Игры для развития общения и коммуникативных навыков | Папина Светлана Гиколаевна. Работа №294151
Автор: Папина Светлана Гиколаевна
Коммуникабельным людям живется легче, это очевидно. Мы живем в социуме, постоянно общаемся на разных уровнях с самыми разнообразными личностями. Находить общий язык с каждым встречным – это, конечно, уже дар, особый талант. А вот научиться подбирать нужный тон и слова, держать «лицо», приобретать новые знакомства, всегда сохранять вежливость и не пасовать в конфликтных ситуациях может каждый. Любой навык, способность к легкому и приятному общению целесообразней прививать с детства.
Игра – это серьезно!
Ребенок не готовится к жизни, он живет здесь и сейчас, и каждый миг наполнен для него смыслом. Игры для малышей не только и не столько развлечение, сколько познание себя и мира. Но далеко не каждая игра способствует развитию коммуникабельности.
Игры для развития общения и коммуникативных навыков
Коммуникабельным людям живется легче, это очевидно. Мы живем в социуме, постоянно общаемся на разных уровнях с самыми разнообразными личностями. Находить общий язык с каждым встречным – это, конечно, уже дар, особый талант. А вот научиться подбирать нужный тон и слова, держать «лицо», приобретать новые знакомства, всегда сохранять вежливость и не пасовать в конфликтных ситуациях может каждый. Любой навык, способность к легкому и приятному общению целесообразней прививать с детства.
Игра – это серьезно!
Ребенок не готовится к жизни, он живет здесь и сейчас, и каждый миг наполнен для него смыслом. Игры для малышей не только и не столько развлечение, сколько познание себя и мира. Но далеко не каждая игра способствует развитию коммуникабельности.
Ролевые игры как нельзя лучше способствуют навыкам общения. Примеряя на себя разные «маски», ребенок учится смотреть на вещи с разных позиций, оценивать себя и окружающих, выделять отдельные черты из общей картины.
Самый простой и известный вариант – «дочки-матери», и масса импровизаций на эту тему: семейный ужин, папа на работе, школа, детский сад, посещение магазина или зоопарка.
Театрализованные представления. Устраивать дома мини-спектакли – отличная традиция! Это раскрепощает, дает свободу для творчества. Пусть поначалу малыш участвует как пассивный зритель, это так или иначе обогатит его словарный запас и укрепит память. Особенно, если выбрано уже знакомое действие. К примеру, ребенку уже читали или рассказывали сказку «Три поросенка», а теперь мама воспроизводит это на импровизированной сцене. Постепенно вовлекайте его в игру, вспомните, как это делают профессиональные актеры: задавайте наводящие вопросы, загадывайте загадки, сделайте вид, что забыли продолжение.
Настольные игры, состязания всякого рода. Это не только тренирует усидчивость или волю к победе. Самые маленькие, начиная «бороться», знакомятся с правилами и сталкиваются с необходимостью им подчиняться. Очередность хода, цель игры, результат – все это нужно втолковывать мягко и методично.
Возможно, на первых порах ребенок будет психовать из-за проигрыша или желания изменить условия игры. Поддаваться можно и нужно, создавая ситуацию выигрыша, повышая уверенность карапуза в себе. Но в остальном будьте тверды – соблюдайте правила.
Предлагаем несколько игр, в которые Вы сможете поиграть с детьми для развития общения и коммуникативных навыков.
Продолжи сказку. Игра на развитие фантазии, воображения и навыка общения ребенка.
Описание игры:
Взрослый называет несколько слов из популярной сказки. Например: Красная Шапочка, пирожки, бабушка, волк, дровосеки, слов должно быть не менее пяти. И в конце добавляется совершенно постороннее слово, например, грузовик.
Ребенок должен рассказать сказку, но как-то изменить историю, чтобы грузовик присутствовал в сказке. Фантазия в такой игре безгранична. Проигравших и выигравших в этой игре нет.
Давай поговорим.
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать … (волшебником, медведем, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа.
В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.
Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.
На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.
Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.
Найди отличие.
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Количество играющих: взрослый и ребенок (группа детей).
Необходимые приспособления: лист бумаги, карандаши.
Описание игры: ребенок рисует все, что ему захочется, затем передает листок взрослому.
Взрослый добавляет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ребенку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребенок вносит изменения — они меняются ролями.
Комментарий: если в игре принимают участие несколько детей, их можно расположить по кругу и предложить меняться рисунками, пустив их по кругу, пока листок не вернется к хозяину.
В зависимости от особенностей детей игра может проходить как в быстром, так и в медленном темпе.
После завершения игры рисунки раскладываются на столе или на полу. Взрослый предлагает поговорить о них. Важно спросить ребенка, нравится ли ему рисунок, что именно нравится (или не нравится), что бы он хотел убрать (добавить)