«Игры и упражнения, применяемые с детьми с СДВГ» | Глушко Наталья Евгеньевна. Работа №307808
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – поведенческое расстройство относящиеся к категории гиперкинетических расстройств, диагностируемое у детей и характеризующееся триадой симптомов: нарушением внимания, гиперактивностью и импульсивностью.
По данным различных исследователей мальчики поражаются в 3-5 раз чаще, чем девочки. Ребёнок с этим синдромом чрезвычайно неусидчив, быстро начинает скучать, легко отвлекается, постоянно ищет новых впечатлений и сильных ощущений. Они часто теряют вещи, не выносят долгого ожидания, плохо справляются с работой, требующей длительных усилий.
Гиперподвижные дети чрезвычайно шумны, подвижны, часто получают травмы, поскольку не предвидят последствий своих поступков и склонны к излишнему риску. Иногда они бывают агрессивными и часто кажутся неуправляемыми, легко возбуждаются и с трудом успокаиваются.
В значительном проценте случаев клинические появления синдрома возникают в возрасте до 5-6 лет, а иногда уже на первом году жизни. Средний возраст при обращении к врачу 8-10 лет. В этом возрасте учёба и работа по дому начинают требовать от ребёнка самостоятельности, целеустремлённости и сосредоточенности.
Лечение СДВГ носит комплексный, многофакторный характер. В США, Канаде, Израиле использование медикоментов является ключевым моментом в терапии СДВГ. Благоприятные сроки 5-8 лет, так как в этом возрасте не успевают сформироваться патологические, поведенческие стереотипы и вторичные образования. К сожалению в нашей стране ситуация другая. Детям неохотно ставят данный диагноз.
Для достижения оптимальных результатов в обучении педагогу необходимо поддерживать тесные контакты с родителями:
-попросите родителей о помощи в поощрении организованности ребёнка;
-составьте правила организованности;
-хвалите за аккуратность, анне наказывайте за небрежность;
- помогите ребёнку ставить перед собой краткосрочные цели.
Для понимания особенностей работы мозга детей с высокой подвижностью нервных процессов необходимо остановиться на вопросе торможения, торможения в умственной деятельности.
В 1935 году И.П. Павлов дал очень подробное описание торможения, выделив два вида: врождённое и вырабатываемое в жизненном опыте. Примером врождённой формы торможения служит поведение младенца, который может отказаться сосать при опрелости в складочках кожи: пищевая реакция подавляется болевой.
Вырабатываемое торможение, которое интересует нас больше, сложнее по своему механизму. На втором месяце жизни младенец начинает улыбаться при виде обращённого к нему лица человека, но недели через две такая реакция радостного оживления будет возникать только при виде матери. Ребёнок стал отличать её от других людей, на которые реакция теперь угасает – ослабевает и совсем исчезает. Здесь нет столкновения разных очагов возбуждения, как это бывает при внешнем торможении, просто угасает реакция на тех людей, которые не кормят, не ласкают: они становятся «несущественными» раздражителями для младенца.
Видов внутреннего торможения несколько, но мы остановимся только на двух: дифференцировочном (дифференцирование – различение) и «запаздывательном».
Благодаря диференцировочному торможению ребёнок узнаёт маму и папу, начинает правильно их называть. С его помощью усваиваются нужные нормы поведения, например, формируется понимание того, что в одних условиях можно бегать по комнатам и шумно играть, а в других – этого нельзя делать; к близким людям обращаться на «ты», а к посторонним только на «вы». Очень велика роль диференцировочного торможения в обучении: например, различать буквы и цифры. С момента, когда младенец «узнал» свою мать, выделил её среди других лиц, ребёнок непрерывно использует и тренирует это торможение.
Запаздывательное торможение вырабатывается несколько позже дифференцировочного, оно представляет большие трудности. Например, ребёнка усаживают за стол и ставят перед ним тарелку с кашей, но её надо ещё остудить и, пока мать делает это, ребёнок кричит, тянется к каше. Через некоторое время он приучается в такой ситуации ждать спокойнее, т.е. тормозит пищевую реакцию, отодвигая её проявления на время, нужное для того, чтобы каша остыла. Вот в этот промежуток времени, когда ребёнок тормозит пищевую реакцию, и развивается так называемое запаздывательное торможение. Оно очень важно в формировании поведения – оно лежит в основе таких психических состояний как ожидание, терпение.
