Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Игры для развития правильной речи детей старшего дошкольного возраста» | Мой кабинет. Работа №348834

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Игры для развития правильной речи детей старшего дошкольного возраста»

(доклад  к семинару- практикуму «Искусство говорить с детьми»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель Дмитриева Е.В.

Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что "именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку".

 Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность. Речь ребёнка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития.

На занятиях, по развитию речи для дошкольников можно использовать лингвистические игры во всём их многообразии, так как они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. Именно благодаря им у ребёнка происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность речи, её темпо-ритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударения в слове, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятыми другими; развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственно речевую активность ребёнка. Но ни в коем случае игровая деятельность не должна подменяться речью и подавлять эмоции ребёнка. Если в процессе общения мы забываем о его эмоциональной стороне, делаем речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угасает, а сама речь перестаёт быть опорой мысли и чувства. Поэтому, используя лингвистические игры как средство организации общения и совместной деятельности, сотворчества ребёнка и взрослого, внимательно следим за настроением ребёнка, выявляются и учитываются его речевые возможности. Там, где ребёнок не может найти подходящего слова, разрешается сочетать речевые и неречевые средства общения - жесты, мимику, пластику.

При проведении любой игры нужно помнить золотое правило: ребёнку должно быть интересно и комфортно.

1.                 Игры на формирование грамматического строя речи.

Разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т. е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.

2.                 Игры на обогащение словарного запаса.

 В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами - предметами, словами - признаками, словами - действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

3.                 Игры на развитие звуковой культуры речи

В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.

4.                  Игры на развитие связной речи

 Работа по развитию связной речи является как бы синтезом всех предыдущих упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме. Чаще всего можно использовать: составление рассказов - описаний по теме, по картинке, по серии картинок, упражнения типа "Закончи сказку по-своему", "Закончи предложение" и т. д.

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: познавательное и игровое (занимательное).

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, особенностью дидактической игры по развитию речи и её завершающим концом является результат, которой определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и которой воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.

Используя  рекомендации известных педагогов О.С. Ушаковой, Г.А. Тумаковой, можно развить у детей дошкольного возраста тягу к словотворчеству, к игре со словом, благодаря которой они успешно овладеют родной речью.

 

Прикрепленные файлы:
3cd6c6f33110eb23040827fb7f607ed9.ppt
Пожалуйста, подождите.
x
×