ИГРЫ-ГОЛОВОЛОМКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | Тихонова Жанна Александровна. Работа №355271
В статье представлен обзор приемов и методов коррекционно-развивающей работы по развитию пространственных функций у детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются основные виды геометрических головоломок. Описываются варианты их использования в работе по формированию и развитию пространственных функций.
ИГРЫ-ГОЛОВОЛОМКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье представлен обзор приемов и методов коррекци- онно-развивающей работы по развитию пространственных функций у детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются основные виды геометрических головоломок. Описываются варианты их использования в работе по формированию и развитию пространственных функций.
Ключевые слова: геометрические игры, головоломки, конструирование, пространственные функции, зрительно-пространственный гнозис, зрительно- моторная координация, ориентация в пространстве, пространственное вос- приятие, пространственные представления.
Конструируя из различного материала, дети дошкольного возраста вклю- чают в работу максимальное количество анализаторов, что в свою очередь поз- воляет добиваться положительных результатов в развитии пространственных функций. Эти задания всегда интересны детям, повышают работоспособность на занятиях, развивают творческие и речевые способности детей [3]. В свою оче- редь, головоломки имеют тысячелетнюю историю, т.к. склонность к геометриче- ским загадкам свойственна людям разных эпох и национальностей. Поэтому от- дельное место в развитии пространственных функций занимают геометрические игры-головоломки «Танграм», «Магический квадрат», «Магический круг»,
«Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Игра Пифагора», «Колумбово яйцо»,
«Стомахион» («Игра Архимеда»), «Сфинкс», «Пентамино» («Пять квадратов»),
«Гексатрион», «Абрис», «Чудесный круг», «Листик», «Т-образная головоломка» [2; 5; 6; 7; 8; 9]. Все эти игры представляют части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала, иных форм для со- ставления плоскостных изображений предметов, людей, животных, птиц, рыб, разных видов транспорта и др. (рис. 1).
Рис. 1. Игры-головоломки «Танграм», «Игра Пифагора», «Магический квадрат», «Монгольская игра», «Магический круг», «Вьетнамская игра»,
«Чудесный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Т-образная», «Абрис»,
«Гексатрион», «Сфинкс», «Стомахион» («Игра Архимеда»), «Пентамино»
Успешность освоения игр-головоломок в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Конструируя, дети запоминают названия гео- метрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с це- лью получения новой фигуры [1]. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометриче- ские формы, практически видоизменять фигуры путем разделения и составлять их из частей. Такие игры стимулируют образное, пространственное мышление, развивают память и воображение, способствуют совершенствованию интегра- тивных функций посредством координации в системах «глаз – рука» (зри- тельно-моторная интеграция) и «ухо – глаз – рука» (слухо-зрительно-моторная интеграция) [2].
Суть головоломок не просто в собирании первоначальной фигуры, а в кон- струировании фигур по предложенным схемам и силуэтам, а также придумыва- нии собственных фигур. Однако важно придерживаться определенных правил. Для классического конструирования силуэтов из игр-головоломок, важное зна- чение имеет включение всех элементов в фигуру. Располагать элементы необхо- димо так, чтобы они примыкали друг к другу, а не накладывались друг на друга. Поэтому чем больше деталей имеет головоломка, тем труднее их правильно раз- местить [4].
На первом этапе освоения каждой игры-головоломки проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представле- ний, элементов геометрического воображения, на выработку практических уме- ний в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой. Детям предлагаются разные задания: составлять фигуры по образцу, устному за- данию, замыслу.
Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры – составлению фигур по расчлененным образцам. Для успешного воссозда- ния фигур необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фи- гуры и ее частей. Дети часто допускают ошибки в соединении фигур по сторонам
и в пропорциональном соотношении. Содержание работы на втором этапе раз- вертывания игр – это обучение детей анализу образца и словесному выражению способа соединения пространственного расположения частей. Затем следуют упражнения в составлении фигур. В случае затруднений дети обращаются к об- разцу. Он изготовляется в виде схемы такой же по размеру фигуры, как и наборы фигур, имеющиеся у детей. Это облегчает на первых занятиях конструирование, а затем анализ и проверку воссозданного изображения с образцом.
Третий этап освоения игры – это составление фигур по образцам контур- ного характера, нерасчлененных силуэтов. При условии обучения данный тип заданий доступен детям 6–7 лет. За играми на составление фигур по образцам следуют упражнения в составлении изображений по собственному замыслу.
Сначала игра-головоломка может быть частью занятия в течение 5–7 минут. После этого можно вводить элемент соревнования и предоставлять головоломки для самостоятельной деятельности детей. Это позволяет проводить математиче- ские досуги, викторины, где дети играют до 20–40 минут.
Играя с головоломками, конструируя из данного материала, дети также за- крепляют разнообразный речевой материал. При составлении рассказов по ре- зультатам конструирования, у детей заметно расширяется качественный сло- варь: формируются умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; употреблять прилагательные сравнительной и превос- ходной степени (один предмет широкий, другой шире, третий самый широкий). Дети составляют простые и сложные предложения, рассказы о своих действиях при выкладывании той или иной картинки. Следующий этап по усложнению игр- головоломок – подбор речевого материала к картинкам: загадки, веселые корот- кие стишки, скороговорки, чистоговорки, считалки, физминутки. Речевой мате- риал к схемам для игр-головоломок подбирался так, чтобы загадки, стихи, ско- роговорки были короткими, веселыми, меткими, интересными, чтобы они легко воспринимались и запоминались детьми, чтоб дети получили эмоциональную разрядку и отдых.
Список литературы
Акентьев
В.В.
Веселые тайны / В.В.
Акентьеа
.
– М.: Детская литература,
1
964.
Бурачевская
О.В.
Геометрические
игры-головоломки
как
средство
разв
и
-
тия
пространственных функций у детей с нарушением речевого развития // Во-
просы
дошкольной педагогики. – 2016. – №2. – С. 61–63.
Бурачевская
О.В.
Дидактические игры как средство развития
простра
н
-
ственных
функций в конструктивной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи // Образование и воспитание. – 2016. – №1. – С. 22–25.
Бурачевская
О.В.
Формирование пространственных представлений
у д
е-
тей
дошкольного возраста посредством конструирования // Вопросы
дошколь
- ной педагогики. – 2015. – №2. – С. 55–57.
Китайский
танграм
. Магический круг. Вьетнамская игра: Игры-
голово
- ломки
/ С
ост. М.В.
Драко
. – Минск: Попурри, 2009.
Колумбово
яйцо. Ли
стик. Монгольская игра: Игры-головоломки
/ С
ост. М.В.
Драко
. – Минск: Попурри, 2009.
Михайлова
З.А.
Игровые
занимательные
задачи
для
дошкольников
/ З.А. Михайлова. – М.: Просвещение, 1985.
Стомахион
. Игра Пифагора. Пентамино: Игры-головоломки
/
С
ост.
М.В.
Драко
. – Минск: Попурри, 2009.
Сфинкс. Магический квадрат.
Гексатрион
: Игры-головоломки
/ С
ост. М.В.
Драко
. – Минск: Попурри, 2009.