Игры для развития познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ с помощью опытов с водой | Мелихова Е.Б.. Работа №342067
Игры для развития познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ с помощью опытов с водой
Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей. Задачи: - Уточнить и закрепить знания детей о значении воды. - Развивать внимание, наблюдательность, познавательный интерес у детей. - Обогатить знания детей о роли воды в жизни человека, животных и растений. - Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, стимулировать желания делать выводы. - Способствовать проявлению положительных эмоций от игровых действий с водой. - Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Игры для развития познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ с помощью опытов с водой
Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.
Задачи:
- Уточнить и закрепить знания детей о значении воды.
- Развивать внимание, наблюдательность, познавательный интерес у детей.
- Обогатить знания детей о роли воды в жизни человека, животных и растений.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, стимулировать желания делать выводы.
- Способствовать проявлению положительных эмоций от игровых действий с водой.
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
"Плавает-тонет". Чтобы проверить, что плавает, а что тонет,
бросаем в воду все подряд:
разнофактурную
ткань, бумагу и картон
разного размера (лучше брать природные, похожие на упаковочные,
они очень наглядно намокают), резиновые, деревянные, плюшевые,
металлические
и
пластиковые
игрушки,
пробку
и
т.д.
Еще
одна
часть
игр
и
занятий
-
для
кухни.
"Растворяется
-
не
растворяется".
Смешиваем
воду
с
солью,
сахаром,
чаем,
кофе
и
крупой. Заварка не растворяется, но плавает на поверхности, крупа -
тонет
и
т.д.
Подсолнечное масло не растворяется и остается сверху. Если аккуратно добавить моющее средство, получим "слоеный пирог". Можно налить масло в подкрашенную воду и профильтровать.
"Сладкое-кислое-соленое".
Определяем
вкус
воды
(чистой,
с
добавление
соли,
сахара
и
лимона).
"Холодное-теплое-горячее".
Определяем
температуру
воды.
Смешиваем
холодную
и
горячую,
получаем
теплую.
Смешиваем
цвета.
Для
начала
по
два:
желтый+синий
=зеленый,
желтый+красный
=оранжевый,
синий+красный
=фиолетовый
и
т.д.
Добавляем
белый.
Желатиновое
море".
Один
из
вариантов
сенсорной
коробки - океанариум. Добавляем в кипяток немного синей краски и
желатина,
охлаждаем
и
заселяем
морскими
жителями.
Если
использовать
пищевой
краситель
и
стеклянную
посуду
-
море
будет
прозрачным. С детьми постарше можно играть в "
находилки
" -
спрятать
в
море
предметы
и
распечатать
карточку
с
их
изображениями, или написать словами, что нужно найти, если
ребенок
уже
умеет
читать.
"Дождик пошел". В банку с водой выдавливаем пену для
бритья
(облака)
и
осторожно
наливаем
сверху
синий
раствор
акварели
(дождик).
Смотрим,
как
цветочки
пьют
воду.
Подкрашиваем
ее
пищевым красителем и ждем.
Серединка
белого
цветка
должна
со
временем
приобрести
оттенок
воды.
"Цветные горошки-дорожки". В пару ложек подсолнечного
масла
добавляем
несколько
цветных
капель
акварели.
Немного
взбалтываем, чтобы их измельчить. Наливаем в банку с теплой водой и
наблюдаем
цветные
дорожки.
"Пузырьки".
В
бутылку
или
высокий
стакан
наливаем
подсолнечное
масло
и
воду
(3:1),
добавляем
ложку
раствора
акварели, бросаем четвертинку таблетки
Алкозельцера
- и получаем
волшебные
пузырьки.
Потом
еще
четвертинку
-
и
снова
пузырьки
)
)
Цвет
растения.
Этот
опыт
с
водой
призван
продемонстрировать
естественный
процесс
питания
растений.
Для проведения возьмите две-три пол-литровых баночки (или стаканы), наполните их водой. Вместе с ребѐнком растворите в жидкости по пакетику пищевого красителя – вода станет яркой и насыщенной. В каждую банку аккуратно поместите белые листья свежей капусты.
Окрашивание капусты. Окрашивание растений в цветной воде
Спустя время листья примут окраску того раствора, в котором они находились. Этот опыт – наглядный пример тому, как растение получает влагу (и растворѐнные в ней минералы) из почвы в естественных условиях.
На этом примере объясните детям, что важнейшее свойство воды в природе – давать жизнь всем живым организмам.
«Замерзание».
Ещѐ
один
опыт,
демонстрирующий
интересный
эффект
взаимодействия
воды
и
соли.
Налейте в два стакана воду. В первом пускай жидкость будет чистой, кипячѐной и без примесей. В воду второго стакана добавьте соль, хорошо размешайте еѐ до полного растворения.
Далее поместите стаканы в морозилку часа на три.
