ИКТ как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром.

Автор: Шадрина Мария Владимировна

В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы ко всему, что их окружает, настроены на познание явлений действительности, предметов, их свойств. Наблюдая за изменяющимися явлениями, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Как помочь маленькому ребенку, познать окружающий мир? Сделать это интересно и познавательно можно через разные виды деятельности (игра, путешествия, экскурсии, наблюдения, экспериментальная, проектная деятельность).

Но все ли виды деятельности подходят для детей младшего дошкольного возраста?

Дети трех лет не совершают с группой путешествия, экскурсии обычно ограничены дошкольным учреждением, вовлечение в проектную деятельность достаточно сложно, а экспериментирование очень элементарно и не может отразить многообразие окружающих явлений. Игра требует первичных представлений и имеет большое значение на этапе закрепления знаний и навыков. Наблюдение распространено достаточно широко, но может ли ребенок в группе дождаться получения хлеба, вырастив на подоконнике зерна пшеницы? А как провести наблюдение за зайцем в лесу?

Нам на помощь приходят ИКТ – технологии.

Во-первых, информационные ресурсы – это неиссякаемый источник наглядного материала. Как гласит поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Именно маленькому ребенку, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Красочные, яркие, динамичные образы привлекают внимание ребенка. Разнообразие наглядного мультимедийного материала практически безгранично. Видеофрагменты, звуковые файлы, развивающие игры воздействуют на разные стороны восприятия, помогая создать образ того или иного явления. Видео позволяет провести наблюдение за ростом растения в ускоренном режиме. С помощью виртуальной экскурсии можно заглянуть в разнообразные уголки земного шара, города.

Во-вторых – ИКТ – это источник познавательной мотивации для детей. Не секрет, что сейчас у детей с раннего возраста высокий интерес к интерактивным играм и мультимедийным изображениям.

В третьих – мультимедиатехнологии позволяют организовать закрепление представлений, служат стимулом к систематизации усвоенного материала, могут служить предпосылкой к развитию игровой деятельности.

 

Помимо этого, ИКТ-компетентность является одним из критериев входящих в Профессиональный стандарт педагога [1]. «Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта» (ФГОС ДО, п.3.4.2) [2].

Используемая литература:

1.     Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013г. № 544н «Профессиональный стандарт»: Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)

2.     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

3.     СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564).

 

4.     Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011 г.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x