Игры по обучению грамоте в подготовительной к школе группе | Герасимова Альбина Фаридовна. Работа №345158
Игры по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы.
В данной статье подобраны игры для практического применения с детьми на занятиях и в свободной деятельности по закреплению таких понятий,как "звук","слог","слово","предложение".
Игры предназначены для детей 6-7лет как в логопедических, так и в обычных группах.
ИГРЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ.
ИГРЫ НА РАЛИЧЕНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ
1.ЧТО ЗА ЧЕМ ЗВУЧИТ?
Цель: развивать слуховое восприятие, различение звуков, издаваемых музыкальными инструментами, последовательность их звучания.
Материалы: ширма, барабан, треугольник,маракасы, бубен, металлофон.
Методические рекомендации:
Педагог поочередно играет на муз. инструментах за ширмой.
-Какой инструмент(что) прозвучал первым,вторым,третьим,четвертым?
-Что прозвучало громче(тише), в быстром (медленном)темпе?
Предлагается детям побывать за ширмой и поиграть на инструментах уже в другом порядке.
2. « Повтори песню барабана»-
Цель: формировать чувство ритма, слуховое сосредоточение, развивать слуховую память.
Методические рекомендации:
Необходимо отстучать барабанную дробь, повторить ритмический рисунок за педагогом.
Варианты: прохлопать;отстучать по столу; протопать ногами.
3. Угадай,чьи звуки.?(речевые)
Цель : развивать слуховое восприятие, умение интонировать, ориентироваться в пространстве.
Материалы: платок, мимические изображения эмоций на карточках.
Методические рекомендации:
Ход : ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами, дети находятся справа,слева,сзади,спереди.
Ребенок должен определить, кто позвал , с какой интонацией и с какой стороны исходил звук.
Педагог: Любые слова можно сказать по-разному.
К примеру слово ,ДОБРОЕ УТРО,ЗДРАВСТВУЙТЕ, ПРИВЕТ(ключевые слова) можно проговорить с разными эмоциями.
Одному из вас мы завяжем глаза, и я молча покажу карточку эмоций одному из вас,
а водящий определит: КТО и с КАКИМ НАСТРОЕНИЕМ их сказал.
РЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ
1.ЗВУКОВЫЕ ДОРОЖКИ
Цель: определять 1 звук слова и определять его характеристику;
Материал: коврик с символами звуков.
Методические рекомендации:
Ход: Я назову слово, а ты встанешь на нужную звуковую дорожку.
Усложнение1: ребенок сам называет слово и встает на нужную фишку.
Усложнение2: ребенок «путешествует» последовательно наступая на каждую часть дорожки, наступая на нужный звук.
Усложнение3:ребенок называет слова по определенной лексической теме и встает на нужные поля(звуковые обозначения на игровом поле);
или получает карточки по теме и кладет их на звуковое игровое поле
2.ЗВУКОВОЙ СИНТЕЗ: по 1 звукам каждого слова в ряду разгадываем новое слово.
Собака, Утюг, Мост, Кот, Аист-СУМКА
3. ЖИВЫЕ ЗВУКИ
Цель: упражнять детей в звуковом анализе слова, уметь давать хар-ку звука и определять последовательность звуков в слове.
Материалы: звуковые фишки диаметром 10см.
Методические рекомендации:
Ход: Педагог называет слово:ДОМ.(или загадывает загадку про дом)
Дети выходят , воспитатель говорит:ты будешь 1 звуком,ты-2-м,ты-3-м.
Дети подбирают свой звуковой символ и встают в ряд, в правильной последовательности данного слова.
-А теперь каждый звук по очереди расскажет о себе( ребенок рассказывает о своем звуке)
Таким же образом подбираем слова из 4,5,6 звуков.
4.НАЙДИ СЛОВО ПО СХЕМЕ.
Цель: уметь определить звуковую схему и соотнести ее со словом.
Материалы: готовые звуковые схемы слов из 3,4,5 звуков.
Методические рекомендации:
Педагог на доске выкладывает 3-4 готовые схемы.
Загадывает загадку или описывает предмет.
Дети отгадывают и определяют: которая по счету схема соответствует отгаданному слову.
СЛОГ
1. Прохлопай- Сосчитай слоги
Цель: продолжать совершенствовать умение делить слова на слоги.
Методические рекомендации:
Назвать слова по заданной лексической теме и сосчитать
количество слогов.
.
2.ПОДБЕРИ СЛОВО с разным количеством слогов(КУБИК)
Цель: совершенствовать умение делить слова на слоги и подбирать слова с определенным количеством слогов.
Материал: Кубик с количеством кружочков от 1до 5 на разных его сторонах.
Методические рекомендации:
Брось кубик и подбери слово по количеству точек на кубике.
3. НАЗОВИ 1(2,3,4)СЛОГ СЛОВА.
Цель: Упражнять в правильном подсчете слогов в слове., умении вычленить тот, который указан в устной инструкции.
Методические рекомендации:
-Назови 1 слог в слове Макароны, 2 слог- куРИца, 3слог- пароХОД,
4 слог-гусениЦА.
