ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ФГОС | Амангелды Аружан Амангелдыкызы. Работа №348650
Аннотация в статье говорится о особенностях формирования ИКТ-компетентности студентов педагогического университета.
Ключевые слова информационно-коммуникационные технологии, компетентность, ИКТ-компетентность.
На сегодняшний день в современной российской системе образования происходят преобразования, связанные с переходом к новой образовательной парадигме, в основе которой лежит компетентностный подход. Этот подход лежит в основе новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Внедрение ФГОС начального общего образования в современную школу предусматривает переориентировку приоритетов в подготовке будущих учителей начальной школы. Одним из обязательных результатов подготовки учителя начальных классов является его информационно-коммуникативная компетентность.
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ФГОС
Аннотация в статье говорится о особенностях формирования ИКТ-компетентности студентов педагогического университета.
Ключевые слова информационно-коммуникационные технологии, компетентность, ИКТ-компетентность.
На сегодняшний день в современной российской системе образования происходят преобразования, связанные с переходом к новой образовательной парадигме, в основе которой лежит компетентностный подход. Этот подход лежит в основе новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Внедрение ФГОС начального общего образования в современную школу предусматривает переориентировку приоритетов в подготовке будущих учителей начальной школы. Одним из обязательных результатов подготовки учителя начальных классов является его информационно-коммуникативная компетентность.
ИКТ-компетентность является важной составляющей профессиональной компетентности учителя. Как отмечается - это умение, способность и готовность решать профессиональные задачи, используя распространённые в данной профессиональной области средства ИКТ.
Общее толкование термина «ИКТ-компетентность учителя», которое можно употреблять к педагогу любого профиля, определено Е.К.Хеннером, как «совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а также способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий».
Сжатые сроки обучения, большие объемы информации и жесткие требования к образовательным результатам – вот современные условия образовательного процесса. Такие высокие запросы невозможно осуществить, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Поэтому используются новые подходы к организации обучения, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии.
Для учителя начальных классов современные информационные технологии имеют особую роль, так как они должны подготовить младших школьников к изучению постоянно усложняющегося курса информатики, оказать ребенку помощь в процессе социализации. ИКТ в работе педагога начальных классов является средством повышения наглядности и оптимизации учебного процесса, позволяют организовать учебную методическую деятельность на более высоком уровне. Использование таких средств, предполагает повышение эффективности образовательного процесса, если не забывать о некоторых ограничениях связанных с гигиеническими требованиями, особенностями психологии младших школьников, отсутствие у них пользовательских навыков.
Таким образом ИКТ-компетентность учителя начальных классов должна гарантировать реализацию:
новых целей образования;
нового содержания образовательной деятельности;
новых форм организации образовательного процесса.
Из выше изложенного под ИКТ-компетентностью учителя начальных классов можно понимать его мотивированное желание, готовность и способность эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии в условиях многопредметной и полифункцинальной пропедевтической педагогической деятельности при обучении и развитии детей младшего школьного возраста в условиях их раннего включения в информационно-коммуникационную образовательную среду.
Нами было проведено анкетирование среди учителей начальных классов Республики Алтай. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что 70 % из опрошенных не выражают уверенности в своих силах при организации обучения на основе применения ИКТ и нуждаются в методической и технической поддержке, поскольку не обладают необходимым уровнем ИКТ-компетентности.
Подготовка педагога начальных классов в условиях педагогического университета включает изучение ИКТ, направленна на овладение не только общими знаниями, но и методики построения образовательного процесса с их применением на практике. Таким образом, профессиональная подготовка включает решение задач, связанных с изучением вопросов методики применения ИКТ в образовательном процессе, что может быть достигнуто только при построении целостной системы, ориентированной на формирование ИКТ-компетентности специалиста.
Поэтому мы считаем необходимым при формировании «ИКТ-компетентности учителя начальных классов» учитывать характерные черты его профессиональной деятельности, к которым мы относим:
пропедевтичность, что обусловлено тем, что учитель начальных классов стоит у истоков формирования всех универсальных учебных действий;
многопредметность его деятельности и, следовательно, необходимость при работе со многими видами информации использования метапредметных свойств информационных и коммуникационных технологий;
полифункциональность,
потому как,
на учителя начальной школы возложены развивающая и воспитательная функция наравне с образовательной;
необходимость соблюдения
специальных психолого-методических и
здоровье сберегающих
условий образовательной деятельности в младшем школьном возрасте;
профильность подготовки в области ИКТ, которая отражает
обязательность
владения учителем методикой обучения основам информатики и элементам компьютерной грамотности обучающихся начальной школы.
Таким образом процесс формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов включает три этапа:
1) профессионально-ориентировочный - направлен на формирование навыков использования ИКТ для решения учебных задач. Средством выступает освоение существующих ИКТ на материале профессиональной деятельности учителя начальных классов, например, подготовка учебных карточек, наглядности, расчет учебной нагрузки и т.д.;
2) профессионально-методический - предполагает решение методических задач средствами ИКТ, формирование умений применять ИКТ для обучения младших школьников. Средством является педагогический анализ целесообразности, эффективности применения ИКТ, разработка дидактических материалов с использованием ИКТ и т.д.;
3) профессионально-организационный - направлен на получение навыков организации учебного процесса по нескольким предметам разных циклов в условиях применения ИКТ, проектирование профессиональной деятельности учителя начальных классов. Средством выступает решение комплексных профессиональных задач на основе использования ИКТ.