Игры как средство обучения и воспитания школьников в образовательном процессе | Жарко Валерия Сергеевна. Работа №320022
Статья на тему "Игры как средство обучения и воспитания школьников в образовательном процессе"
Игра – это естественная и увлекательная форма обучения и воспитания. Обучая при помощи игры, учителя дают материал не так, как им удобно, а ученикам удобно и интересно его взять.
Игра обучает. В педагогическом процессе игра выступает как средство воспитания и передачи накопленного навыка, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.
Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей у учащихся. Эти возможности можно реализовать во внеурочное время, в свободной и интересной для детей форме – в форме игры.
Использование игры как средства обучения и воспитания младших школьников в образовательном процессе
Применение игровой деятельности в организованном процессе обучения и воспитания детей младшего школьного возраста способствует перестроению типа мышления. Игровая деятельность настолько уникальна и многогранна, поскольку сочетает в себе функции как формы, так и метода обучения, способствуя развитию психических свойств, образовательных областей личности детей [1].
Начало игровой деятельности можно связать с кризисом трех лет, который открывает дошкольный период развития. По мере понимания процессов развитие игры трансформируется и сама игра. Прежде всего, даже в течении дошкольного возраста она оказывается не однотипной деятельностью, а разноплановой – от режиссерской игры, через ее образную и сюжетно-ролевую материю к игре по правилам. Когда все элементы выделенных игр осуществляются в поздней форме режиссерской игры, происходит полное развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте. Можно сказать, что к школе ребенок уже должен уметь пользоваться всеми основными видами игровой деятельности. В то же время младшие школьники, как и дети-дошкольники, играют во все упомянутые виды игр. Правда, теперь эти игры качественно меняются: от структуры игры – в ней на первый план выходят правила, и младшие школьники не просто могут играть в игру с правилами, но и трансформируют любую игру в игру с правилами – до сюжета игры – дети разыгрывают такие сюжеты, которые их мало интересовали в то время, когда они были дошкольниками (игры «в школу», игры «в телевизионные шоу» и даже игры «в политические события»). А в самих сюжетах младшие школьники начинают обращать внимание на детали, которые раньше оставались за рамками их игр. К примеру, в игре «в школу» важным оказывается содержание уроков, а не отметки и взаимодействие учителя и учеников, как у дошкольников [2].
Другие изменения в игре (и это, во-вторых) касаются взаимодействия между ее структурными элементами. Так, Л. С. Выготский отмечал, что в любой игре есть воображаемая ситуация, которая задается у дошкольников разнообразными внешними атрибутами – специальной одеждой или какими-то ее отдельными элементами, наличием особых игрушек или предметов, их заменяющих, специфическим местом действия и т.п. – и правилом. При этом развитие игры можно описать, по его мнению, следующей формулой: воображаемая ситуация/правило — правило/ воображаемая ситуация.
Таким образом, правило оказывается ведущим в играх младших школьников. Это означает, что для учащихся начальных классов при реализации их игр нет необходимости ни в особых атрибутах, ни в специальной одежде, ни в специфическом игровом пространстве. В то же время это предполагает, что за любыми правилами в игре у младших школьников присутствует воображаемая ситуация, которая при необходимости может быть развернута и реализована.
В-третьих, оказывается, что в развитии любого вида игры можно выделить несколько этапов. Так, на самом первом этапе ребенок оказывается способным принять извне воображаемую ситуацию. На втором этапе он уже самостоятельно умеет конструировать и удерживать один из важнейших компонентов игры – воображаемую ситуацию. На третьем этапе ребенок оказывается способным реализовать игру без развернутой воображаемой ситуации [3].
Проиллюстрируем сказанное на примере. Ребенок стучит игрушкой по столу. Мама, которая вошла в комнату говорит: «О, какой у нас музыкант! Ты, наверное, играешь в оркестре? Это твой барабан?». Ребенок, психологически готовый к игре, принимает эту ситуацию, немедленно меняет свое поведение. Как правило, он начинает стучать медленнее, при этом начинает что-то петь или пытаться подстроиться к ритму музыки, передаваемой по радио или телевидению. Что с ним произошло? Приняв воображаемую ситуацию извне, он превратил свою предметную деятельность в игру.
Ребенку, который находится на втором этапе развития игры, больше не нужны подсказки взрослого. С самого начала он будет не просто стучать игрушкой по столу, но и выберет ту, которая будет выглядеть как палочки барабанщика. Его действия (в данном случае стук) будут не случайными, а подчиняться какой-то логике (мотиву, ритму и т.п.). В то же время, многие дети будут пытаться переодеться, чтобы имитировать эстрадный костюм или нацепить какой-либо атрибут.
