Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Игры с использованием технологии В. В. Воскобовича для детей с нарушением зрения | Яцкова Оксана Алексеевна. Работа №351817

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования игровой технологии В.В. Воскобовича для развития детей с нарушением зрения в средней группе детского сада. Представлены особенности работы с детьми данной категории, роль игр в коррекционно-развивающем процессе, а также преимущества использования методики Воскобовича. Автор делится рекомендациями по адаптации игр и организации игровой деятельности, направленной на развитие мелкой моторики, сенсорного восприятия, пространственного мышления и коммуникативных навыков.

Ключевые слова: игры Воскобовича, дети с нарушением зрения, коррекционно-развивающее обучение, дошкольное образование, сенсорное развитие, мелкая моторика, игровая технология.

ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ В.В. ВОСКОБОВИЧА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

 

Яцкова Оксана Алексеевна, воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 55 комбинированного вида "Чудесница" г. Воркуты

 

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования игровой технологии В.В. Воскобовича для развития детей с нарушением зрения в средней группе детского сада. Представлены особенности работы с детьми данной категории, роль игр в коррекционно-развивающем процессе, а также преимущества использования методики Воскобовича. Автор делится рекомендациями по адаптации игр и организации игровой деятельности, направленной на развитие мелкой моторики, сенсорного восприятия, пространственного мышления и коммуникативных навыков.

Ключевые слова: игры Воскобовича, дети с нарушением зрения, коррекционно-развивающее обучение, дошкольное образование, сенсорное развитие, мелкая моторика, игровая технология.

 

Дети с нарушением зрения нуждаются в особых подходах в образовательной и игровой деятельности, которые позволят компенсировать зрительные дефициты и способствовать их всестороннему развитию. Методика В.В. Воскобовича, основанная на использовании развивающих игр и материалов, предоставляет широкий спектр возможностей для создания таких условий. Эта технология сочетает в себе элементы коррекционно-развивающего обучения и творчества, что делает её эффективной в работе с детьми дошкольного возраста.

1. Особенности работы с детьми с нарушением зрения

У детей с нарушением зрения, особенно в дошкольном возрасте, наблюдаются сложности с развитием мелкой моторики, пространственного мышления, ориентации в окружающем пространстве и сенсорного восприятия. Ограничение визуальной информации требует акцента на развитие других каналов восприятия: тактильного, слухового и кинестетического.

Игровая деятельность для таких детей должна быть:

Доступной: игры должны быть адаптированы под возможности детей, включая их тактильные и слуховые способности.

Познавательной: важно стимулировать познавательную активность через игровые элементы.

Коррекционной: игры должны помогать компенсировать дефициты в развитии моторики, восприятия и общения.

2. Технология В.В. Воскобовича как инструмент коррекционно-развивающего обучения

Методика Воскобовича основана на использовании ярких, многофункциональных игровых материалов, способствующих развитию у детей воображения, логического мышления и моторных навыков. Для детей с нарушением зрения эти материалы адаптируются так, чтобы акцентировать внимание на тактильных, слуховых и кинестетических аспектах.

Примеры игр, применимых для детей с нарушением зрения:

"Геоконт": доска с гвоздиками и резинками, позволяющая создавать фигуры, развивает пространственное мышление, мелкую моторику и координацию движений. Для детей с нарушением зрения можно использовать материалы с рельефной поверхностью.

"Сказочные лабиринты игры": наборы с пазлами и лабиринтами, стимулирующие развитие тактильного восприятия и пространственной ориентировки.

"Цветные ладошки": игра для развития сенсорных ощущений, в которой используются крупные разноцветные элементы с разной текстурой, адаптированные для тактильного изучения.

"Кубики Воскобовича": мягкие тактильные кубики с элементами, стимулирующими изучение формы, цвета и размеров, могут быть адаптированы для детей с нарушением зрения через рельефные обозначения.

3. Преимущества игр Воскобовича для детей с нарушением зрения

Многофункциональность: каждое пособие сочетает несколько развивающих задач, что позволяет детям одновременно развивать моторику, восприятие и когнитивные способности.

Адаптивность: материалы можно модифицировать, добавляя элементы для тактильного изучения, увеличивая размер деталей или вводя звуковые сопровождения.

Развитие самостоятельности: игры способствуют формированию уверенности и навыков самостоятельной деятельности.

Интеграция в группу: игры Воскобовича хорошо подходят для совместной деятельности, что позволяет детям с нарушением зрения активно участвовать в жизни группы.

4. Практические рекомендации по организации игр

Для успешного использования технологии Воскобовича в работе с детьми с нарушением зрения воспитателю следует учитывать следующие моменты:

Адаптация игрового материала:

Подбирайте пособия с рельефной поверхностью и крупными деталями.

Используйте материалы с контрастными цветами для детей с частичным зрением.

Добавляйте звуковые или вибрационные элементы для улучшения восприятия.

Создание благоприятной среды:

Организуйте пространство так, чтобы детям было удобно и безопасно передвигаться.

Подготовьте игровые зоны с учетом особенностей зрения ребенка, обеспечивая достаточное освещение и минимизируя отвлекающие факторы.

Использование индивидуального подхода:

Учитывайте уровень развития и возможности каждого ребенка, подбирая задания соответствующей сложности.

Поддерживайте детей в процессе выполнения заданий, предоставляя подсказки и помощь при необходимости.

Интеграция с другими видами деятельности:

Сочетайте игры с музыкальными, творческими и физическими занятиями. Например, использование "Цветных ладошек" можно дополнить танцевальной активностью, что улучшает восприятие ритма и координацию движений.

Включайте игры Воскобовича в сюжетно-ролевые занятия, чтобы развивать коммуникативные навыки.

5. Роль воспитателя

Воспитатель в процессе использования игр Воскобовича выступает не только как организатор, но и как активный участник, направляющий детей и стимулирующий их к взаимодействию с игровым материалом. Важно, чтобы педагог был готов адаптировать игры под потребности детей, обеспечивая каждому ребенку возможность достижения успеха.

Игровая технология В.В. Воскобовича предоставляет уникальные возможности для работы с детьми с нарушением зрения в средней группе. Игры способствуют развитию тактильного восприятия, пространственного мышления, мелкой моторики и коммуникативных навыков. Адаптация пособий под потребности детей данной категории позволяет создавать благоприятные условия для их обучения и социализации. Роль воспитателя заключается в том, чтобы сделать процесс игры интересным, доступным и максимально полезным для каждого ребенка.

 

Список литературы

Лушникова Е. В. Интеграция образовательных областей посредством игр В.В.

Воскобовича

в условиях дошкольных групп // Вестник науки. 2022. №7 (52).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-obrazovatelnyh-oblastey-posredstvom-igr-v-v-voskobovicha-v-usloviyah-doshkolnyh-grupp

Н А. Никольская, Т П. Малкова Развитие предметных представлений у детей с нарушением зрения средствами игровых технологий В.В.

Воскобовича

// Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. №2 (42).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-predmetnyh-predstavlenii-u-detei-s-narusheniem-zreniya-sredstvami-igrovyh-tehnologii-v-v-voskobovicha

Осипович Марина Александровна, Першина Марина Николаевна Развитие творческих способностей у детей с нарушением зрения с помощью

игровизора

Воскобовича

// Интерактивная наука. 2022. №10 (75).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-u-detey-s-narusheniem-zreniya-s-pomoschyu-igrovizora-voskobovicha

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×