Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у дошкольников | Кулишова Инна Владимировна. Работа №349258

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена важности фонематического слуха в речевом развитии детей дошкольного возраста. В ней рассматриваются различные игры и упражнения, которые способствуют формированию и развитию фонематического слуха у детей. Описаны методы работы, позволяющие педагогам эффективно использовать игровые технологии для повышения интереса детей к обучению. Акцентируется внимание на том, что фонематический слух является основой успешного овладения речевыми навыками, что, в свою очередь, способствует гармоничному развитию ребенка.

         Ключевые слова: фонематический слух, дошкольники, речевое развитие, игры, упражнения.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Кулишова Инна Владимировна, воспитатель

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

"Мусиевский учебно-воспитательный комплекс"

 

Аннотация: Статья посвящена важности фонематического слуха в речевом развитии детей дошкольного возраста. В ней рассматриваются различные игры и упражнения, которые способствуют формированию и развитию фонематического слуха у детей. Описаны методы работы, позволяющие педагогам эффективно использовать игровые технологии для повышения интереса детей к обучению. Акцентируется внимание на том, что фонематический слух является основой успешного овладения речевыми навыками, что, в свою очередь, способствует гармоничному развитию ребенка.

Ключевые слова: фонематический слух, дошкольники, речевое развитие, игры, упражнения.

 

Фонематический слух — это способность различать и воспринимать звуки речи, что является важным аспектом речевого развития дошкольников. Правильное формирование фонематического слуха играет ключевую роль в обучении чтению и письму, так как именно он позволяет ребенку осознанно относиться к звуковой структуре языка. К сожалению, многие дети приходят в школу с недостаточно развитыми навыками фонематического восприятия, что затрудняет их успешное обучение. Поэтому задача воспитателей детских садов заключается в том, чтобы создать условия для активного и эффективного развития фонематического слуха.

Одним из наиболее эффективных способов развития фонематического слуха являются игры и упражнения. Они помогают сделать процесс обучения интересным и увлекательным, что особенно важно для дошкольников. Игры не только развлекают детей, но и способствуют развитию их речевых навыков, мышления и памяти. Важно, чтобы игры были разнообразными и адаптированы под возрастные особенности детей, что поможет поддерживать их интерес и вовлеченность.

Один из простых и эффективных методов — это игры на слуховое различение звуков. Например, можно использовать игрушки или картинки с изображением предметов, начинающихся на разные звуки. Воспитатель называет звук, а дети должны найти и показать соответствующую игрушку или картинку. Эта игра развивает не только фонематический слух, но и внимательность, а также умение работать в команде.

Другой вариант игры — «Угадай звук». Воспитатель воспроизводит звук (например, звук животных или музыкальных инструментов), а дети должны угадать, что это за звук. Это упражнение развивает слуховое восприятие и помогает детям учиться различать звуки по их качествам. Кроме того, это создает атмосферу игры, что делает обучение более приятным.

Игры на слуховое запоминание также являются полезным инструментом. Например, воспитатель может произнести короткую последовательность звуков, а дети должны повторить их в том же порядке. Это упражнение развивает не только фонематический слух, но и память, внимание и концентрацию. Можно усложнять задачу, добавляя новые звуки или увеличивая длину последовательности.

Еще одним интересным упражнением является «Звуковая карусель». Воспитатель делит детей на группы и предлагает каждой группе поиграть с различными музыкальными инструментами. Каждая группа по очереди звучит своим инструментом, а остальные дети должны угадать, какой инструмент играет. Эта игра развивает внимание, слуховое восприятие и умение работать в команде.

Для развития фонематического слуха можно использовать и рифмовки, стихи, песенки. Дети с удовольствием повторяют рифмы, что способствует не только развитию фонематического слуха, но и расширяет словарный запас. Важно включать в занятия элементы ритма и мелодии, чтобы сделать процесс более увлекательным и живым. Воспитатель может предложить детям вместе придумать рифмы на заданный звук, что способствует активному вовлечению детей в процесс.

Использование настольных игр также может стать хорошим помощником в развитии фонематического слуха. Например, игра «Звуковая ферма», где дети должны собрать животных по звукам, которые они издают. Это помогает детям запомнить звуки животных и развивает их фонематическое восприятие.

Важно помнить, что каждая игра должна быть адаптирована к уровню развития детей. Воспитатель должен внимательно следить за реакцией детей и при необходимости изменять задания, чтобы они были доступны и интересны. Успех в развитии фонематического слуха во многом зависит от позитивной атмосферы и эмоциональной поддержки, которую дети получают от воспитателя.

В заключение, развитие фонематического слуха у дошкольников — это важный и необходимый процесс, который можно реализовать через увлекательные игры и упражнения. Воспитатели имеют возможность использовать разнообразные игровые методики, чтобы создать интересную и продуктивную образовательную среду. Важно помнить, что в процессе обучения фонематическому слуху важно не только количество проведенных игр, но и их качество, разнообразие и вовлеченность детей. Это позволит заложить прочный фундамент для дальнейшего речевого развития и успешного обучения детей в школе.

 

Список литературы

 

Колесникова Е. П., Сергеева М. А. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. №37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igry-i-uprazhneniya-na-razvitie-fonematicheskogo-sluha-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 29.10.2024).

Семенова Е. А.

Развитие у дошкольников фонематического слуха как опоры обучения первоначальному чтению

//

The

Scientific

Heritage

. 2020. №48-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-u-doshkolnikov-fonematicheskogo-sluha-kak-opory-obucheniya-pervonachalnomu-chteniyu (дата обращения: 29.10.2024).

Хвостикова

А

.

А

.

Способы развития

фонематики

// Проблемы педагогики. 2020. №6 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-razvitiya-fonematiki (дата обращения: 29.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×