Статья Иллюстрированный доклад. Автор: Трикуля Елена Владимировна

Автор: Трикуля Елена Владимировна

Иллюстрированный доклад «Исполнительские задачи в пьесе Ф.Крейслера «Марш игрушечных солдатиков» в связи с особенностями стиля этого композитора»


Автор: Трикуля Елена Владимировна
Иллюстрированный доклад
Исполнительские задачи
в пьесе Ф.Крейслера Марш игрушечных солдатиков
в связи с особенностями стиля этого композитора
Исполнитель: преподаватель по классу скрипки
МБУ ДО Кочетовская детская школа искусств г.Мичуринска
Трикуля Е.В.
Иллюстраторы: ученик 4 кл. Лосев С., ученица 7 кл. Зайцева Д.
Концертмейстер Игнатенко Е.В.
Все присутствующие педагоги получают клавир произведения
Достаточно большой педагогический опыт позволил мне наработать некоторые методы, которые помогают решать задачи на том или ином уровне развития учащегося. Достигнув определенной технической выучки, им становятся интересны средства музыкально-художественной выразительности, и тогда есть смысл предложить для исполнения пьесу Ф.Крейслера.
Л. Коган говорил о большой ценности, даже незаменимости миниатюр для развития профессионального мастерства. Он утверждал: Думаю, что миниатюры во многом стимулируют музыкальность. Увлечение жанровостью помогает решить и другие проблемы. Нельзя выработать полностью гибкую фразу, филигранность штрихов, отточенную технику без них… В вальсах Крейслера скрыто то, что необходимо для совершенной скрипичности. Эти слова можно отнести к любой миниатюре этого композитора.
При кажущейся легкости - они очень сложны для исполнения, поэтому и знакомятся с ними в школе не все. Они привлекают обаятельной мелодикой, особенной теплотой, трепетностью, внутренней жизнерадостностью.
В этой работе мне хочется рассказать об исполнительских задачах, которые несет в себе Марш игрушечных солдатиков на этапе обучения в школе, потому что каждая новая ступень обучения ставит более высокие требования.
Знакомство с новым композитором всегда начинается с его биографических данных, с исторической справки, нельзя рассматривать творчество отдельно от времени и места, в котором жил и работал музыкант.
Фриц Крейслер (1875-1962гг.) – австрийский скрипач и композитор. Ученик Й.Хельбесбергера в Венской консерватории, которую он закончил в 9 лет с золотой медалью и ученик крупнейшего французского педагога Ж.Массара (воспитавшего в своё время Г. Венявского) в Парижской консерватории, которую он закончил через 2 года также с золотой медалью. Его композиторский стиль определился под руководством Л.Делиба, и продолжил традиции Штраусов, Й.Ланнера, венского городского фольклора. Первое выступление юного музыканта состоялось в 7 лет, а 12-летним мальчиком вместе с учеником Ф.Листа М.Розенталем он совершает гастрольную поездку по США, дебютируя в Бостоне концертом Ф.Мендельсона.
В России он выступает неоднократно. Первый раз – в 18-летнем возрасте, а второй раз уже через 3 года. Именно второе турне становится началом его яркой артистической карьеры. Его концерты в России продолжались вплоть до Первой мировой войны. Он играл вместе с В.Сафоновым, С.Рахманиновым, И.Гофманом, С.Кусевицким. На С.Рахманинова Ф.Крейслер произвёл такое впечатление, что вскоре появились фортепианные транскрипции знаменитых Венских вальсов- Муки любви и Радость любви. А потом Ф.Крейслер был призван в армию, под Львовом попал под атаку казаков, был ранен в бедро и долго лечился. Как воевавший против России, он подвергается обструкции и больше никогда не выступает ни в России, ни в Советском Союзе.
Он живёт в Берлине, однако в 1933 году вынужден из-за фашизма уехать сначала во Францию, а затем в Америку. Здесь он продолжает выступать и делать свои обработки вплоть до 1941 года, когда он попал под машину и год не мог выйти на сцену. Последний концерт был дан в Карнеги-
холле в 1947 году (в возрасте 72 лет).
Игра Ф. Крейслера была ярко индивидуальна. Его исполнительскому стилю свойственны сочетание технической виртуозности и певучести, тембровая красочность, ритмическая свобода и ясность.
Марш игрушечных солдатиков написан в 3-х частной форме со вступлением и кодой.
1 раздел построен на 2-х предложениях повторного строения.
Средний раздел – это 4 предложения также повторного строения. После 2-го предложения происходит подготовленная модуляция в a-moll, а 4 предложение повторяет 3-е, но уже в A-dur.
3 раздел – идёт в основной тональности, в F-dur, причем модуляция не подготовлена. 3 раздел – это усеченная реприза.
Koda построена на материале 1-го предложения среднего раздела.
Раскрытие художественного содержания пьесы начинается со вступления. В нём резкая смена 2-х настроений: яркое звучание фанфар в партии фортепиано скрипка подхватывает шутливым изящным спиккато как будто солдатиков высыпали из коробки.