СЛОВО
1.ЖИВОЕ-НЕЖИВОЕ.
Цель:определять одушевленный или неодушевленный предмет, закреплять понятия СЛОВО-ПРЕДМЕТ.
2.СЛОВА –ДЕЙСТВИЯ.
Цель: учить подбирать к словам-предметам слова-действия.(что делает?)
3.СЛОВА-ПРИЗНАКИ.
Цель: учить подбирать к словам-предметам слова-признаки(какой…)
4.МАЛЕНЬКИЕ СЛОВА(ПРЕДЛОГИ)
Цель: продолжать учить правильно использовать предлоги.
Методические рекомендации:
Называя предложения, намеренно опускаем предлог:
Медведь живает….берлоге.(В)
Жучок спрятался …лисктом.(ПОД)
Птица пролетает…лесом.(НАД)
Мальчик выходит …автобуса.(ИЗ)
Щенок выглядывает ….стола. (ИЗ-ПОД)
Солнце выглянуло …туч.(ИЗ-ЗА)
Мама направляется …дому.(К)
Кошка спрыгнула…подоконника.(С)
Остановка находится…домом.(ЗА)
Мама надела кольцо…палец.(НА)
5.СЛОМАННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
МАЛЬЧИК, ШКОЛУ,ИДЕТ,В.
СОБАКА, БУДКЕ,ЖИВЕТ,В.
ПТИЦЫ, ЮГ,УЛЕТЕЛИ,НА.
ДЕВОЧКА,СОБАКОЙ,ИГРАЕТ,С.
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ.
ИГРЫ НА РАЛИЧЕНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ
1.ЧТО ЗА ЧЕМ ЗВУЧИТ?
Цель: развивать слуховое восприятие, различение звуков, издаваемых музыкальными инструментами, последовательность их звучания.
Материалы: ширма, барабан, треугольник,маракасы, бубен, металлофон.
Методические рекомендации:
Педагог поочередно играет на муз. инструментах за ширмой.
-Какой инструмент(что) прозвучал первым,вторым,третьим,четвертым?
-Что прозвучало громче(тише), в быстром (медленном)темпе?
Предлагается детям побывать за ширмой и поиграть на инструментах уже в другом порядке.
2. Повтори песню барабана-
Цель: формировать чувство ритма, слуховое сосредоточение, развивать слуховую память.
Методические рекомендации:
Необходимо отстучать барабанную дробь, повторить ритмический рисунок за педагогом.
Варианты: прохлопать;отстучать по столу; протопать ногами.
3. Угадай,чьи звуки.?(речевые)
Цель : развивать слуховое восприятие, умение интонировать, ориентироваться в пространстве.
Материалы: платок, мимические изображения эмоций на карточках.
Методические рекомендации:
Ход : ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами, дети находятся справа,слева,сзади,спереди.
Ребенок должен определить, кто позвал , с какой интонацией и с какой стороны исходил звук.
Педагог: Любые слова можно сказать по-разному.
К примеру слово ,ДОБРОЕ УТРО,ЗДРАВСТВУЙТЕ, ПРИВЕТ(ключевые слова) можно проговорить с разными эмоциями.
Одному из вас мы завяжем глаза, и я молча покажу карточку эмоций одному из вас,
а водящий определит: КТО и с КАКИМ НАСТРОЕНИЕМ их сказал.
РЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ
1.ЗВУКОВЫЕ ДОРОЖКИ
Цель: определять 1 звук слова и определять его характеристику;
Материал: коврик с символами звуков.
Методические рекомендации:
Ход: Я назову слово, а ты встанешь на нужную звуковую дорожку.
Усложнение1: ребенок сам называет слово и встает на нужную фишку.
Усложнение2: ребенок путешествует последовательно наступая на каждую часть дорожки, наступая на нужный звук.
Усложнение3:ребенок называет слова по определенной лексической теме и встает на нужные поля(звуковые обозначения на игровом поле);
или получает карточки по теме и кладет их на звуковое игровое поле
2.ЗВУКОВОЙ СИНТЕЗ: по 1 звукам каждого слова в ряду разгадываем новое слово.
Собака, Утюг, Мост, Кот, Аист-СУМКА
3. ЖИВЫЕ ЗВУКИ
Цель: упражнять детей в звуковом анализе слова, уметь давать хар-ку звука и определять последовательность звуков в слове.
Материалы: звуковые фишки диаметром 10см.
Методические рекомендации:
Ход: Педагог называет слово:ДОМ.(или загадывает загадку про дом)
Дети выходят , воспитатель говорит:ты будешь 1 звуком,ты-2-м,ты-3-м.
Дети подбирают свой звуковой символ и встают в ряд, в правильной последовательности данного слова.
-А теперь каждый звук по очереди расскажет о себе( ребенок рассказывает о своем звуке)
Таким же образом подбираем слова из 4,5,6 звуков.
4.НАЙДИ СЛОВО ПО СХЕМЕ.
Цель: уметь определить звуковую схему и соотнести ее со словом.
Материалы: готовые звуковые схемы слов из 3,4,5 звуков.
Методические рекомендации:
Педагог на доске выкладывает 3-4 готовые схемы.