Известно, что в первые годы жизни, поведение детей испытывает очень сильное влияние внешнего торможения, а все проявления внутреннего торможения вырабатываются (под влиянием воспитания и обучения), и так же постепенно подавляют внешнее торможение, которое с возрастом постепенно ослабевает.
Нужно отметить, что выработка всех форм внутреннего торможения – очень трудная задача для незрелой нервной системы детей с СДВГ, часто сопровождается отрицательными эмоциональными реакциями: они сердятся, плачут, замахиваются кулачком на того, кто пытается затормозить нежелательные действия ребёнка. Детям с СДВГ нужна активная помощь со стороны родителей и педагогов, и систематическая тренировка свойства внутреннего торможения через использование игр и упражнений.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – поведенческое расстройство относящиеся к категории гиперкинетических расстройств, диагностируемое у детей и характеризующееся триадой симптомов: нарушением внимания, гиперактивностью и импульсивностью.
По данным различных исследователей мальчики поражаются в 3-5 раз чаще, чем девочки. Ребёнок с этим синдромом чрезвычайно неусидчив, быстро начинает скучать, легко отвлекается, постоянно ищет новых впечатлений и сильных ощущений. Они часто теряют вещи, не выносят долгого ожидания, плохо справляются с работой, требующей длительных усилий.
Гиперподвижные дети чрезвычайно шумны, подвижны, часто получают травмы, поскольку не предвидят последствий своих поступков и склонны к излишнему риску. Иногда они бывают агрессивными и часто кажутся неуправляемыми, легко возбуждаются и с трудом успокаиваются.
В значительном проценте случаев клинические появления синдрома возникают в возрасте до 5-6 лет, а иногда уже на первом году жизни. Средний возраст при обращении к врачу 8-10 лет. В этом возрасте учёба и работа по дому начинают требовать от ребёнка самостоятельности, целеустремлённости и сосредоточенности.
Лечение СДВГ носит комплексный, многофакторный характер. В США, Канаде, Израиле использование медикоментов является ключевым моментом в терапии СДВГ. Благоприятные сроки 5-8 лет, так как в этом возрасте не успевают сформироваться патологические, поведенческие стереотипы и вторичные образования. К сожалению в нашей стране ситуация другая. Детям неохотно ставят данный диагноз.
Для достижения оптимальных результатов в обучении педагогу необходимо поддерживать тесные контакты с родителями:
-попросите родителей о помощи в поощрении организованности ребёнка;
-составьте правила организованности;
-хвалите за аккуратность, анне наказывайте за небрежность;
- помогите ребёнку ставить перед собой краткосрочные цели.
Для понимания особенностей работы мозга детей с высокой подвижностью нервных процессов необходимо остановиться на вопросе торможения, торможения в умственной деятельности.
В 1935 году И.П. Павлов дал очень подробное описание торможения, выделив два вида: врождённое и вырабатываемое в жизненном опыте. Примером врождённой формы торможения служит поведение младенца, который может отказаться сосать при опрелости в складочках кожи: пищевая реакция подавляется болевой.
Вырабатываемое торможение, которое интересует нас больше, сложнее по своему механизму. На втором месяце жизни младенец начинает улыбаться при виде обращённого к нему лица человека, но недели через две такая реакция радостного оживления будет возникать только при виде матери. Ребёнок стал отличать её от других людей, на которые реакция теперь угасает – ослабевает и совсем исчезает. Здесь нет столкновения разных очагов возбуждения, как это бывает при внешнем торможении, просто угасает реакция на тех людей, которые не кормят, не ласкают: они становятся «несущественными» раздражителями для младенца.
Видов внутреннего торможения несколько, но мы остановимся только на двух: дифференцировочном (дифференцирование – различение) и «запаздывательном».
