Коротковой выделяются следующие типы игрового материала для игры с правилами:
1) материал для игр на физическую компетенцию (подвижных, на ловкость);
2) материал для игр на удачу (шансовых);
3) материал для игр на умственное развитие.
Таблица 1 – Типология игрушек и игрового материала по Н.А. Коротковой
Основаниедля классификации
Вид (тип) игрового материала
Игровой материал в соответствии с сюжетообразующими функциями (Н. А. Короткова)
Предметы оперирования (игрушки, имитирующие реальные предметы); игрушки-персонажи; маркеры (знаки) игрового пространства (игрушки, указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит)
Игрушки по степени готовности
Готовые;сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей; заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок; набор различных материалов для создания игрушек-самоделок
Игрушки по художественно-образному решению
Реалистические; условные; конструктивные
По функциональным свойствам
Простые, без подвижных деталей;с подвижными деталями, механические;гидравлические; пневматические; магнитные; электрифицированные; электронные; наборы игрушек (или деталей); игровые комплекты, объединенные единой темой
Куклы в зависимости от внешнего вида (психологическая классификация В. С. Мухиной)
«Прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно густые и блестящие волосы; среди них выделяются куклы для любования -в рост человека и средних размеров; характерные куклы (кукла-мальчик, кукла- девочка) с определенными ярко выраженными качествами: наивность, глупость, озорство и т.п.; к ним относят героев народных сказок, мультфильмов, несущих в себе заданность образа поведения и стабильную нравственную характеристику;куклы эмоциональной рефлексии — изображают мальчика или девочку в разных эмоциональных состояниях (покой, радость, печаль, злость, страх, удивление). Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его настроению; этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа
Каждый из обозначенных материалов применяется с определенной дидактической целью и способствует развитию и обогащению физической активности дошкольников.
Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.
Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:
а) куклы;
б) фигурки людей;
в) фигурки животных;
г) предметы игрового обихода;
д) театральные;
е) празднично-карнавалные;
ж) технические.
Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:
а) собственно дидактические — основаны на принципе самоконтроля;
б) дидактические игры (наборы) с правилами — предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и прочие);
в) конструкторы и строительные наборы;
г) игры-головоломки;
д) музыкальные игрушки.
Спортивные игрушки.
Игрушки — забавы.
В зависимости от степени готовности выделяются следующие виды игрушек:
– сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей;
– заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок;
– набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.
Игрушки по виду применяемого сырья делятся на следующие группы: деревянные, пластмассовые, металлические, из тканей, в том числе набивные игрушки, резиновые, из бумаги и картона, из керамики, фарфора и фаянса, из древесных материалов, папье-маше, из новых синтетических материалов.
Игрушки по величине могут быть классифицированы на следующие группы:
– мелкие (размером от 3 до 10 см);
– средние (размером от 10 до 50 см);
– крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды).
По функциональным свойствам выделяются следующие виды игрушек:
– пневматические;
– магнитные;
– электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе);
– электронные (на компьютерной основе);
– наборы игрушек (или деталей) — совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку;
– игровые комплекты, объединённые единой темой (задачей).
Выделяются также различные виды игрушек, в зависимости от их художественно-образного решения:
– реалистические;
– условные;
– конструктивные [4, c. 28].
В дополнение к игрушкам в детских учреждениях создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самолетов и т.д. Игрушка в детском саду должна быть представлена во всем ее разнообразии. Учитывая многообразные функции игрушек в педагогическом процессе детского сада, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.
Все приведенные классификации можно отнести и к современным игрушкам, рынок которых из года в год становится все шире и разнообразнее, наблюдается феномен так называемой детской моды, когда игрушки являются признаком статуса ребенка в группе сверстников. Поэтому при выборе игрушек необходимо руководствоваться определенными критериями и психолого-педагогическими рекомендациями [4, c. 29].
Психолого-педагогические требования к игрушке изучены и сформулированы Е. А. Косаковской, II. II. Линьковой, Е. А. Фле-риной, В. С. Мухиной, В. В. Абраменковой, А. Н. Фроловой, Е. О. Смирновой и другими исследователями. В соответствии с современными условиями развития ребенка к числу обязательных требований, предъявляемых к игрушкам, является невозможность:
– провоцировать ребенка на агрессивные действия;
– вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, животные);
– провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
– вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.
Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:
– полифункциональность (возможность их широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры, способствующая развитию творческих способностей, воображения, знаковой символической функции мышления и других качеств);
– дидактические свойства (возможность обучения ребенка конструированию, ознакомления с цветом и формой, наличие механизмов программированного контроля, например, в электрифицированных игрушках);
– возможность применения группой детей (пригодность игрушки к использованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как играющего партнера, например, коллективные постройки);
– высокий художественно-эстетический уровень либо их принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающие приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству [3, c. 194].
Дополнительно с учетом мнения об игрушке и требованиях к ней известных педагогов, стоит отметить, что важными аспектами, определяющими выбор игрушек, являются следующие моменты:
1. Учет возрастных особенностей детей при подборе игрушек для них (это главное требование, которое определила Н.К.Крупская)
2. «Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности» Е.А. Флерина
3. Игрушка должна быть динамичной, то есть давать детям возможность производить с ней разнообразные действия (этому требованию не соответствует игрушка со строго зафиксированной позой - куклы, животные и др.) А.Е. Флерина это требование сформулировала так: «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интересней для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности.
4. Привлекательное, красочное оформление игрушки (гармоничное сочетание конструкции, формы и цвета). Хорошо оформленная игрушка будит в ребенке эстетические переживания, прививает художественный вкус.
5. Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требований (окрашивается она стойкими и безопасными красками, должна легко подвергаться гигиенической обработке) [3, c. 195].
Таким образом, сохранение устойчивого научного интереса к изучению игрушек в педагогике и психологии еще раз подтверждает важность и значение игрушки для полноценного становления и развития личности дошкольника.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.
Игра, как показывают многочисленные психологические исследования, имеет прямое отношение к формированию личности ребенка, его потребностей и мотивов, его воли и воображения. Именно в игре возникает осознание своего места среди людей («Я еще ребенок!») и потребность стать взрослым.Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В соответствии с этим внимательно необходимо относиться к организации игры и выбору игрушек. В соответствии с этим в рамках представленной работы охарактеризованы существующие основания классификации игрушек и обобщены педагогические требования к ним.
Список использованной литературы
1. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2015. – 256 с.
2. Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии. – М.: Ломоносовъ, 2019. – 224 с.
3. Волков, Б. С. Дошкольная психология: учебное пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М.: Академический проект, 2017. – 288 с.
4. Николаева Л. Ю., Николаева Е. А. Игровая деятельность дошкольников // Образование и воспитание. – 2016. – №2. – С. 25-29.
5. Овсянникова, М. П., Кутняк, А. А., Балакина, И. Н. Значение игры для дошкольников: понятие, виды, значение игрушек // Молодой ученый. – 2017. – №9. – С. 347-350.