игры для старших дошкольников с общим недоразвитием речи | Борздых Наталья Александровна. Работа №311077
Актуальность проблемы формирования навыков анализа и синтеза у дошкольников с нарушением речи обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем служит залогом успешного становления учебной деятельности. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствует осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнения, сопоставления сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют правильному произношению и усвоению сознательного чтения и письма.
ИГРЫ на формирования навыков звукового анализа и синтеза
Выделение начальных звуков из слов.
Закрепление понятий: «гласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».
Рассмотри и назови картинки
.
Определи, с каких звуков начинаются их названия.
Соедини с нужным кружком.
Рассмотри и назови картинки.
Как назвать одним словом всех, кого ты назвал? (Птицы.)
Кого из этих птиц мы называем: перелётные; зимующие; домашние.
Соедини с синим домиком тех птиц, названия которых начинаются с твёрдых согласных звуков.
Соедини с зелёным домиком тех птиц, названия которых начинаются с мягких согласных звуков.
Рассмотри и назови картинки. Как можно назвать их всех, одним словом? (Дикие животные или животные наших лесов.)
Соедини каждую картинку со звуковой схемой. Объясни свой выбор.
Рассмотри и назови картинки в первом ряду
.
Выдели первые звуки из слов-названий картинок.
Составь из них слово.
Соедини ряд с соответствующей картинкой слева.
Сделай звуковой анализ получившегося слова.
Рассмотри и назови картинки сначала в левом столбике, а потом в правом столбике.
Выдели последние звуки из слов первого столбика и первые звуки из слов второго столбика.
Соедини каждую картинку из первого столбика с соответствующей картинкой из второго столбика так, чтобы слово второго столбика начиналось с того же звука, которым заканчивается слово первого столбика.
Игра «Замкни цепочку»
Рассмотри и назови картинки.
Соедини картинки так, чтобы получилась цепочка.
Последний звук предыдущего слова должен быть первым звуком последующего слова
.
Цепочка: СОМ – МАК – КОТ – ТАПКИ – ИВА – АПЕЛЬСИН – НОС – СТОЛ - ЛОТОС