Для третьей этапа развития игровой деятельности характерно, что ребенок уже может изображать барабанщика без посторонней помощи, только с помощью его собственных рук и коленей. всяких вспомогательных предметов, только при помощи собственных ладошек или колен. Иногда дети в этой стадии пропускают действие и говорят об этом зрителям или приятелю по игре: «Ну, я играл в оркестре» или «Я сыграл на барабане» – и при этом продолжая сидеть на стульчике.
Д. Б. Эльконин, описывая наиболее высочайший уровень развития игры, отметил, что иногда дети играют не так много, как говорят о игре. Этот перевод игры в вербальный план является ключевым для решения проблемы взаимодействия игры и учения в младшем школьном возрасте [4].
Анализируя игровую деятельность, становится очевидно, что технология игры является последовательной системой действий, основанной на условиях, в которых она реализуется. Главной задачей для педагога является профессионально организовать игровую деятельность и грамотно ее провести, так чтобы для младших школьников этот процесс происходил естественно и у них была возможность для самовыражения и самореализации себя как субъекта социума.
Можно ввести игру в образовательный процесс – например, сколько времени займет пошив платья, сколько материала потребуется на пошив платья, как грамотно написать письмо королеве и т. п. Учебная задача остается только лишь для учителя, а ученики весь интерес сосредотачивают на мелочах, которые с их взгляда обязательны для воплощении игры.
Сосредоточение внимания учеников на тексте игры позволяет этот текст менять, делая в нем всевозможные акценты. Впрочем, в этом случае взрослый должен быть включенным в эту игру. К примеру, если он не участвует в разговоре двух подружек, то, ни о каком учении речи быть не может. В случае если же он включился в данный разговор, то, естественно не сразу, но сможет поставить в подобной игре какую-либо учебную задачу: вот у него есть материал, но он не знает, достаточно ли ему на бальное платье; или же – как узнать по часам, сколько времени осталось до полуночи? В отличие от детей, реально действующих в этой игре и нуждающихся в развернутой воображаемой истории, ученики, способные вербализировать процесс игры (перевести игровые действия в словесный план), смогут в ней и с ее помощью научиться чему-то новому. Помимо всего, выделение текста в качестве отдельного компонента считается основой для формирования письменной речи – одной из наиглавнейших задач, стоящих перед начальной школой.
Внедрение игр как средства воспитания нужно с целью стимулирования познавательного внимания детей младшего школьного возраста к учебному процессу и, как следствие этого, увеличения количественных и высококачественных характеристик подготовленности учеников, их успеваемости. Есть основание полагать, что при нередком применении разных видов игр они будут иметь еще более огромную эффективность, создавая устойчивое внимание учащихся к новому и увлекательному [5].
Игра – это естественная и увлекательная форма обучения и воспитания. Обучая при помощи игры, учителя дают материал не так, как им удобно, а ученикам удобно и интересно его взять.
Игра обучает. В педагогическом процессе игра выступает как средство воспитания и передачи накопленного навыка, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.
Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей у учащихся. Эти возможности можно реализовать во внеурочное время, в свободной и интересной для детей форме – в форме игры, которая безусловно воспитывает школьников, раскрывает их таланты, учит общению со сверстниками.
Когда дети играют, они склонны овладевать теми личностными качествами, которые привлекают их в реальную жизнь. Поэтому детям нравятся роли, связанные с проявлением мужества, благородства. В ролевой игре они начинают изображать самих себя, ища действия, которые в реальности не удастся.
При педагогически грамотной организации игры необходимо придерживаться определенных действий [6].
Игровое пространство. Для детей младшего возраста ведущую роль играет педагог, ведь именно он является инициатором игровой деятельности. Также педагог регулирует правила игры. Важным моментом является то, каким образом педагог управляет игрой. Педагогу необходимо заранее продумать ход игры, подготовить атрибуты, а также демонстрационный и раздаточный материал. Для достижения максимальной результативности педагог должен учитывать возрастные особенности детей.
Также неотъемлемой частью организации игрового пространства является создание доброжелательной атмосферы, благодаря которой каждый ребенок сможет раскрыться и проявить свои личностные качества.
При организации игровой деятельности важно помнить и о безопасности жизни и здоровья детского коллектива, как физического, так и психологического.
Ход игры. Перед началом игрового процесса нужно детям на доступном для них языке объяснить ход и правила игры. Для этого следует опираться на следующие требования:
– Излагать правила нужно ясно и четко.
– Эмоционально привлекать детей к игровой деятельности.
– Максимально понятно объяснять ход и правила игры.