По истечению времени предложите ребѐнку достать и сравнитьобразцы. Чистая вода замѐрзнет, а вот подсоленная – нет. Результаты обсудите.
Такие опыты понравятся также и деткам 7 лет .
«Оптика».
В
ходе
следующего
опыта
вода
станет
своеобразным
увеличительным
стеклом!
Возьмите
трѐхлитровую
банку,
заполните
примерно
половину
водой.
В
жидкость
окуните
предмет
с
чѐтко
фиксированной
формой
(лучше всего взять яйцо).
Рядом
с
банкой
положите
такой
же
предмет.
Пускай
ребѐнок
сравнит.
«Оптические
эксперименты
с водой и
рисунком»
Конечно, маленьких экспериментатор сразу задаст вопрос: «Почему яйцо в банке больше чем то, что лежит на столе?»
Совет родителям: на этом этапе расскажите ребѐнку о способностях воды преломлять лучи – вспомните школьный курс физики!
Продемонстрируйте то же свойство с другой стороны, например, поставьте карандаш в стакан с водой. Он уже не будет прямой линией – прямое свидетельство преломления.
«Плотность
воды»
Демонстрацию можно проводить с использованием инвентаря из прошлого эксперимента. Нужны банка с водой, яйцо и поваренная соль.
Опыт на плотность воды можно выполнять с яйцом или картофелем
Налейте чуть больше воды – примерно две трети сосуда. Поместите туда яйцо, оно опустится на дно банки. Далее попросите ребѐнка досыпать несколько ложек соли в воду. По мере добавления соли в жидкость яйцо начнѐт всплывать к верху.
Именно здесь родители должны рассказать ребѐнку о том, что такое плотность воды и как она может меняться. Для детей 7 лет эта информация будет очень интересной.
Уже в 5-7 лет дети чувствуют жажду познания. Им важно знать, как происходят природные процессы.
7-летнего ребѐнка (как и детей помладше) привлекают все манипуляции, которые можно проводить с водой.
«Рисунки
на
молоке».
Для
рисования
вам
потребуется
жирное молоко, а еще лучше - сливки. Вода для мытья кисточки и
краски.
Ну
а
чтобы
получить
очень
яркие
и
насыщенные
узоры
лучше
поискать
в
продаже
цветную
тушь,
она
даст
интенсивные
цвета,
будет
заворачиваться
в
узоры,
создавая
эффект
мрамора
«Исчезающая вода». Возьмите два одинаковых стакана и
налейте
их
водой
до
одного
и
того
же
уровня.
Отметьте
его
фломастером. Один стакан
накройте крышкой, а
другой оставьте
открытым. Положите их в теплое место. На другой день увидите, что
уровень
воды
в
открытом
стакане
стал
ниже,
а
в
закрытом
не
изменился.
Что произошло? Под тепловым воздействием вода в открытом стакане испарилась и превратилась в мельчайшие частицы пара, которые рассеялись в воздухе. Отсюда вывод: когда-нибудь все мокрое высыхает.
«Со
льдом».
В
стакан,
наполненный
до
краев
водой,
опустите
кусок
льда.
Лед
начнет
таять,
а
вода
через
край
не
перельется.
Отсюда
следует,
что
вода,
в
которую
преобразовался
лед
тяжелее
и
занимает
меньше
места,
чем
лед.
Вывод
:
лед
легче
воды
.
«Радуга».
Продемонстрируйте деткам радугу в комнатке. Под маленьким углом положите в воду зеркало. Затем поймайте зеркалом солнечный лучик и на стену направьте. Его вращайте до тех пор, пока на стене не увидите спектр света. Роль призмы, которая разлагает свет на составляющие, выполняет вода. Малышам очень понравится этот опыт, поскольку они увидят радугу.
Чтобы ваши малютки извлекли полезные и интересные информации о воде, делайте домашние опыты с водой для детей. В этом видео вы найдете еще несколько идей для экспериментов.
«Волшебное
зеркало»
В сказках зеркала обладают магической силой. Посмотрев в них можно попасть в другое измерение времени или увидеть события прошлого и будущего. Зеркалом для волшебниц часто служит вода, налитая в специальный сосуд. Попробуйте рассмотреть в воде, налитой в пол литровую банку события своего будущего. А мы тем временем положим туда яйцо. Оно опустится на дно и станет как будто больше в размерах.
Помытое яйцо можно отправить в омлет, а малышу объяснить, что предметы кажутся в воде больше из-за преломления света. Это эксперимент с водой показывает, что размер предмета, погруженного в воду, представляется примерно на четверть больше реального. Выпуклый бок банки тоже увеличивает и искривляет изображение, находящегося внутри ее под водой яйца.
«Живое
яйцо»
Яйцо не умеет само двигаться. Хотя потенциально является живым. Если его высидит курица, появится цыпленок. Но цыплят мы высиживать не будем. Чтобы заставить яйцо двигаться, используем соленую воду. Вместо яйца, можно взять плотный резиновый мячик, который тонет в пресной воде.
