Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Игры и игрушки в формировании личности маленького ребенка | Савченко Ольга Васильевна. Работа №352072

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается роль игры и игрушек в формировании личности детей дошкольного возраста. Подчеркивается важность подбора соответствующих возрасту и интересам детей игрушек, а также организации игрового процесса. Представлены примеры игр, способствующих развитию личности ребенка, и рекомендации для воспитателей и родителей.

Ключевые слова: игры, игрушки, дошкольное образование, развитие личности, воспитатель, психолого-педагогические аспекты, социализация, творчество.

Игры и игрушки в формировании личности маленького ребенка

 

Савченко Ольга Васильевна, воспитатель

МБОУ СОШ № 36 «Новые горизонты» ДО Мечтатели

 

Аннотация. В статье рассматривается роль игры и игрушек в формировании личности детей дошкольного возраста. Подчеркивается важность подбора соответствующих возрасту и интересам детей игрушек, а также организации игрового процесса. Представлены примеры игр, способствующих развитию личности ребенка, и рекомендации для воспитателей и родителей.

Ключевые слова: игры, игрушки, дошкольное образование, развитие личности, воспитатель, психолого-педагогические аспекты, социализация, творчество.

 

Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте – важный этап в его жизни, когда закладываются основы характера, навыков общения, способности понимать и выражать свои эмоции. Одним из ведущих факторов в этом процессе является игра – естественная форма активности ребенка, которая способствует развитию его личности, а также влияет на интеллектуальную, эмоциональную и социальную сферу.

Игры выполняют несколько важных функций в развитии дошкольника. Во-первых, они способствуют социализации. В процессе ролевых или сюжетных игр дети учатся взаимодействовать с окружающими, выполнять социальные роли, договариваться, решать конфликты. Например, игра в «магазин» учит ребенка вести диалог, понимать принципы обмена и последовательности действий. Во-вторых, игры развивают воображение и творчество. Простая деревянная палочка в детских руках может стать волшебной палочкой, шпагой рыцаря или указкой учителя.

Игрушки, как неотъемлемая часть детской игры, также играют значительную роль. Они являются инструментом для самовыражения ребенка, помогающим ему моделировать ситуации из реальной жизни. Подбирая игрушки для детей, важно учитывать их возрастные особенности. Для младшего дошкольного возраста подойдут простые, безопасные игрушки, которые способствуют развитию мелкой моторики, например, пирамидки, кубики, сортеры. Для старшего дошкольного возраста важно предлагать более сложные предметы – конструкторы, настольные игры, куклы с набором аксессуаров.

Игрушки, кроме того, могут стать важным воспитательным инструментом. Например, деревянные пазлы способствуют развитию логического мышления, а куклы и мягкие игрушки помогают детям выразить свои эмоции, справляться с переживаниями. Важно помнить, что игрушки должны быть не только развлекательными, но и образовательными, а их количество не должно перегружать ребенка. Психологи отмечают, что чрезмерное количество игрушек может снизить уровень концентрации и творчества ребенка.

Примером игры, способствующей всестороннему развитию, является «путешествие по сказке». Воспитатель предлагает детям разыграть сюжет известной сказки, например, «Теремок». Дети могут распределить роли, придумать декорации из подручных материалов, а затем инсценировать сказку. Такая игра развивает навыки коммуникации, помогает формировать чувство ответственности за общую задачу и стимулирует креативное мышление.

Особое внимание стоит уделять игре на свежем воздухе. Подвижные игры не только укрепляют здоровье детей, но и способствуют развитию командного духа, умения соблюдать правила. Классические игры, такие как «прятки», «догонялки» или «волейбол с воздушным шариком», позволяют детям активно двигаться, общаться и находить общий язык с ровесниками.

Важная роль воспитателя заключается в создании благоприятной игровой среды. Необходимо организовать пространство так, чтобы оно стимулировало детей к исследованию, самостоятельной игре и взаимодействию друг с другом. В группе можно предусмотреть игровые зоны: уголок чтения, зона строительства, пространство для сюжетных игр. Важно регулярно обновлять наполнение этих зон в соответствии с интересами детей и образовательными задачами.

Еще один важный аспект – участие взрослого в игре. Воспитатель не должен ограничиваться ролью наблюдателя, а может стать активным участником или направляющим. Важно вовремя поддерживать инициативу ребенка, задавать интересные вопросы, помогать разрешать конфликты, если они возникают в процессе игры.

Таким образом, игры и игрушки являются мощными средствами формирования личности маленького ребенка. Они помогают детям познавать мир, развивать свои способности и эмоциональный интеллект, формируют навыки взаимодействия с другими людьми. Воспитатели должны уделять особое внимание организации игрового процесса, подбору игрушек и созданию условий для игр, чтобы максимально способствовать гармоничному развитию личности каждого ребенка.

 

 

Список литературы

Абахова

А. В. Технология

квест

-игры как средство развития познавательной активности и инициативы дошкольников / А. В.

Абахова

. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 113-115. — URL:

https://moluch.ru/archive/356/79670/

Кладова

Е. С., Никитенко Е. А.,

Конради

Е. В. [и др.]. Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной

организации посредством нетрадиционных дидактических игр /— Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 188-190. — URL:

https://moluch.ru/archive/467/102810/

Найденова Е.

А.,

Багирова

И.

А.,

Зембеля

И.

А., Васильева С.О. Р

азвитие коммуникативных навыков и способностей у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

// Обучение и воспитание: методики и практика.

2016. №29. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-navykov-i-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-cherez-syuzhetno-rolevuyu-igru

Синяпкина

Е. И. Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОС / Е. И.

Синяпкина

. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 566-569. — URL:

https://moluch.ru/archive/118/32847/

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×