Загадывает загадку или описывает предмет.
Дети отгадывают и определяют: которая по счету схема соответствует отгаданному слову.
СЛОГ
Прохлопай- Сосчитай слоги
Цель: продолжать совершенствовать умение делить слова на слоги.
Методические рекомендации:
Назвать слова по заданной лексической теме и сосчитать
количество слогов.
.
2.ПОДБЕРИ СЛОВО с разным количеством слогов(КУБИК)
Цель: совершенствовать умение делить слова на слоги и подбирать слова с определенным количеством слогов.
Материал: Кубик с количеством кружочков от 1до 5 на разных его сторонах.
Методические рекомендации:
Брось кубик и подбери слово по количеству точек на кубике.
НАЗОВИ 1(2,3,4)СЛОГ СЛОВА.
Цель: Упражнять в правильном подсчете слогов в слове., умении вычленить тот, который указан в устной инструкции.
Методические рекомендации:
-Назови 1 слог в слове Макароны, 2 слог- куРИца, 3слог- пароХОД,
4 слог-гусениЦА.
СЛОВО
1.ЖИВОЕ-НЕЖИВОЕ.
Цель:определять одушевленный или неодушевленный предмет, закреплять понятия СЛОВО-ПРЕДМЕТ.
2.СЛОВА –ДЕЙСТВИЯ.
Цель: учить подбирать к словам-предметам слова-действия.(что делает?)
3.СЛОВА-ПРИЗНАКИ.
Цель: учить подбирать к словам-предметам слова-признаки(какой…)
4.МАЛЕНЬКИЕ СЛОВА(ПРЕДЛОГИ)
Цель: продолжать учить правильно использовать предлоги.
Методические рекомендации:
Называя предложения, намеренно опускаем предлог:
Медведь живает….берлоге.(В)
Жучок спрятался …лисктом.(ПОД)
Птица пролетает…лесом.(НАД)
Мальчик выходит …автобуса.(ИЗ)
Щенок выглядывает ….стола. (ИЗ-ПОД)
Солнце выглянуло …туч.(ИЗ-ЗА)
Мама направляется …дому.(К)
Кошка спрыгнула…подоконника.(С)
Остановка находится…домом.(ЗА)
Мама надела кольцо…палец.(НА)
5.СЛОМАННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
МАЛЬЧИК, ШКОЛУ,ИДЕТ,В.
СОБАКА, БУДКЕ,ЖИВЕТ,В.
ПТИЦЫ, ЮГ,УЛЕТЕЛИ,НА.
ДЕВОЧКА,СОБАКОЙ,ИГРАЕТ,С.
БУКВЫ
1.СОСТАВЬ БУКВУ.(палочки,фасоль,проволока)
2.ДОБАВЬ НЕДОСТАЮЩИЕ ДЕТАЛИ.(Недописанная буква)
3.УГАДАЙ НА ОЩУПЬ(Чудесный мешочек с буквами)
4.ОПРЕДЕЛИ БУКВУ, нарисованную на спине(по тактильным
ощущениям)
5.НАЙДИ БУКВУ В АБСТРАКТНОМ РИСУНКЕ.
6.ЗАЧЕРКНИ НЕПРАВИЛЬНУЮ БУКВУ(ЗЕРКАЛЬНЫЕ)
7. НАЗОВИ БУКВЫ,КОТОРЫЕ СМОТРЯТ ВПРАВО
8. НАЗОВИ БУКВЫ,КОТОРЫЕ СМОТРЯТ ВЛЕВО
9. НАЗОВИ БУКВЫ,у которых:
2 части-У,Э,Х.Г,З,Л,Р,Т,Ч,Ь
3части – А,И,Б,В,Я,К,Н,П,Ф,Ъ,Ю,Ж
4части – Й,Е,МЦ,Ш
5частей –Д,Ё,Щ
ЧТЕНИЕ
1.СОБЕРИ СЛОГИ В СЛОВА
ДОБАВЬ НЕДОСТАЮЩУЮ БУКВУ В СЛОВЕ.
ПРОЧИТАЙ СЛОВА И СОЕДИНИ ИХ В ПРАВИЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
ЕЖИК ЛЕСУ ЖИВЁТ В
ДЕВОЧКА МЯЧОМ ИГРАЕТ С
ВАЗЕ ЦВЕТЫ СТОЯТ В
ВЕРНО-НЕВЕРНО.
Цель: осмысленное чтение.
Материалы: карточки для чтения с делением на слоги.
Ребенок читает и определяет, верна ли прочитанная информация и объясняет почему.
Пример:
КОШКА ЛЕТАЕТ.
ЗИМОЙ ЕЖИ НЕ СПЯТ.
СОБАКА ГОВОРИТ.
КОРОВА ЖИВЕТ В КУРЯТНИКЕ.
У СЛОВА НЕТ КРЫЛЬЕВ.
5.РЕБУСЫ
По первым буквам составляется слово, но последовательность этих букв определяется предварительно решенным примером
6.КРОССВОРДЫ
7. СЛОВО В СЛОВЕ.
КАРАМЕЛЬКА- рама,рак,мел,ель,калька и т.д