«Игры по сенсорному развитию для детей с ОВЗ» | Блинова Лариса Владимировна. Работа №280050
Автор: Блинова Лариса Владимировна
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.
Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Больше всего на свете дети любят играть, они играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.
И сегодня мы хотим предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми дома.
Консультация для родителей
«Игры по сенсорному развитию для детей с ОВЗ»
Подготовила:
воспитатель 1 кв. категории
Л.В. Блинова
«Игры по сенсорному развитию для детей с ОВЗ»
Цель: Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.
Задачи:
Познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»,
Познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов которые можно организовать в домашних условиях
.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.
Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Сенсорное развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья отличается качественным своеобразием, т.к. процесс восприятия несколько затруднен – снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, зрительно-двигательного). Дети затрудняются в выделении признаков предметов: формы, величины, цвета.
Больше всего на свете дети любят играть, они играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.
В игры по сенсорному развитию можно играть абсолютно в любых условиях, даже в транспорте, в поликлинике, ожидая приема, на прогулке.
Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с ОВЗ зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность.
И сегодня мы хотим предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми дома.
«Чудесный мешочек».
Цель: совершенствование тактильных ощущений и восприятия; формирование умения узнавать и называть предметы; развитие речи.
Необходимые материалы: любой красочный мешочек, наборы: фруктов, овощей, геометрических форм и т.д. в зависимости от поставленных перед собой задач.
Ход игры:
Ребенку необходимо, опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно; чтобы ребенок не путался, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда он поймет, как играть, уже несколько.
«Детеныши животных»
Цель: закрепление умения правильно проговаривать названия детенышей животных.
Ход игры:
В коробочку складываются мелкие игрушки: котёнок, поросёнок, цыплёнок, утёнок, гусёнок, телёнок, козлёнок, зайчонок, ежонок, лисёнок, медвежонок, львёнок. Дети достают из нее одну игрушку, показывают её всем и громко называют. Воспитатель следит, чтобы дети правильно и внятно проговаривали названия детеныша животного. Если кто-либо затрудняется назвать игрушку, воспитатель помогает ему.
«Съедобное-несъедобное?»
Цель: развитие обоняния, вкуса.
Необходимые материалы: разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.
Ход игры: предложить ребенку вместе с куклой (любимой игрушкой), определить по запаху и на вкус съедобные продукты и несъедобные.
Аналогично можно проводить игру на узнавание уже приготовленной родителями пищи. (Например, блинчики, гречневая каша, борщ, компот и т.д.)
«Собери по цвету»
Цели игры: изучение цвета и формы предметов.
Необходимые материалы: цветная бумага, ножницы.
Ход игры: вырежьте из цветной бумаги 5 групп геометрических фигур – в каждую группу входят фигуры разной формы, но одного цвета. Смешайте все фигуры.
Расскажите ребенку сказку о том, как жители пяти цветных королевств вышли погулять, перепутались и заблудились. Попросите ребенка помочь фигуркам найти свои королевства (лист цветной бумаги соответствующего цвета).
«Волшебные крышечки»
Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание, воображение, закреплять знание основных цветов.
Материал: карточки с нарисованными из кругов предметами, цветные крышки от пластиковых бутылок.
Ход игры: предложить выложить из крышек предмет по схеме на карточке.
«Собери пары»
Цели игры: изучение цвета и формы предметов.
Необходимые материалы: цветная бумага, ножницы.
Ход игры: вырежьте несколько пар геометрических фигур – в каждой паре фигурки одного цвета. Смешайте все фигуры.
Расскажите ребенку, что это братики, которые вышли погулять и потерялись. «Помоги им найти друг друга». Задача ребенка – собрать фигуры парами, опираясь на их цвет и форму. На первых занятиях фигуры должны различаться только по цвету (пара кругов красного цвета, другая пара кругов – желтого цвета и т. п.), затем – по цвету и форме – пара кругов синего цвета, пара квадратов желтого цвета. Далее в одну пару можно включить фигуры разной формы, но одного цвета (зеленые круг и квадрат, оранжевые треугольник и прямоугольник). При этом называйте цвет и форму предметов.
«Угадай, что это?»
Цель: развитие двигательной памяти.
Ход игры:
1 вариант. Воспитатель прячет в коробке игрушки или геометрические фигуры, с которыми дети играют каждый день, но детям их не показывает. Каждый ребенок, по очереди, отгадывает игрушку или фигуру, которую он взял в руки, называет ее правильно и внятно.
2 вариант. Ребенок описывает игрушку или фигуру, а дети должны угадать, что он нашел.
3 вариант. Мальчики ищут машинки, солдатиков, конструктор, а девочки - кукол, посуду, мебель. Потом наоборот – девочки ищут игрушки для мальчиков, а мальчики – для девочек.
Спасибо за внимание!