Игры с мячом для развития речи и координационных способностей у детей с ОВЗ. | Ирина Сергеевна Зайченко. Работа №319917
Мастер-класс для педагогов
Игры с мячом для развития речи и координационных способностей у детей с ОВЗ.
Представленные игры с мячом позволяют процесс развития речи сделать более живым, интересным и эмоциональным;
- такие игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат;
- дети успешно и легко усваивают более сложный программный материал без переутомления и увеличения учебного времени;
- каждый ребенок становится активным участником деятельности, а не пассивным слушателем, поскольку получает эмоционально-положительный опыт, необходимую помощь, оценку, одобрение и высокую двигательную активность;
- происходит оптимизация процесса развития речи и в целом гармонизация развития ребенка.
Игры с мячом универсальны, и их разнообразие зависит только от фантазии и желания играть и заниматься с детьми весело и интересно.
Мастер-класс для педагогов
Игры с мячом для развития речи и координационных способностей у детей с ОВЗ.
Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр.
Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы "растут" вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.
Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает, что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше "двигательных сигналов" поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка.
Движения рук способствует также развитию речи ребенка.
Все это является необходимыми предпосылками для лучшего развития речевых органов и организма в целом, оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков и формирование высших психических функций.
Практика использования мяча показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом: игры с мячом отвлекают внимание ребенка с ОВЗ от речевого дефекта и побуждают к общению; освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях; помогают разнообразить виды деятельности; развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве; регулируют силу и точность движений; движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку); развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей; развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции; развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.
Таким образом, игры с мячом имеют большое значение в развитии ребёнка. Они направлены на развитие:
- общей и мелкой моторики,
- ориентировки в пространстве («Вправо, влево прокати, только мяч не урони», «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине»).
- развитие фонематического восприятия, закрепления правильного произношения, дифференциации звуков. («Мяч передавай, слово называй», «Звуковая цепочка», «Слог да слог – и будет слово – мы в игру сыграем снова»);
– обобщения и расширения словарного запаса, развития грамматического строя речи («Маме мяч бросай и животных называй, чётко фрукты называй, транспорт быстро называй и т.д.).
Давайте с Вами поиграем в эти игры. Возьмите по маленькому мячику. Начинаем с разминки: игра «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине»
Цель: закрепление ориентированности ребёнка в собственном теле и в пространстве (справа – слева, впереди – сзади), закрепление употребления предлогов.
Оборудование: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи.
Педагог:
В правую руку свой мячик возьмите,
Над головою его поднимите,
И перед грудью его подержите.
К левой ступне не спеша положите.
За спину спрячьте, затылка коснитесь.
Руку смените и всем улыбнись.
Правого плечика мячик коснётся,
И ненадолго за спину вернётся.
С голени правой да к левой ступне,
Да на животик - приятненько мне.
«Язычками мы играем и мячами помогаем» («хоботок» - мяч зажат между ладонями, руки вытянуты вперёд; «лягушка» - мяч перед грудью, локти в стороны; «лягушка-хоботок»; «часики» - перекладывание мяча из правой ладони в левую; «маляр» - перекатывание между ладонями; «лошадка» - подкидывание).
Игры с мячом, направленные на развитие моторики рук
«Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.
«Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.
«Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.
Игры на развитие фонематического восприятия
«Мячик выше поднимайте – в слове звук определяйте!» (1 ряд со звуком С, второй – Ш: нас, наш, смешно, солнышко, крыша, крыса, миска, мишка, смешной, пушистый).
«Звуковая цепочка»
Например: весна – автобус – слон – нос – сова….
Игры на развитие речевого дыхания
«Речевое дыхание развиваем – мяч в ворота забиваем!» (Упр. «Забей мяч в ворота»).
Игры на развитие словарного запаса
«Мяч передавай, животных называй» (1 команда – диких, 2 – домашних; 1 - фрукты, 2 – овощи)
Игра «Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает».
Игры на развитие грамматического строя речи
«Мячик маленький поймай,
Да словечко приласкай» «Скажи ласково» (команды кидают мяч по очереди, называя любые предметы)
«Мяч кидаем – детёнышей считаем» (называют детёнышей)
«Мяч кидаем – противоположные слова называем!» (Антонимы)
«Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю». Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение»
Цель: развивать умение согласовывать слова в предложении, развивать внимание, быстроту мыслительных операций.
Описание: взрослый бросает мяч ребёнку, произнося при этом несогласованные слова (например: девочка, играть). Ребёнок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов (девочка играет) и бросает мяч обратно.
Рефлексия. Подводим итог. Хлопните в ладоши (подкиньте мяч), если считаете верным:
- представленные сегодня игры с мячом позволяют процесс развития речи сделать более живым, интересным и эмоциональным;
- такие игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат;
- дети успешно и легко усваивают более сложный программный материал без переутомления и увеличения учебного времени;
- каждый ребенок становится активным участником деятельности, а не пассивным слушателем, поскольку получает эмоционально-положительный опыт, необходимую помощь, оценку, одобрение и высокую двигательную активность;
- происходит оптимизация процесса развития речи и в целом гармонизация развития ребенка.
Хотелось бы обратить внимание на то, что игры с мячом универсальны, и их разнообразие зависит только от фантазии и желания играть и заниматься с детьми весело и интересно.