Игры с использованием технологии В. В. Воскобовича для детей с нарушением зрения | Яцкова Оксана Алексеевна. Работа №351817
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования игровой технологии В.В. Воскобовича для развития детей с нарушением зрения в средней группе детского сада. Представлены особенности работы с детьми данной категории, роль игр в коррекционно-развивающем процессе, а также преимущества использования методики Воскобовича. Автор делится рекомендациями по адаптации игр и организации игровой деятельности, направленной на развитие мелкой моторики, сенсорного восприятия, пространственного мышления и коммуникативных навыков.
Ключевые слова: игры Воскобовича, дети с нарушением зрения, коррекционно-развивающее обучение, дошкольное образование, сенсорное развитие, мелкая моторика, игровая технология.
ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ В.В. ВОСКОБОВИЧА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Яцкова Оксана Алексеевна, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 55 комбинированного вида "Чудесница" г. Воркуты
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования игровой технологии В.В. Воскобовича для развития детей с нарушением зрения в средней группе детского сада. Представлены особенности работы с детьми данной категории, роль игр в коррекционно-развивающем процессе, а также преимущества использования методики Воскобовича. Автор делится рекомендациями по адаптации игр и организации игровой деятельности, направленной на развитие мелкой моторики, сенсорного восприятия, пространственного мышления и коммуникативных навыков.
Ключевые слова: игры Воскобовича, дети с нарушением зрения, коррекционно-развивающее обучение, дошкольное образование, сенсорное развитие, мелкая моторика, игровая технология.
Дети с нарушением зрения нуждаются в особых подходах в образовательной и игровой деятельности, которые позволят компенсировать зрительные дефициты и способствовать их всестороннему развитию. Методика В.В. Воскобовича, основанная на использовании развивающих игр и материалов, предоставляет широкий спектр возможностей для создания таких условий. Эта технология сочетает в себе элементы коррекционно-развивающего обучения и творчества, что делает её эффективной в работе с детьми дошкольного возраста.
1. Особенности работы с детьми с нарушением зрения
У детей с нарушением зрения, особенно в дошкольном возрасте, наблюдаются сложности с развитием мелкой моторики, пространственного мышления, ориентации в окружающем пространстве и сенсорного восприятия. Ограничение визуальной информации требует акцента на развитие других каналов восприятия: тактильного, слухового и кинестетического.
Игровая деятельность для таких детей должна быть:
Доступной: игры должны быть адаптированы под возможности детей, включая их тактильные и слуховые способности.
Познавательной: важно стимулировать познавательную активность через игровые элементы.
Коррекционной: игры должны помогать компенсировать дефициты в развитии моторики, восприятия и общения.
2. Технология В.В. Воскобовича как инструмент коррекционно-развивающего обучения
Методика Воскобовича основана на использовании ярких, многофункциональных игровых материалов, способствующих развитию у детей воображения, логического мышления и моторных навыков. Для детей с нарушением зрения эти материалы адаптируются так, чтобы акцентировать внимание на тактильных, слуховых и кинестетических аспектах.
Примеры игр, применимых для детей с нарушением зрения:
"Геоконт": доска с гвоздиками и резинками, позволяющая создавать фигуры, развивает пространственное мышление, мелкую моторику и координацию движений. Для детей с нарушением зрения можно использовать материалы с рельефной поверхностью.
"Сказочные лабиринты игры": наборы с пазлами и лабиринтами, стимулирующие развитие тактильного восприятия и пространственной ориентировки.
"Цветные ладошки": игра для развития сенсорных ощущений, в которой используются крупные разноцветные элементы с разной текстурой, адаптированные для тактильного изучения.
"Кубики Воскобовича": мягкие тактильные кубики с элементами, стимулирующими изучение формы, цвета и размеров, могут быть адаптированы для детей с нарушением зрения через рельефные обозначения.
3. Преимущества игр Воскобовича для детей с нарушением зрения
Многофункциональность: каждое пособие сочетает несколько развивающих задач, что позволяет детям одновременно развивать моторику, восприятие и когнитивные способности.
Адаптивность: материалы можно модифицировать, добавляя элементы для тактильного изучения, увеличивая размер деталей или вводя звуковые сопровождения.
Развитие самостоятельности: игры способствуют формированию уверенности и навыков самостоятельной деятельности.
Интеграция в группу: игры Воскобовича хорошо подходят для совместной деятельности, что позволяет детям с нарушением зрения активно участвовать в жизни группы.
4. Практические рекомендации по организации игр
Для успешного использования технологии Воскобовича в работе с детьми с нарушением зрения воспитателю следует учитывать следующие моменты:
Адаптация игрового материала:
Подбирайте пособия с рельефной поверхностью и крупными деталями.
Используйте материалы с контрастными цветами для детей с частичным зрением.
Добавляйте звуковые или вибрационные элементы для улучшения восприятия.
Создание благоприятной среды:
Организуйте пространство так, чтобы детям было удобно и безопасно передвигаться.
Подготовьте игровые зоны с учетом особенностей зрения ребенка, обеспечивая достаточное освещение и минимизируя отвлекающие факторы.
Использование индивидуального подхода:
Учитывайте уровень развития и возможности каждого ребенка, подбирая задания соответствующей сложности.
Поддерживайте детей в процессе выполнения заданий, предоставляя подсказки и помощь при необходимости.
Интеграция с другими видами деятельности:
Сочетайте игры с музыкальными, творческими и физическими занятиями. Например, использование "Цветных ладошек" можно дополнить танцевальной активностью, что улучшает восприятие ритма и координацию движений.
Включайте игры Воскобовича в сюжетно-ролевые занятия, чтобы развивать коммуникативные навыки.
5. Роль воспитателя
Воспитатель в процессе использования игр Воскобовича выступает не только как организатор, но и как активный участник, направляющий детей и стимулирующий их к взаимодействию с игровым материалом. Важно, чтобы педагог был готов адаптировать игры под потребности детей, обеспечивая каждому ребенку возможность достижения успеха.
Игровая технология В.В. Воскобовича предоставляет уникальные возможности для работы с детьми с нарушением зрения в средней группе. Игры способствуют развитию тактильного восприятия, пространственного мышления, мелкой моторики и коммуникативных навыков. Адаптация пособий под потребности детей данной категории позволяет создавать благоприятные условия для их обучения и социализации. Роль воспитателя заключается в том, чтобы сделать процесс игры интересным, доступным и максимально полезным для каждого ребенка.
Список литературы
Лушникова Е. В. Интеграция образовательных областей посредством игр В.В.
Воскобовича
в условиях дошкольных групп // Вестник науки. 2022. №7 (52).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-obrazovatelnyh-oblastey-posredstvom-igr-v-v-voskobovicha-v-usloviyah-doshkolnyh-grupp
Н А. Никольская, Т П. Малкова Развитие предметных представлений у детей с нарушением зрения средствами игровых технологий В.В.
Воскобовича
// Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. №2 (42).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-predmetnyh-predstavlenii-u-detei-s-narusheniem-zreniya-sredstvami-igrovyh-tehnologii-v-v-voskobovicha
Осипович Марина Александровна, Першина Марина Николаевна Развитие творческих способностей у детей с нарушением зрения с помощью
игровизора
Воскобовича
// Интерактивная наука. 2022. №10 (75).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-u-detey-s-narusheniem-zreniya-s-pomoschyu-igrovizora-voskobovicha