Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Игры с песком, которые помогают развитию речи | Молочникова Ангелина Игоревна. Работа №308575

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Игры с песком, которые помогают развитию речи

Любой знает, что такое песок. Каждый делал в детстве куличики из песка, строил песочные замки на берегу. Да и вообще обычно с песком связаны приятные воспоминания – это отпуск и отдых.

Игра с песком: успокаивает, завораживает, стабилизирует нервную систему. Именно поэтому с ним приятно заниматься и детям, и взрослым.

Манипулируя сыпучим материалом, человек избавляется от негативных эмоций.

Для домашней песочницы нужен большой  короб с бортиками. Световой стол – полупрозрачная матовая поверхность, за которой находится источник света. Его можно сделать самим или приобрести в магазине. Сейчас есть световые столы с разноцветной подсветкой.

 

 

Игры с песком, которые помогают развитию речи

Любой знает, что такое песок. Каждый делал в детстве куличики из песка, строил песочные замки на берегу. Да и вообще обычно с песком связаны приятные воспоминания – это отпуск и отдых.

Игра с песком: успокаивает, завораживает, стабилизирует нервную систему. Именно поэтому с ним приятно заниматься и детям, и взрослым.

Манипулируя сыпучим материалом, человек избавляется от негативных эмоций.

Для домашней песочницы нужен большой короб с бортиками. Световой стол – полупрозрачная матовая поверхность, за которой находится источник света. Его можно сделать самим или приобрести в магазине. Сейчас есть световые столы с разноцветной подсветкой.

Перед тем, как начать играть в песок, необходимо усвоить правила:

игра проводится только в песочниц

е

;

песок нельзя есть, кидать, рассыпать вне рабочего пространства;

нельзя ломать чужие работы;

необходимо мыть руки по завершению игр в песочнице.

Эти правила важно повторять перед каждым использованием песочного стола. Для этого используется «ритуал входа», во время которого мы можем знакомиться с персонажами будущих игр. Например:

«Песочная Фея». К вам в гости приходит Песочная Фея или Черепашка. Она приветствует юных путников и предлагает посетить её в песчаную долину! «Но, чтобы в неё попасть, нужно правила узнать!» - здесь нужно объяснить правила.

«День-ночь». Отправляйтесь в путешествие в волшебную страну! Наступает день, когда песочница открыта, а на ночь она закрывается. Поздоровайтесь с песком: погладьте его сначала одним пальчиком, затем всей ладонью. В песочной стране нужно быть очень осторожным, чтобы не наступила вечная ночь! Какие для этого надо соблюдать правила?

 

При несоблюдении правил, описанных выше, волшебная страна «закрывается на замок», «прячется», «исчезает в песках», — взрослый закрывает её крышкой.

Любые игры в песочнице лучше завершать, используя «ритуал выхода», когда ребёнку предлагается попрощаться с героем, с волшебной страной.

Для развития мелкой моторики используйте рисование различными способами: на песке или песком, высыпая его из кулачка, выкладывая щепоткой, рисование кулаком, ладонью, ребром, пальчиками по очереди или одновременно.

Будет здорово, если рисование будет сопровождаться музыкой.

«Минутка свободного рисования». Позволяйте в конце любой игры в песочнице просто порисовать, как захочется.

«Буквы». Изучайте буквы, изображая их на песке. Используйте различные приемы для рисования, выкладывайте их из камушков, «марблс» или ракушек на песке.

«Волшебные дорожки». Учимся рисовать разными пальцами (указательным, большим, мизинцем) горизонтальные линии. Сначала прямые, затем волнообразные. Следите, чтобы ребёнок вел линию безотрывно. Вот как можно играть с дорожками:

Помогите герою пересечь пустыню. Проведите прямую дорожку от бортика к бортику.

Зыбучие пески! Чтобы героя не затянуло, оправьте его на самолёте в полёт! Проведите волнообразную дорожку от центра к бортику.

