«Игры в адаптационный период»

Автор: Романова Лидия Александровна

             Игра издавна использовалась для воспитания и обучения. Народная педагогика умело применяла ее для разных возрастов. В одних играх на первый план выступали задачи умственного воспитания, в других – физического, в-третьих – художественного.

Во многих из игр содержание обучение как бы выливается в игровой сюжет, интересный и близкий по их жизненному опыту. Предполагаемый игровой сюжет предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задачи в пределах заданного игрового сюжета, не заметно для себя, усваивают заложенный в них учебный материал. Так, в подвижной игре «Воробышки и автомобиль» они учатся бегать, действовать по сигналу. Сюжетно-дидактическая игра «научим куклу раздеваться» помогает запомнить им последовательность раздевания, учит аккуратно вешать и складывать одежду, побуждает использовать в речи названия одежды.

Игра является жизненной потребностью ребенка и средством всестороннего развития. В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Общаясь с детьми, ребенок учится играть вместе, уступать, помогать товарищу, делится игрушками. В итоге игры воспитывается выдержка. Игра – это важнейшая часть жизни ребенка и относиться к игре, надо очень внимательно. Через игру ребенок познает окружающий мир.

В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребенок проводит в игре много времени. Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, им самим создаваемой, или играх с правилами. Игра единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Игра, являясь формой детской самостоятельности, имеет собственные законы развития. В игре формируется память, сенсорные процессы, моторика, многие способности, качества личности, причем формируется, иногда легче, чем в трудовой и учебной деятельности. В игре форсируются все стороны психики ребенка, он играет, потому что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития.

В адаптационный период детям тяжело и одиноко в новой непривычной для них обстановке,     именно игра  «в общении»  наилучшем образом скрашивает первое время пребывания в детском саду

Основная задача педагога в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду.

Чтобы решить эту задачу, воспитателю следует в игровой форме выразить каждому ребенку свое доброжелательное отношение («Я вас всех спрячу от дождя», «Я вас в гости приглашу»).

Иногда цели общения в игре могут объединяться с практическими целями. Так, если вы варите кашу для детей, то, угощая их, произнесите обязательно каждому приветливое слово, выразив свое доброжелательное отношение («Я так старалась сварить тебе вкусную кашу, Анечка», «А это, Костя, тебе каша. Ешь на здоровье»). В этих играх не рекомендуется использовать игровые персонажи, поскольку они будут отвлекать детей от непосредственного общения друг с другом.

Играя с детьми, формулируйте простые, известные малышам игровые цели, не вызывающие особых сложностей для их достижений. Дети могут вместе с вами собирать цветы, прятаться от дождя под вашим зонтиком. Более сложные игровые цели, такие, например, как сварить суп, вы реализуете сами. Малыши в этих играх являются активными наблюдателями. В адаптационный период важно не выполнение игрового действия, а установление доверительных отношений с детьми.

Поначалу старайтесь использовать в играх копии реальных предметов (игрушечные ложки, чашки, листья). Ребенок охотно получит от воспитателя цветок, похожий на настоящий, и с удовольствием с ним поиграет.

Старайтесь предложить всем детям одинаковые предметы. Это показывает им, что воспитатель никого не выделяет и ко всем относится одинаково хорошо.

Не беспокойтесь по поводу того, что игры с взрослыми не дают ребенку простора для его собственной активности. Многие дети еще не готовы к её проявлению в первые недели пребывания в детском саду. Зато благодаря таким играм вы доказываете свое добросердечное отношение к детям, становитесь для них интересным партнёром, способствуете накоплению игрового опыта малышей.

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия

детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действиях сопровождаемых улыбкой, ласковой интонации проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всего выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

·           Игры – развлечения

 Пришел Петрушка”,  “Покружимся”,   “Прячем мишку”, “ Хоровод с куклой”,

·           Дидактические игры

Приведенные ниже игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

Игра с собачкой”,  “Собирание "сокровищ"”,Покатаемся на лошадке” (Игра развивает речевую активность). “Дуть во что-нибудь и на что-нибудь”,“Прогулки по очертаниям разных фигур “(Игра способствует развитию представлений о предметах). “Вместе с мишкой”

 

·           Игры с пальчиками

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений   “Кто в кулачке?”,   “Игра с кистями рук”,  “Солим капусту”.

·           Подвижные игры

“Мяч в кругу”,  “Бегом к дереву”,” Еле-еле, еле-еле”,”Мы топаем ногами”,  “Мяч”, “Солнышко и дождик”,” Поезд”,  “Догонялки” (Эти игры способствуют отработке основных движений ~ бега и ходьбы.)

Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

Игры в адаптационный период не должны быть слишком длительными. Лучше играть с детьми понемногу несколько раз в день.

Играть с детьми в эти игры надо в течение месяца, а возможно и дольше. Это будет зависеть от того, как скоро малыши привыкнут к нам и детскому саду.

Литература:

1.         Самые маленькие в детском саду, из опыта работы московских педагогов., «Линка-Пресс»,2005г.

2.         «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» А.С.Рожкина., Книголюб,2003г.

3.         Азбука для родителей» Алан Фромм., лениздат,1991г.

4.         «Ребенок и уход за ним»Бенджамин Спок., Архангельск, Северо-западное книжное издательство,1991г.

5.         Литвинова М.Ф. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни». - ЛИНКА -ПРЕСС, Москва, 2005

6.         Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / М.: Просвещение, 2007.

7.         Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева и др. - М.: Линка-Пресс, 2001.

8.         Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада /В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, Н.М. Кононова и др.; Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 1981.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x