Игры в логопедической работе. Пальчиковые игры. | Зиброва Татьяна Анатольевна. Работа №301440
Автор: Зиброва Татьяна Анатольевна
Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов педагога в его работе с дошкольниками через игру очевидно.
Работа воспитателя нуждается в использовании игровых приемов в ещё большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Ведь, дети с речевыми нарушениями в большинстве случаев интеллектуально здоровы, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. Но они и отличаются от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях моторики, общей скованности, дискоординациии слабости движений, двигательной расторможенности. Дети, приходящие в логопедические группы, редко имеют уверенную координацию пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость движений, трудность усвоения двигательной программы и переключения.
Учёные доказали, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряет развитие речи ребёнка, поэтому развитие мелкой моторики пальцев рук является необходимым элементом в системе по развитию речи дошкольников. Материал, в котором предполагаются движения пальцев рук лучше давать в стихах, так как стихи дают возможность войти в ритм движения.
Игры в логопедической работе.
Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов педагога в его работе с дошкольниками через игру очевидно.
Работа воспитателя нуждается в использовании игровых приемов в ещё большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Ведь, дети с речевыми нарушениями в большинстве случаев интеллектуально здоровы, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. Но они и отличаются от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях моторики, общей скованности, дискоординациии слабости движений, двигательной расторможенности. Дети, приходящие в логопедические группы, редко имеют уверенную координацию пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость движений, трудность усвоения двигательной программы и переключения.
Учёные доказали, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряет развитие речи ребёнка, поэтому развитие мелкой моторики пальцев рук является необходимым элементом в системе по развитию речи дошкольников. Материал, в котором предполагаются движения пальцев рук лучше давать в стихах, так как стихи дают возможность войти в ритм движения.
Проговаривание, оречевление деятельности даёт большой эффект: включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы. Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
Учитывая это, активно используются в коррекционной работе по развитию речи детей игры с пальчиками в стихах и занимательные упражнения «Расскажи стихи руками», вызывающие у детей огромный интерес и ожидание новых занятий.
Пальчиковые игры – это не только веселое, но и чрезвычайно полезное занятие для малышей. Они способствуют:
Развитию мелкой моторики, а значит и речи;
Развитию координации движений;
Подготовке руки к письму;
Расширению словарного запаса;
Развитию внимания, памяти, воображения;
Снятию эмоционального и умственного напряжения;
Установлению теплого телесного контакта между ребенком и взрослым.
Варим компот
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Левую ладошку держат "ковшиком", а указательным пальцем правой руки "мешают"
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Опять" варят" и "мешают"
Яблонька
У дороги яблонька стоит,
Руки сплести над головой, пальцы разжаты.
На ветке яблочко висит.
Сложить запястья вместе.
Сильно ветку я потряс,
Руки над головой, движения вперед-назад.
Вот и яблочко у нас.
Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко.
В сладко яблочко вопьюсь,
Соединить запястья, ладони развести.
Ах, какой приятный вкус.
Дождик
Меж еловых мягких лап
(поглаживание подушечками пальцев поверхности стола)
дождик кап-кап-кап
(постукивание пальцами по столу).
Где сучок давно засох
Серый мох, мох, мох
(касание стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук).
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб (поднимание рук над столом, пальцы то складываются вместе, то раздвигаются широко).
Кто нашёл его, друзья? (Касание указательным пальцем правой
руки поочередно всех пальцев левой руки.)
это я, я, я! (Сжимание всех пальцев левой руки, кроме мизинца, его показ.)
Прогулка в лес
— Мальчик-с-пальчик, где ты был?
(Большой палец левой руки четыре раза сгибается.)
Долго по лесу бродил!
(Большой палец правой руки четыре раза сгибается.)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ёжика в иголках,
(большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными),
Встретил белочку, синичку,
Встретил волку и лисичку,
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
(четыре пальца последовательно сгибаются — «кланяются»).
Цветы
Наши алые цветы распускают лепестки.
(локти и предплечья прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки перед лицом, затем кисти раскрываются в виде чаши).
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(кисти рук в виде чаши делают движения почасовой стрелке и против часовой стрелки).
Наши алые цветки закрывают лепестки,
(пальцы плотно соединяются, кисти рук медленно из чаши делают лодочку?),
Тихо засыпают, головой качают.
(кисти рук в виде лодочки или бутона наклоняются вправо и влево).