Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Игры с природным материалом как средство сенсорного развития детей раннего возраста | Ермолаева Анна Александровна. Работа №349849

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматривается значимость игр с природными материалами для сенсорного развития детей раннего возраста. Особое внимание уделено важности обогащения сенсорного опыта у малышей и описаны конкретные виды игр с природными материалами, направленные на развитие тактильных, зрительных и обонятельных ощущений, что способствует гармоничному формированию всех сенсорных функций. Приведены примеры игр и упражнения, которые можно организовать с использованием доступных природных элементов. Описаны условия, способствующие эффективному применению таких игр в образовательной деятельности дошкольного учреждения.

         Ключевые слова: сенсорное развитие, игры с природными материалами, ранний возраст, развитие ощущений, дошкольное образование, развитие восприятия.

ИГРЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

Ермолаева Анна Александровна, воспитатель

МБДОУ №32 «Буратино», город Южно-Сахалинск

 

Аннотация: В статье рассматривается значимость игр с природными материалами для сенсорного развития детей раннего возраста. Особое внимание уделено важности обогащения сенсорного опыта у малышей и описаны конкретные виды игр с природными материалами, направленные на развитие тактильных, зрительных и обонятельных ощущений, что способствует гармоничному формированию всех сенсорных функций. Приведены примеры игр и упражнения, которые можно организовать с использованием доступных природных элементов. Описаны условия, способствующие эффективному применению таких игр в образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Ключевые слова: сенсорное развитие, игры с природными материалами, ранний возраст, развитие ощущений, дошкольное образование, развитие восприятия.

 

Сенсорное развитие является важнейшим этапом формирования восприятия мира у детей раннего возраста. Через ощущения, получаемые при взаимодействии с окружающей средой, ребёнок не только обогащает свой чувственный опыт, но и развивает познавательную активность, учится понимать свойства предметов, осознавать свои действия и их результаты. Использование природных материалов в играх с детьми позволяет организовать процесс сенсорного развития, делая его доступным и увлекательным для ребёнка, а также максимально приближенным к естественным условиям.

Природные материалы — это доступные и многофункциональные средства для разнообразных игровых и образовательных задач. Такие материалы, как песок, листья, камушки, веточки, шишки и ракушки, обладают уникальными свойствами, которые помогают детям исследовать текстуры, цвета, формы, вес и звучание предметов. Игры с такими материалами способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, стимулируют тактильное и зрительное восприятие, а также прививают интерес к природе.

В процессе игр с природными материалами сенсорное развитие происходит естественно и непринужденно, что особенно важно для детей раннего возраста. Рассмотрим некоторые эффективные примеры таких игр и упражнений, которые помогают детям не только познавать окружающий мир, но и учиться взаимодействовать друг с другом и с природой.

Первым и наиболее распространённым вариантом являются игры с песком. Детям предлагается пересыпать песок через сито, создавать песочные дорожки, строить башенки или просто ощущать его на ощупь. Песок помогает детям понять, что такое «сыпучесть», «текучесть», «форма». Такие игры полезны для развития тактильной чувствительности и укрепления мелкой моторики. В песочнице можно также спрятать небольшие камушки или ракушки и предложить детям найти их, что делает игру еще более интересной и развивает у них внимание и способность концентрироваться.

Игры с водой — ещё один отличный способ обогащения сенсорного опыта. Вода, как и песок, очень восприимчива к детским действиям: её можно переливать, плескать, наклонять, а также добавлять в неё природные материалы, такие как камушки, листья, цветы. Дети с интересом наблюдают за тем, как листья плавают, а камушки тонут, как изменяется цвет воды, если в неё добавить лепестки цветов. Такие наблюдения формируют представления о физических свойствах предметов, а также развивают зрительное и тактильное восприятие.

Также полезными являются игры с листьями, веточками и шишками. Листья разной формы и текстуры, собранные в парке, могут стать отличным материалом для сенсорных игр. Например, детям можно предложить отсортировать листья по цвету или форме, или же создать «лесной коврик», раскладывая листья и наблюдая за их различиями. Так дети учатся различать цвета, форму, размер. Они понимают, что листья бывают мягкими или хрупкими, гладкими или шероховатыми, что развивает их сенсорное восприятие.

Игры с камнями и ракушками также позволяют детям расширить сенсорный опыт. Камни различаются по текстуре и весу, что помогает ребенку развивать тактильное восприятие и учиться понимать такие свойства, как «тяжелый — легкий», «гладкий — шероховатый». Дети могут выкладывать камешки в ряд или использовать их в сюжетных играх, например, строить из них «дорожки» или «горы». Ракушки имеют необычную форму и разнообразные узоры, что привлекает внимание детей, помогает им запоминать и различать разные формы.

Для детей важным аспектом сенсорного развития является обонятельное восприятие, которое можно стимулировать через игры с ароматными природными материалами — такими как цветы, трава, свежие листья или фрукты. В процессе игры можно предложить детям угадать запах цветка или травы, вспомнить, где они встречались с таким ароматом. Такие игры помогают детям запоминать запахи, связывать их с определёнными событиями и местами, развивая память и обогащая чувственный опыт.

Чтобы игры с природными материалами принесли максимальную пользу, воспитателю важно соблюдать несколько условий. Во-первых, материалы должны быть чистыми и безопасными для детей, без острых краев и загрязнений. Во-вторых, следует учитывать особенности каждого ребёнка и его готовность к тем или иным видам деятельности. Дети с разными типами восприятия могут по-разному реагировать на тактильные и обонятельные стимулы, и задача педагога — помочь каждому малышу комфортно и активно включиться в процесс игры.

В процессе организации занятий с природными материалами важно также создавать благоприятную атмосферу для обучения, где дети будут чувствовать себя свободно и спокойно. Игра на открытом воздухе в парке или на участке детского сада позволит детям максимально прочувствовать взаимодействие с природой, ощутить радость от общения с окружающим миром и расширить своё восприятие. Такие занятия способствуют не только сенсорному развитию, но и укрепляют эмоциональную связь детей с природой, формируют основы экологической культуры.

Таким образом, игры с природными материалами являются эффективным средством сенсорного развития детей раннего возраста. Эти занятия помогают развивать все виды восприятия — тактильное, зрительное, обонятельное, что крайне важно для общего развития ребёнка. Вовлекая малышей в такие игры, воспитатель создаёт условия для гармоничного развития детей, побуждает их к исследованию окружающего мира и обогащает чувственный опыт.

 

Список литературы

 

Васева

Е

.

Н

.

, Кузнецова Д

.

М

.

,

Ржанова

Н

.

А

.

Использование дидактических игр и пособий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста

// Вестник

Шадринского

государственного педагогического университета. 2021. №1 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-didakticheskih-igr-i-posobiy-v-protsesse-sensornogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta (дата обращения: 01.11.2024).

Никулина, К. А. Природа как средство сенсорного воспитания детей дошкольного возраста / К. А. Никулина. —

Текст :

непосредственный //

Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 456-459. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43520/ (дата обращения: 01.11.2024).

Прохорова Т. И. Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста // Инновационная наука. 2018. №7-8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-ekologicheskogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 01.11.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×