Игры на свежем воздухе: как организовать здоровьесберегающую среду для детей | Крупнова Юлия Коммунаровна. Работа №352837
Аннотация. Статья посвящена организации здоровьесберегающей среды для детей через игры на свежем воздухе. Рассматривается влияние прогулок и активных игр на физическое и психоэмоциональное развитие детей, а также на укрепление их здоровья. Описываются виды игр, которые способствуют укреплению иммунной системы, развитию физических и координационных навыков, а также психоэмоциональному благополучию. В статье также рассматриваются рекомендации для воспитателей и родителей по созданию безопасной и развивающей игровой среды на открытом воздухе, а также акцентируется внимание на важности регулярных прогулок для здоровья детей.
Ключевые слова: игры на свежем воздухе, здоровьесберегающая среда, дети, физическое развитие, здоровье, прогулки, психоэмоциональное благополучие, воспитание.
ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ: КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩУЮ СРЕДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Крупнова Юлия Коммунаровна, воспитатель
МДОБУ ДСКВ № 10, г.Всеволожск
Аннотация. Статья посвящена организации здоровьесберегающей среды для детей через игры на свежем воздухе. Рассматривается влияние прогулок и активных игр на физическое и психоэмоциональное развитие детей, а также на укрепление их здоровья. Описываются виды игр, которые способствуют укреплению иммунной системы, развитию физических и координационных навыков, а также психоэмоциональному благополучию. В статье также рассматриваются рекомендации для воспитателей и родителей по созданию безопасной и развивающей игровой среды на открытом воздухе, а также акцентируется внимание на важности регулярных прогулок для здоровья детей.
Ключевые слова: игры на свежем воздухе, здоровьесберегающая среда, дети, физическое развитие, здоровье, прогулки, психоэмоциональное благополучие, воспитание.
Одной из важнейших составляющих здорового образа жизни ребенка является активность на свежем воздухе. Это особенно важно для детей дошкольного возраста, так как в этот период закладываются основы их физического, психоэмоционального и социального развития. Игры на свежем воздухе оказывают позитивное воздействие на все аспекты развития детей: они способствуют укреплению здоровья, формированию физических навыков, а также создают пространство для общения и взаимодействия с окружающим миром.
Организация здоровьесберегающей среды для детей через игры на улице требует от воспитателей комплексного подхода. Важно, чтобы игровая деятельность не только соответствовала интересам и возрастным особенностям детей, но и способствовала формированию полезных привычек, которые будут служить основой для дальнейшего развития.
Здоровьесберегающая среда — это пространство, в котором создаются условия для физического, психоэмоционального и социального благополучия ребенка. Важнейшей составляющей такой среды является активное использование свежего воздуха, природы и природных факторов, которые способствуют укреплению здоровья и развитию детей.
Прогулки на свежем воздухе дают детям возможность дышать чистым воздухом, принимать солнечные ванны и получать физическую нагрузку. Это положительно сказывается на развитии их иммунной системы, укреплении костно-мышечной ткани, а также нормализации обмена веществ. Кроме того, игры на улице позволяют детям развивать координацию движений, ловкость, выносливость и коммуникабельность, что также способствует их общему развитию.
Одна из главных задач прогулок на свежем воздухе — это поддержание физического здоровья детей. Регулярные активные игры, такие как бег, прыжки, лазание, метание мячей, а также различные эстафеты и спортивные соревнования, способствуют укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также развитию мышц и суставов. Эти игры помогают детям научиться контролировать свои движения, развивать силу, гибкость и выносливость.
Кроме того, прогулки на улице помогают избежать гиподинамии — проблемы, которая становится все более актуальной в условиях городского образа жизни, когда дети все больше времени проводят в помещениях. Важно, чтобы игры на свежем воздухе были разнообразными и включали в себя не только спортивные элементы, но и творческие активности, например, рисование на асфальте, создание песочниц, сбор природных материалов для поделок.
Не только физическое, но и психоэмоциональное развитие детей выигрывает от пребывания на свежем воздухе. Природа оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребенка, снижает уровень стресса и тревожности, способствует улучшению настроения. Психоэмоциональная разгрузка происходит в ходе игр, где дети могут свободно выражать свои эмоции, развивать воображение, учиться взаимодействовать с другими детьми, что способствует формированию навыков общения и эмоциональной устойчивости.
Игр на свежем воздухе, таких как совместные действия в группах, командные соревнования, игры на внимание и память, развивают не только физические навыки, но и социализацию. В процессе таких игр дети учат друг друга, поддерживают, делятся впечатлениями, учат правилам и нормам поведения в обществе, что играет важную роль в их психологическом и эмоциональном развитии.
Рекомендации для организации здоровьесберегающей среды:
Планирование прогулок: Важно организовывать прогулки на свежем воздухе регулярно, независимо от погодных условий (при соблюдении всех норм безопасности). Прогулки должны быть продолжительными — не менее 1-1,5 часа в день, включая физическую активность, игры и отдых.
Разнообразие активности: Включайте в игры разнообразные виды деятельности, которые способствуют физическому развитию. Это могут быть как активные игры с мячами, так и спокойные игры на внимание, творчество и развитие мелкой моторики (например, рисование на асфальте, игры с песком и природными материалами).
Командные игры: Развивайте в детях командный дух с помощью групповых игр, таких как эстафеты, командные соревнования и игры на взаимодействие. Это способствует не только развитию физических навыков, но и помогает детям научиться сотрудничать и работать в группе.
Игры с элементами преодоления препятствий: Установите на улице игровые комплексы, горки, тоннели, скамейки для лазания, которые помогут детям развивать ловкость и координацию. Также можно устраивать «сказочные» прогулки, организуя преодоление различных природных или искусственных препятствий.
Использование природных материалов: Включайте в игру природные элементы — листья, палочки, камни, шишки — для творческих занятий, строительных игр, создания поделок. Это помогает детям развивать фантазию, учит работать с материалами и создает дополнительные возможности для активного отдыха.
Безопасность: Важно предусматривать безопасность детей во время игр на улице. Убедитесь, что игровая площадка оборудована в соответствии с нормами безопасности, и что дети знакомы с правилами безопасного поведения.
Воспитатель играет ключевую роль в создании здоровьесберегающей среды на свежем воздухе. Он не только организует игры и прогулки, но и служит примером для детей, показывая, как важно заботиться о своем здоровье через физическую активность, соблюдение гигиенических норм, а также через эмоциональное здоровье. Важно, чтобы воспитатель мог грамотно сочетать развивающие игры с физической активностью, создавая условия для гармоничного развития детей.
В заключение можно отметить, что игры на свежем воздухе играют важнейшую роль в формировании здоровьесберегающей среды для детей. Они способствуют физическому, психоэмоциональному и социальному развитию ребенка, укрепляют его здоровье и создают условия для формирования полезных привычек, таких как любовь к активности и забота о своем теле. Важно, чтобы воспитатель не только организовывал игры, но и учил детей понимать, как важно поддерживать здоровье и заботиться о своем организме с раннего возраста. Создание здоровьесберегающей среды на свежем воздухе через игровые занятия является важным аспектом педагогической работы, направленной на формирование у детей основ здорового образа жизни.
Список литературы
Дереклеева
Н. И. Подвижные игры, двигательные тренинги,
д
ни здоровья. М., 20
19
Ковалько В. И. Школа физкультминуток (детский сады): Практические физкультминутки, двигательные комплексы, подвижные игры для дошкольников.
М., 20
19
.
Шахматова, А. Н. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании / А. Н. Шахматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 664-665.