Благодаря диференцировочному торможению ребёнок узнаёт маму и папу, начинает правильно их называть. С его помощью усваиваются нужные нормы поведения, например, формируется понимание того, что в одних условиях можно бегать по комнатам и шумно играть, а в других – этого нельзя делать; к близким людям обращаться на «ты», а к посторонним только на «вы». Очень велика роль диференцировочного торможения в обучении: например, различать буквы и цифры. С момента, когда младенец «узнал» свою мать, выделил её среди других лиц, ребёнок непрерывно использует и тренирует это торможение.
Запаздывательное торможение вырабатывается несколько позже дифференцировочного, оно представляет большие трудности. Например, ребёнка усаживают за стол и ставят перед ним тарелку с кашей, но её надо ещё остудить и, пока мать делает это, ребёнок кричит, тянется к каше. Через некоторое время он приучается в такой ситуации ждать спокойнее, т.е. тормозит пищевую реакцию, отодвигая её проявления на время, нужное для того, чтобы каша остыла. Вот в этот промежуток времени, когда ребёнок тормозит пищевую реакцию, и развивается так называемое запаздывательное торможение. Оно очень важно в формировании поведения – оно лежит в основе таких психических состояний как ожидание, терпение.
Известно, что в первые годы жизни, поведение детей испытывает очень сильное влияние внешнего торможения, а все проявления внутреннего торможения вырабатываются (под влиянием воспитания и обучения), и так же постепенно подавляют внешнее торможение, которое с возрастом постепенно ослабевает.
Нужно отметить, что выработка всех форм внутреннего торможения – очень трудная задача для незрелой нервной системы детей с СДВГ, часто сопровождается отрицательными эмоциональными реакциями: они сердятся, плачут, замахиваются кулачком на того, кто пытается затормозить нежелательные действия ребёнка. Детям с СДВГ нужна активная помощь со стороны родителей и педагогов, и систематическая тренировка свойства внутреннего торможения через использование игр и упражнений.
Задача педагогов при подозрении у ребёнка СДВГ рекомендовать родителям обратиться к специалистам.
Игра «Берег и река»
Цель: развитие слухового восприятия и дифференцировочного торможения.
Эта игра требует от ребят внимательности. На земле чертят две линии на расстоянии примерно в один метр. Между этими линиями - река, а по краям - берег. Все ребята стоят на берегах. Ведущий подает команду: река, и все ребята прыгают в реку. По команде берег все выпрыгивают на берег. Ведущий подает команды быстро и беспорядочно, чтобы запутать играющих. Например: берег, река, река, берег, река, река, река...» Если по команде берег кто-то оказался в воде, то он выходит из игры. Выходят из игры также те невнимательные игроки, которые во время команды река оказались на берегу. Игра продолжается до тех пор, пока не определится самый внимательный участник. Его можно поздравить и начать игру заново.
Игра «Черепашки»
Цель: содействие в развитии у детей.запаздывательного торможения
Для детей 3-7 лет.
Оборудование: мел, заасфальтированная площадка.
Количество игроков: от пяти и более.
Правила игры. Игроки должны двигаться очень медленно, но стоять на месте нельзя.
Ход игры. На площадке мелом очерчивается дистанция, все игроки становятся в линию. Изображая черепашек, они должны как можно медленнее ползти. Выигрывает тот, кто медленнее всех доползет до финиша.
Игра с таймером для гиперактивных детей.
Цель: повышение самооценки у гиперактивных детей, развитие сосредоточенности и внимательности на определённый промежуток времени.
Для работы необходимо иметь: таймер, фишки, принадлежности для рисования. Ребенку предстоит выполнить одну из следующих задач: за фиксированное время разукрасить картинку, не обращая внимания на помехи. В течение первых нескольких минут, пока ребенок выполняет задание, взрослый и дети ему не мешают. Задача логопеда заключается в том, чтобы приучить ребенка делать свое дело, не смотря на то, что происходит вокруг. За каждое отвлечение от работы одна фишка убирается со стола. В результате игры можно приучить ребенка к сосредоточенной деятельности в течение всего времени занятия.
