ИГРЫ С НЕОБЫЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА | Михеева Светлана Альбертовна, Ермашова Лариса Леонидовна. Работа №363988
Статья посвящена значению тактильных ощущений в сенсорном развитии детей раннего возраста. Сенсорное восприятие играет ключевую роль в формировании познавательных процессов, а тактильные стимулы помогают детям познавать мир, адаптироваться в обществе и развивать эмоциональную устойчивость. Автор подчеркивает важность целенаправленного воздействия на тактильную чувствительность через игры и взаимодействие с различными текстурами. Использование материалов, таких как кинетический песок, крупы, глина и пена для бритья, способствует развитию моторики, координации движений и когнитивных способностей. Также рассматриваются методы коррекции проблем с тактильным восприятием, основанные на постепенном знакомстве ребенка с разными поверхностями. Взрослым рекомендуется уделять внимание сенсорному развитию детей, создавая комфортные условия для знакомства с новыми тактильными ощущениями. Работа с тактильными ощущениями не только улучшает восприятие ребенка, но и способствует укреплению его эмоциональных связей с окружающими.
ИГРЫ С НЕОБЫЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ,
НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Михеева С. А.
Педагог – психолог
Муниципальное бюджетное учреждение
Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи «Лабиринт»
Марий Эл, г. Волжск
Ермашова Л. Л.
Воспитатель
Муниципальное бюджетное учреждение
Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи «Лабиринт»
Марий Эл, г. Волжск
2025 г.
Аннотация: в статье рассматривается тактильное ощущение - одно одним из важнейших каналов сенсорного восприятия. Нестандартные текстуры и материалы, используемые в играх, развивают тактильную чувствительность у детей раннего возраста. Эта статья полезна педагогам и родителям детей раннего возраста.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Сенсорное развитие играет ключевую роль в формировании познавательных процессов у детей раннего возраста. С момента рождения малыши активно исследуют окружающий мир через органы чувств, а тактильные ощущения становятся одним из важнейших каналов восприятия. Через органы чувств малыши получают первичную информацию об окружающем мире, которая становится основой для дальнейшего обучения, социализации и эмоционального благополучия. Кроме того, тактильный контакт имеет важное значение для эмоционального благополучия ребенка. Дети, получающие достаточно тактильной стимуляции, как правило, более уверены в себе, менее подвержены стрессу и легче адаптируются в социуме. Развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста происходит естественным путем в процессе взаимодействия с окружающей средой. Однако взрослые могут целенаправленно стимулировать сенсорное развитие ребенка, предлагая ему разнообразные тактильные впечатления.
Таким образом, тактильное восприятие не только помогает ребенку познавать окружающий мир, но и играет важную роль в развитии его интеллекта, эмоциональной устойчивости и социальной адаптации. Именно поэтому взрослым необходимо уделять внимание, сенсорному развитию детей, предлагая им разнообразные тактильные стимулы и поддерживая их потребность в физическом контакте. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
Тактильная чувствительность, это одно из направлений сенсорного развития, которое необходимо для формирования моторики, координации движений, речевого развития и даже когнитивных способностей. Однако этот процесс требует правильной поддержки со стороны взрослых. Использование различных текстур, тактильных игр и упражнений помогает детям раннего возраста развивать сенсорное восприятие и улучшает их адаптацию к окружающему миру. Предоставление ребенку возможности исследовать различные поверхности и материалы обогащает его тактильный опыт.
Игровая деятельность — основной способ познания мира для детей раннего возраста. Игры с разнообразными текстурами и материалами помогают активизировать работу тактильных рецепторов, способствуя развитию моторики и сенсорного восприятия.
Если у ребенка наблюдаются проблемы с тактильным восприятием, важно корректировать их с учетом индивидуальных особенностей. Постепенно знакомить ребенка с разными текстурами, начиная с наиболее комфортных для него.
Давать ребенку возможность взаимодействовать с разными материалами: рисование пальчиками на бумаге и на мокром стекле, игры с водой, желатином, крахмалом, с пеной для бритья, с тестом, кинетическим песком, крупами, глиной:
- Игры на мокром стекле - активно развивают у детей воображение, которое является эффективным способом познания и усвоения окружающего мира, пропадает тревожность, страх, идет наработка чувствительного опыта.
- Игры с пеной для бритья, крахмалом - вызывают у детей новые тактильные ощущения, расслабляют, будят фантазию и воображение, позволяют экспериментировать с красками, цветом, дарят массу положительных эмоций, и такие качества, как инициативу и самостоятельность.
- Игры с крупами развивают у ребенка тактильные ощущения, сенсорные способности, мелкую моторику.
- Игры с песком - это волшебство, которое притягивает и завораживает детей, да и взрослых. Все, что создается в песочнице руками ребенка, является отражением бессознательного. Таким образом, дети выводят наружу свои переживания, снимают мышечную напряженность, развивают тактильно – кинестетическую чувствительность, как основу развития ручного интеллект.
- Игры с желатином помогают развивать мелкую моторику, речь, осязание. Ребенок трогает, чувствует структуру желе, как оно постепенно тает в теплых ладонях, тем самым у малыша развивается познавательный интерес.
Коррекция тактильных нарушений требует времени и терпения. Главное — не заставлять ребенка насильно взаимодействовать с неприятными текстурами, а создавать комфортные условия для постепенного привыкания.
Своевременная работа с тактильными ощущениями помогает ребенку адаптироваться к миру и гармонично развиваться. Родителям и педагогам важно быть внимательными к реакции малыша на прикосновения, помогать ему знакомиться с новыми ощущениями и вовлекать в сенсорные игры. Это позволит не только улучшить тактильное восприятие, но и укрепит эмоциональную связь между ребенком и окружающими его людьми.
Литература:
Ануфриев А. Ф.,
Мастюкова
Е. М.
Сенсорное развитие ребенка: теория и практика
. — М.: Просвещение, 2018.
Воробьева О. А.
Развитие тактильного восприятия у детей раннего возраста
. — СПб
.:
Детство-Пресс, 2020.
Леонтьев А. Н.
Развитие ощущений и восприятия у детей
. — М.: Педагогика, 2019.
Никитина Т. А.
Игры и упражнения для развития
сенсорики
у малышей
. — Екатеринбург:
У-Фактория
, 2021.
Пиаже Ж.
Формирование интеллекта у ребенка
. — М.: Институт практической психологии, 2018.
Ушакова О. С.
Развитие
сенсорики
и моторики у детей раннего возраста
. — СПб
.:
Питер, 2022.
Чуковский Н.
От двух до пяти: развитие ребенка в раннем возрасте
. — М.: Лабиринт, 2020.