Ведущие педагоги не рекомендуют пересказывать содержание всей игры, а для поддержания повышенного интереса достаточно кратко изложить правила, используя показ. Также желательно начинать объяснение игры со вступления, которое должно быть связано с темой занятия или игровой ситуации [7].
Правила не стоит повторять на протяжении всей игры, соответственно в самом начале важно правильно донести их суть, а в ходе игру на них уже не отвлекаться. Помимо этого, важно понимать интенсивность той или иной игры, и чередовать в целях избегания физического переутомления.
Количество игроков. Для того чтобы игровая деятельность приносила положительные результаты педагогу нужно регулировать количество игроков. Детей можно делить на команды, по принципу гендерной принадлежности или, например, с помощью жетонов, карточек, фишек, бросание мяча и т. д.
Либо можно использовать вопросы и загадки. Для всех учащихся задаются несколько вопросов или загадок, достаточно сложных, чтобы исключить ответ хором. Правильно ответивший учащийся становится участником игры.
Общение в игровом процессе. При проведении игр, помимо того, что дети учатся строить диалоги между собой, важным аспектом является и общение детей с педагогом. Если педагог проводит словесную игру, то он должен повторить ответ ребенка, независимо от того, правильный он или неправильный, например, в игре «Герои сказок» мальчики называют сказочных героев, а девочки — сказочных героинь. Педагог повторяет за каждым ребенком имя названного им персонажа. В таком случае у детей актуализируется внимание, и они автоматически следят за ходом игры.
Темп и ход игры. В процессе игры педагог выполняет регулятивную функцию, поддерживает психологический климат и нужный темп. Также обращает внимание на продолжительность игрового процесса ускоряя или увеличивая его, основываясь на возрастных особенностях детского коллектива. Помимо этого, продолжительность игры зависит от уровня заинтересованности детей и качества усвоения материала.
Подведение итогов и поощрение участников. При завершении игры педагог можно похвалить детей, используя общие слова «спасибо», «молодцы», «умники», «умницы» и т.д., предложить ребятам поаплодировать участникам за удачное выполнение игрового задания или остроумный ответ, чтобы их подбодрить, и раздать призы [6].
Подвести итоги игры можно несколькими способами. Например, при командных играх можно использовать жюри, при этом решение жюри – это неоспоримый закон.
Если игра проводилась по принципу конкурса, то допускается использование балльной системы оценивания. У каждого члена жюри имеется своя табличка с баллами, которые они выставляют, затем подсчитывается средний балл, или жюри ставит коллективную оценку выступлений той или иной команды. Эта система необходима, когда в играх принимает участие весь класс.
Также важным этапом игры является церемония награждения победителей. Однако, важно в самом начале сказать несколько поддерживающих слов проигравшей команде, а потом уже перейти к награждению победителей. Стоит учесть тот факт, что призы все же не должны быть равнозначными, важно грамотно подойти и к призам для победившей команды, так и к утешительным подаркам для команды, занявшей почетное место. Также можно наградить символическими призами самых активных болельщиков и зрителей.
Игра настолько удивительный инструмент в руках профессионального педагога, который позволяет менять, перенаправлять процесс игровой деятельности относительно достижения определенных ее этапов. Применяя творческий подход к процессу игровой деятельности педагог может корректировать уровень развития психических процессов, эмоциональную сферу, как детского коллектива в целом, так и каждого ребенка в частности, повышать уровень образовательной области [1].
При внедрении игр в учебно-воспитательный процесс, педагогу необходимо учитывать следующие требования:
– Эстетика его внешнего вида.
– Культуре речи, умение пользоваться выразительными средствами языка.
– Эмоциональность.
– Доброжелательное отношение и внимание к каждому ребенку, а также ко всему коллективу.
– Качественная подготовка к процессу игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе.
При соблюдении вышеперечисленных требований педагог сможет добиться положительной динамики использования игровой деятельности в педагогическом процессе.
Игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.
Игровой метод включения школьника в деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в целом, а не только на его функции как ученика. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности [7].
Таким образом, существует множество классификаций игр. Игра остается одним из основных видов деятельности учащихся начальной школы. Она становится неотъемлемым элементом развития личности, важным механизмом социализации. Игра и игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности младших школьников.
Список использованных источников
Самоукина Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании. М.: Народное образование, 2016. 69 с.
Савенков А.И. Учебное исследование в начальной. Начальная школа. № 12. 2010. С. 101 – 108.
Смирнова С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М.: Академия, 2015. 544с.
Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до семи лет. М., 2009. 274 с.
Игра как средство воспитания. [Электронный ресурс].URL: https://is.gd/a1EqdO
Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование. 2000.№8. С 26 – 30.
Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр на уроках математики // Начальная школа. № 2. 1997. С 31 – 34.