Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у детей | Белых Анастасия Валериевна. Работа №343545
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам разработки и реализации игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания у детей. Речевое дыхание — это основа речевой активности, поэтому его правильное формирование играет ключевую роль в развитии речи и коммуникативных навыков. В статье рассматриваются разновидности игр, их методические особенности и влияние на речевое развитие детей. Подробно описаны упражнения, которые можно применять в учебной деятельности и коррекционной работе. Предложены рекомендации для учителей и родителей по организации занятий, направленных на улучшение дыхательных навыков у детей.
Ключевые слова: речевое дыхание, игры, упражнения, развитие речи, дети, методические рекомендации, коррекция речи.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ
Белых Анастасия Валериевна, учитель-логопед
ГКДОУ "Детский Сад № 75 "Голубок" Г.О. Горловка" ДНР
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам разработки и реализации игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания у детей. Речевое дыхание — это основа речевой активности, поэтому его правильное формирование играет ключевую роль в развитии речи и коммуникативных навыков. В статье рассматриваются разновидности игр, их методические особенности и влияние на речевое развитие детей. Подробно описаны упражнения, которые можно применять в учебной деятельности и коррекционной работе. Предложены рекомендации для учителей и родителей по организации занятий, направленных на улучшение дыхательных навыков у детей.
Ключевые слова: речевое дыхание, игры, упражнения, развитие речи, дети, методические рекомендации, коррекция речи.
Речевое дыхание — это дыхание, которое осуществляется в процессе произнесения речи. Оно обеспечивает не только ясно́сть и выразительность речи, но и её интонационную окраску. Поскольку правильное речевое дыхание связано со способностью эмоций, интеллекта и физического состояния организма, особое внимание ему следует уделять в процессе обучения и коррекции речевых нарушений. В этой статье мы рассмотрим, как с помощью игр и упражнений можно развивать речевое дыхание у детей.
Речевое дыхание выполняет несколько важных функций:
Энергетическая: Правильное дыхание способствует полноценной поддержке речевого высказывания.
Регуляция: Breath control позволяет время и силу звука, что важно для эмоциональной окраски речи.
Здоровье: Укрепление дыхательной системы способствует общему развитию ребенка.
Правильное речевое дыхание — это не только физический процесс, это также психологический механизм, позволяющий детям чувствовать себя уверенно в общении.
Игровые методики очень эффективны в работе с детьми. Они помогают развить интерес, внимание и мотивацию к занятиям. Рассмотрим несколько игр, которые способствуют развитию речевого дыхания:
Игра "Подуй на мяч". Цель: Развить силовое дыхание. Материалы: Легкий мяч (можно использовать мяч для йоги). Описание: Дети по очереди дуновением воздуха должны катить мяч к заданной цели. При этом можно варьировать расстояние и скорость. Эта игра развивает контроль над дыханием и укрепляет дыхательную мускулатуру.
Игра "Птица и ветер". Цель: Научить правильно распределять дыхание. Материалы: Фарфоровые или бумажные птички. Описание: Дети изображают, как птицы летают под воздействием ветра. Один из детей держит птичку, а остальные дуновением ветра (дыханием) должны её поднять в воздух и удержать на месте, регулируя силу потока воздуха.
Игра "Кто быстрее?". Цель: Развивать скоростное дыхание. Материалы: Небольшие шарики и трубочки. Описание: Дети должны с помощью дыхания прокатывать шарики от стартовой до финишной линии, используя только трубочки. Эта игра развивает дыхательную силу и внимательность.
Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, также должны быть разнообразными и интересными. Вот некоторые из них:
Упражнение "Свеча". Цель: Обучение длительному выдоху. Описание: Дети представляют, что у них есть свеча, которую нужно задуть. Для этого они делают глубокий вдох через нос и медленно выдыхают через рот, «дуя» на «свечу», стараясь не задуть её. Это упражнение помогает детям контролировать длину и силу выдоха.
Упражнение "Шумный ветер". Цель: Обучение различным дыхательным режимам. Описание: Дети издают звуки, имитируя ветер: могут «шуметь» то тихо, то громко. Это помогает развивать вариативность дыхания и влияние её на голос.
Упражнение "Собери облака". Цель: Научить правильно вдохнуть и выдохнуть. Описание: Дети встают в круг, один из них «собирает облака» — наклоняется, поднимая руки. Все остальные делают вдох через нос и, поднимая руки, втягивают «облака». Затем они опускают руки и делают медленный выдох. Это упражнение развивает coordination и равномерное дыхание.
Учителям и родителям следует учитывать несколько аспектов при организации игр и упражнений по развитию речевого дыхания:
Создание комфортной атмосферы: Очень важно, чтобы дети чувствовали себя расслаблено и уверенно. Это поможет достичь лучших результатов.
Индивидуальный подход: Учитывайте уровень развития детей и их индивидуальные особенности.
Включение различных форм активности: Используйте не только традиционные игры, но и элементы театрализации, музыки, движений.
Регулярность занятий: Важно, чтобы упражнения и игры проводились регулярно, как минимум 2-3 раза в неделю.
Оценка результатов: Проводите мониторинг успехов детей и корректируйте занятия в соответствии с их потребностями.
Развитие речевого дыхания у детей — важный аспект коррекционной работы, который напрямую влияет на формирование речевых навыков и общего развития ребенка. Игры и упражнения, основанные на активной деятельности и вовлеченности детей, позволяют сделать этот процесс не только полезным, но и увлекательным. Даючи детям возможность развивать свои дыхательные навыки через игры, мы способствуем их эмоциональному и духовному развитию, создавая основу для успешного общения в будущем.
Список литературы
Богатырева, А. В. Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ / А. В. Богатырева, М. А. Косткина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 11-16.
Данова Наталья Алексеевна Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechevogo-dyhaniya-u-doshkolnikov-s-narusheniyami-rechi
Юрченко, Н. А. Упражнения, способствующие развитию речевого дыхания у детей с нарушениями речи / Н. А. Юрченко, Е. Н. Карасени, М. М. Головач, Н. С. Бибик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 375-378. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78051/