Игры по знакомству с неречевыми и речевыми звуками как фактор формирования фонематического слуха. | Герасимова Альбина Фаридовна. Работа №345178
Игры по знакомству с неречевыми и речевыми звуками как фактор формирования фонематического слуха.
Человек рождается и начинает взаимодействовать с миром посредством органов чувств. Слух – удивительный дар, данный человеку природой, способность слышать,дает человеку массу информации, которую он воспринимает и анализирует, а затем накапливает. Звуки окружающего делают жизнь человека богаче, полноценнее, развивают его познавательную активность, кругозор.
Ребенок рождается, начинает воспринимать мир посредством звуков окружающего. Звуки природы, города, окружающего помогают развитию
интереса к окружающему миру, и что очень важно – помогают развивать его речевую активность.
Как же помочь ребенку в этом? Конечно же, при помощи игр.
Игры, которые помогут быть внимательными, прислушиваться к тем явлениям, которые могли казаться незаметными, анализировать, запоминать, развивать психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
Звуки бывают неречевые и речевые.
Неречевые звуки- это звуки окружающего мира, а речевые- это те, которые способен воспроизводить только сам человек. Ребенок учится различать их, более тонко воспринимать, а затем быть более внимательным к звукам своей речи и речи окружающих. Так постепенно формируется и особая категория слуха- фонематический слух, способный различать, дифференциировать звуки речи людей, особенности звукопроизношения. Развитие фонематического слуха подготавливает ребенка к правильному обучению своему языку, чтению и письму.
Предлагаем вашему вниманию игры, которые не требуют специальной подготовки, но главное здесь – желание занять и помочь ребенку чутко воспринимать волшебные звуки мира:
1. «Угадай, что шумит?»(звенит, грохочет…)
Предлагаем ребенку закрыть глаза и послушать звуки на улице.
2. «Сколько раз постучали»? (прохлопали, протопали)
3. «Прохлопай (потопай) столько, сколько я»
Условие: Ребенок не должен видеть само действие.
Предлагаем прохлопать небольшой ритмический рисунок из хлопков и топотушек, можно сочетать и то, и другое.
4. « Угадай звуки из соседней комнаты»
Можно закрыть ребенку глаза повязкой, а он должен услышать то, что происходит на кухне, и т.п.
.
5. «Послушай, что спою»
Ребенку пропевается одна музыкальная фраза, можно из знакомой песни, а он должен сказать, о ком шла речь.
Либо пропевается 3-4 слова, можно без логической связки, а ребенок должен их пропеть без ошибки. Сначала берем слова короткие, затем более длинные.
6. «Длинные-короткие»
Прохлопать или прошагать слова по слогам, тем самым определяя длину слова. Короткие слова из 1 слога, длинные из 2, 3,4 слогов.
7. «Волшебные превращения»
Короткие слова превращаем в длинные: кот-котик-котище, дом-домик-домище, нос-носик-носище.
При этом прохлопываем, прошагиваем слова, удостоверяясь, что слово стало длинным.
Герасимова АФ, учитель-логопед,
Г.Казань
Человек рождается и начинает взаимодействовать с миром посредством органов чувств. Слух – удивительный дар, данный человеку природой, способность слышать,дает человеку массу информации, которую он воспринимает и анализирует, а затем накапливает. Звуки окружающего делают жизнь человека богаче, полноценнее, развивают его познавательную активность, кругозор.
Ребенок рождается, начинает воспринимать мир посредством звуков окружающего. Звуки природы, города, окружающего помогают развитию
интереса к окружающему миру, и что очень важно – помогают развивать его речевую активность.
Как же помочь ребенку в этом? Конечно же, при помощи игр.
Игры, которые помогут быть внимательными, прислушиваться к тем явлениям, которые могли казаться незаметными, анализировать, запоминать, развивать психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
Звуки бывают неречевые и речевые.
Неречевые звуки- это звуки окружающего мира, а речевые- это те, которые способен воспроизводить только сам человек. Ребенок учится различать их, более тонко воспринимать, а затем быть более внимательным к звукам своей речи и речи окружающих. Так постепенно формируется и особая категория слуха- фонематический слух, способный различать, дифференциировать звуки речи людей, особенности звукопроизношения. Развитие фонематического слуха подготавливает ребенка к правильному обучению своему языку, чтению и письму.
Предлагаем вашему вниманию игры, которые не требуют специальной подготовки, но главное здесь – желание занять и помочь ребенку чутко воспринимать волшебные звуки мира:
Угадай, что шумит?(звенит, грохочет…)
Предлагаем ребенку закрыть глаза и послушать звуки на улице.
Сколько раз постучали? (прохлопали, протопали)
Прохлопай (потопай) столько, сколько я
Условие: Ребенок не должен видеть само действие.
Предлагаем прохлопать небольшой ритмический рисунок из хлопков и топотушек, можно сочетать и то, и другое.
4. Угадай звуки из соседней комнаты
Можно закрыть ребенку глаза повязкой, а он должен услышать то, что происходит на кухне, и т.п.
.
5. Послушай, что спою
Ребенку пропевается одна музыкальная фраза, можно из знакомой песни, а он должен сказать, о ком шла речь.
Либо пропевается 3-4 слова, можно без логической связки, а ребенок должен их пропеть без ошибки. Сначала берем слова короткие, затем более длинные.
Длинные-короткие
Прохлопать или прошагать слова по слогам, тем самым определяя длину слова. Короткие слова из 1 слога, длинные из 2, 3,4 слогов.
Волшебные превращения
Короткие слова превращаем в длинные: кот-котик-котище, дом-домик-домище, нос-носик-носище.
При этом прохлопываем, прошагиваем слова, удостоверяясь, что слово стало длинным.
Герасимова АФ, учитель-логопед,
Г.Казань