Для игры около одного бортика выставите 2−3 игрушки животных, а у другого еду (фрукты/овощи). Накормите животных, проведя дорожку к еде.

Каждое животное бежит по своей дорожке: кто-то по прямой, а кто-то по волнистой.

 

 

«Три дороги — три транспорта». Для игры понадобятся машина, корабль, самолёт и три героя. Они потерялись на острове. Помогите им добраться до суши! Постройте мост, высыпая песок на световой стол. Нарисуйте ребром большого пальца симметричные линии дугообразной формы — море. Симметрично двумя руками изобразите облака, и отправляйтесь в путь. Обсудите с ребёнком, кто поплывет, кто полетит, а кто поедет.

Сами по себе любые игры с песком обогащают кругозор: когда вы вводите нового персонажа или рисуете, например, дождик, то вкратце рассказываете о герое или о природном явлении.

Но можно выделить игры, которые направлены на закрепление конкретного материала, помогают «разбудить» любознательность у детей.

«Тайны жизни песка». Практические опыты с песком и сравнение его с другими материалами: глиной, манкой. Залейте песок водой, слепите куличики и сравните их с куличиками из глины. Порисуйте сначала песком, а затем манкой. Сравните ощущения, рисуя изображения солнца или цветка одновременно двумя руками с разными материалами в каждой!

«Знакомство с природными материалами». Откапывание камней, ракушек, палочек в песке с их последующим описанием.

«Найди домик». Рисование на песке изображений леса и дома с последующим распределением «жильцов». Фигурки домашних животных отправляются «жить» домой, а диких — в лес.

«Сбор урожая». В песочнице заранее рисуются изображения садовых деревьев и грядок. Выкладываются фрукты и овощи. Ребенок собирает «урожай», проговаривая со взрослым названия предметов, обозначая их обобщающим понятием «фрукт/овощ», и рассказывает, откуда сорвал/выкопал этот предмет. Более трудный вариант - «Что напутал художник?», когда фрукты и овощи раскладываются хаотично, и ребёнку нужно сначала правильно разместить игровой материал, а затем его собрать.

Рисуя с ребёнком, ставя опыты, обыгрывая приключения героев используйте разнообразную лексику, проговаривайте и задавайте «правильные» вопросы (используя слова, которые вы хотите, чтобы ребенок повторил). Всё это обогатит речь малыша.

Ещё одно направление — игры и задания по лексическим темам.

«Поиск сокровищ!» Пираты закопали свои сокровища в пустыне. Отыщите, что скрывается в песчаных дюнах. Откопайте вместе игрушки или картинки, и назовите найденные сокровища!

«Прятки». Поселите в норку животных: расчистите поверхность песочницы или светового стола от песка и засыпьте картинки, используя прием высыпания из кулака. Если оставить морду животного не закрытой, то получится, что оно выглядывает из норки.

«Что забыл нарисовать художник?» Нарисуйте на песке животных, птиц, посуду, мебель. В каждом изображении чего-то не хватает (ручки у чашки, клюва у птицы, хвоста у собаки). Пускай ребёнок назовет каждое изображение и скажет, чего не хватает. Затем дорисуйте часть предмета, используя прием рисования пальцем «по песку».

Главный показатель речевого развития — возможность составлять развернутые предложения и тексты. При нормотипичном развитии ребёнок старше трёх лет уже способен рассказать небольшую историю, произошедшую с ним, используя фразу из 4−5 слов.

Работа на световом столе или песочнице эффективно способствует формированию связной речи. Очень полезны проигрывания (драматизации) русских народных сказок, таких как «Колобок», «Репка», «Три медведя» и др. При этом дети на начальном этапе могут быть пассивными слушателями, могут рисовать декорации.

Со временем взрослый может начинать историю, а ребёнок её заканчивает. Лучший вариант заключительного этапа этой работы —самостоятельное повторение рассказа взрослого ребёнком, с использованием готовых декораций.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×