Для эксперимента добавим в пол-литра воды две ложки соли с большой горкой, размешаем до растворения. Нальем соленую воду в литровую банку. Приготовим два стакана. Один с чистой водой, в другом растворим столовую ложку соли с большой горкой. Яйцо опустим в банку с соленой водой. Оно должно всплыть на поверхность. Теперь попеременно подливаем воду из стакана с пресной и соленой водой в банку с яйцом. Сначала льем пресную воду – яйцо начнет тонуть, потом соленую – яйцо начнет подниматься на поверхность.
Объяснить смысл происходящего просто. Соленая вода имеет большую плотность, чем пресная, она выталкивает предметы на поверхность, поэтому в море плавать легче.
«Превращаем
воду»
Для эксперимента понадобится вода в банке, несколько капель жидкого мыла, аптечный Пурген в жидком растворе. В воду добавляют несколько капель мыла и хорошо перемешивают. Наливают прозрачный Пурген из флакона в прозрачную мыльную водичку, и получают раствор ярко-малинового цвета.
Объясняется этот опыт с водой химической реакцией. Действующим веществом Пургена является фенолфталеин, который применяется во многих химических опытах школьников в качестве индикатора. Он меняет окраску в зависимости от РН раствора, с которым смешивается. В воду было добавлено мыло, благодаря чему среда стала щелочной, и фенолфталеин окрасил ее в малиновый цвет.
При желании превращения с водой в домашних условиях можно продолжить, и налить в баночку с полученным малиновым раствором немного уксуса. Вода опять из малинового раствора станет бесцветной.
«Волшебная
лампа»
Для изготовления волшебной лавовой лампы необязательно быть волшебником. Достаточно немного фантазии и желания экспериментировать. Чтобы провести опыт понадобится обыкновенное постное масло из магазина, теплая вода и шипучие таблетки (можно взять Алказельцер или любые другие).
В бутылку наливают стакан воды, оставшееся пространство заполняют маслом на два пальца ниже горлышка. Воду нужно окрасить при помощи пищевого красителя в яркий цвет. Бросают в воду шипучую таблетку и наблюдают, как к поверхности масла поднимаются разноцветные водяные пузырьки. Когда реакция закончится, можно бросить в бутылку еще одну таблетку. Опыт объясняется разной плотностью масла и воды, вода тяжелее, а масло легче, они никогда не смешиваются друг с другом, поэтому капельки воды в масле, поднимаясь, создают эффект лавы.
«Умная
вода»
Вы никогда не видели воды, которая сама возвращается в стакан, после того как ее разлили? Теперь сможете познакомиться. Для опыта потребуется стакан, подкрашенная в любой цвет вода, большая суповая тарелка, кусочек пластилина и две спички.
Наливаем в стакан воду, капаем в нее краситель, чтобы все действия воды были лучше видны. На дно суповой тарелки крепим небольшой кусочек пластилина, вставляем в него две спички. Аккуратно выливаем в тарелку подкрашенную воду. Поджигаем спички, которые воткнули в пластилин. Накрываем горящие спички пустым стаканом, в котором была вода. Вода из тарелки начинает собираться обратно в перевернутый стакан.
Этот опыт объясняется разницей в давлении воздуха. Под стаканом с горящими спичками давление меньше атмосферного, поэтому туда и устремляется умная вода.
«Куда
плывет
из
спичек
флот»
Чтобы управлять игрушечным флотом, необязательно быть капитаном корабля. Достаточно иметь небольшой кусочек мыла и сахара. Кроме этих двух главных компонентов, для эксперимента будут нужны спички и мисочка с водой.
Наливаем в миску чистую воду. У спичек отламываем серные головки и опускаем в воду, чтобы они плавали по краям миски. В центр емкости с водой и спичечной флотилией опускаем кусочек сахара. Спички, как будто почувствовав притяжение, тоже поплывут в центр. Теперь опускаем в центр миски кусочек мыла, спички разбегутся к краям чашки, наверное, мыло им не по вкусу.
Движение спичек происходит благодаря изменению натяжения на поверхности воды. Ребенок сам сможет провести этот опыт, как и множество других увлекательных и познавательных превращений.
«Необычное
кипение».
Еще один интересный эксперимент с водой. Нагрейте воду до состояния, близкого к кипению. После этого в стакан погружается посторонний предмет, например, карандаш, результат – кипение.
«Кипящая
вода
в
чашке»
Такой химический опыт выглядит ярче, если использовать рассыпчатые вещества, например, сахар.
«Быстрое
замерзание»
Возьмите две полуторалитровые бутылки с Н2О, поставьте их в морозилку на 2,5 часа при температуре -25 градусов.
Достаньте сосуд, ударьте его об стол – вода леденеет прямо на глазах.