Игра «Волшебный колокольчик»
Цель: развитие слухового восприятия и дифференцировочного торможения.
Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий. Ему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.
Игра «Морские волны»
Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другую.
По сигналу педагога «Штиль» все дети в «замирают». По сигналу «Волны» дети по очереди встают со стульчиков. По сигналу учителя «Шторм» характер действий и последовательность их выполнения повторяется. Закончить игру надо командой «Штиль»
Игра «Игрушки под салфеткой»
Цель: формирование таких психических состояний как ожидание, терпение.
Взрослый готовит заранее на столике новые игрушки, накрытые салфетками, затем взрослый усаживает детей вокруг стола и говорит: «Под салфетками находятся новые игрушки. Можно их взять прямо сейчас, но если вы подождёте пока я вернусь, (или пока пойдёт пять минут), получите по второй игрушке». Те дети, кто дожидался возвращения взрослого, действительно получали вторую игрушку.
Игра «Найди букву»
Цель: тренировка переключения внимания и дифференцировочного торможения.
Эта игра, в основе своей имеющая тест «корректурная проба».Для неё берутся бланки с гласными буквами. В течение 5 минут детям предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы «А», подчеркнуть все буквы «О», обвести в кружёк все буквы «У». В течении нескольких минут дети будут находиться в состоянии сосредоточенности.
Игра «Клубочек»
Цель: развитие процессов торможения у гиперподвижных детей
Расшалившимся детям можно предложить смотать в клубки яркую пряжу. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубок не постой, а волшебный. Как только дети начинают их сматывать, так сразу же начинают успокаиваться. Необходимо чтобы такая игра стала привычной для детей, т.е. необходимо использовать её регулярно.
Игра «Каждый охотник…»
Цель: развитие образной памяти, логического мышления, дифференцировочного торможения психических процессов.
Перед детьми в линию выкладывается цветовая кодировка в порядке мнемотехнического кодирования слова, а именно: каждый, охотник, желает, знать, где, сидит, фазан, белый, серый, чёрный. Вместе с детьми проговаривается эта кодировка, где первый звук цвета соответствует первому звуку слова, (например, каждый – это красный цвет, охотник – это оранжевый цвет и т.д.). Затем каждому ребёнку предлагается выложить из цветовых карточек определённую фразу, например, чтобы выложить фразу «охотник знает», для этого ребёнку, нужно взять оранжевый карточку (охотник), а затем зелёную (знает). При правильном выкладывании фразы ребёнок получает фишку.
Игра Разноцветные точки»
Цель: развитие зрительного восприятия, запаздывательного торможения.
Для выполнения используются рабочие карточки, представляющие собой листы плотной бумаги, на которой строчками изображены цветные точки. Число используемых цветов не должно быть меньше и больше пяти. Точки располагаются в семь строк по 14 точек в каждой строке. Ребёнок должен называть точки по порядку, читать их в направлении слева – направо. Ведущий активно руководит работой, следит за тем, чтобы соблюдалась последовательность произнесения точек на строке.
Эстафеты
Цель: тренировка запаздывательного торможения.
Бежать, держа в руках горящую свечку, так, чтобы она не погасла;
Бежать со стаканом воды так, чтобы она не расплескалась (сначала стакан наливают лишь на треть, позже – почти доверху);
Бежать, отбивая рукой или головой или головой воздушный шарик;
Бежать со спичечными коробками, положенными на плечи;
Бежать с башенкой из трёх кубиков на ладони (потом число кубиков можно увеличить).
Игра «Хочухалки»
Цель: тренировка запаздывательного торможения.
Ведущий кончиком карандаша медленно рисует в воздухе какую либо известную детям букву. Детям предлагается угадать букву, но не закричать тут же правильный ответ, а, преодолев своё «хочу выкрикнуть», дождаться команды ведущего (хлопка)и ответ прошептать.
И главное, нужно помнить всегда, что важен и необходим комплексный подход к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей с СДВГ. Только в том случае, когда мы все – и педагоги, и родители, и медики, и психологи, - совместными усилиями помогаем ребёнку, наша помощь будет по - настоящему эффективной.