Иллюстрирование вступления
Спиккато - это штрих умеренного и подвижного темпа. Техника его исполнения следующая: в медленном темпе смычок бросается на струну всей рукой или кистью и при отскоке удерживается некоторое время в воздухе, затем бросок повторяется. В подвижном темпе смычок не удерживается в воздухе, а высота отскока и амплитуда броска регулируется рукой, и таким образом находится движение, соответствующее темпу музыки. Спиккато исполняется в средней части смычка, чуть ближе к колодке. Степень приближения к колодке зависит от темпа и характера штриха, а также от пружинящего качества трости. Основное бросковое движение совершает кисть, но все остальные части руки: плечо, предплечье, и пальцы также принимают участие в движении. Степень участия их в этом движении определяются темпом и характером штриха. Учить его лучше от деташе.
В художественном плане содержание пьесы, как мне представляется, непосредственно жизнь этих солдатиков, в которой есть место и строевой подготовке, и небольшим сражениям. Да, они игрушки, композитор подчеркивает это выразительными средствами, о которых мы еще будем говорить, но возможно, что вместе с ними кто-то опять и опять переживает какие-то реальные события. Ведь участвуя в сражениях Первой Мировой, он тоже был чьей-то игрушкой.
1раздел. С первых тактов в партии фортепиано слышна характерная для марша четкая ритмическая пульсация. А в партии скрипки та же маршеобразность чередуется с синкопированием. Это противопоставление четкого ритма и несовпадения ритмического и метрического акцента, придаёт музыке шутливость и игрушечность.
Иллюстрирование 1 раздела
Штриховой план – это сложный комплекс краткозвучных штрихов, чередующихся с протяжными. Это разнообразие и контрастность являются ярким средством воплощения музыкального образа.
Штрих мартле. Он звучит остро, акцентировано. Для этого штриха существенны два определяющих момента: четкая атака звука и очень ясная пауза между нотами. Это штрих ограниченного отрезка смычка – выполняем его серединой. А легкое мартле естественно трансформируется в спиккато. Все акценты должны быть плотными. Смычок надо не бросать, а ставить, а уже затем делать нажим (укол) указательным пальцем. Акцентированные штрихи, типа мартле, маркированного короткого деташе, характерны для жанровых пьес Ф. Крейслера.
Средний раздел – начинается широко, свободно. Декламационный прием также очень часто используется Крейслером. Он помогает подчеркнуть выразительность фразы, подать ее более выпукло. При этом начало каждой ноты подчеркивается смычком и вибрато, как бы выговаривается, а конец мягко филируется. Мелкие длительности акцентируются четко и энергично. Несмотря на непродолжительность их звучания, они должны иметь достаточную протяженность. А в партии фортепиано слышны звуки фанфар из вступления.
Обратим внимание на динамику: от mf мы делаем crescendo до f и внезапное pp. Его обычно выполняют при движении смычка вверх, а затем в этом нюансе пользуясь нижней частью смычка, нужно держать его так, чтобы облегчить вес.
Тональный план 3 и 4 предложений мы уже рассматривали, а вот чтобы подчеркнуть изящество тем этих предложений, композитор добавляет легкие
фаршлаги, а секунды, кварты и квинты двойных нот подчеркивают игрушечность образа.
Иллюстрирование среднего раздела
Еще раз хочется отметить сложный комплекс краткозвучных штрихов, чередующихся с протяжными: обратим внимание на партию фортепиано, это хорошо просматривается в аккомпанименте. И еще один прием – партия фортепиано идет каноном к партии скрипки. Здесь очень важно чувство ансамбля, когда …скрипач и пианист должны чуть расходиться, как бы обходить друг друга (разумеется, почти незаметно, художественно оправдано). Тогда скрипач будет всегда слышен, даже при полностью открытой крышке рояля… Прекрасные образцы такой неодновременности демонстрировали Ф.Крейслер и С.Рахманинов… – замечал Д. Ойстрах.
3 раздел – это усеченная реприза. Koda – также повторяет штриховой
вариант 1 предложения среднего раздела. Фанфары в аккомпанементе трубят общий сбор. Игра закончена. И на последних pizz коробка с игрушечными солдатиками закрывается.
Иллюстрирование 3 раздела
Итак, чтобы точно сформулировать исполнительские задачи, прочувствовать сущность исполняемого, мы постарались подобрать и применить штрихи во взаимодействии с другими исполнительскими средствами, как с художественной, так и с технической стороны.
Прослушивание Марша игрушечных солдатиков целиком
Особенности стиля Ф. Крейслера можно проследить и в следующей пьесе – Маленьком венском марше. Это также яркая, образная миниатюра.
В то время в Вене ежегодно проходила карнавальная неделя. Представьте себе ярко разукрашенные улицы Вены, людей, которые на время
вылезают из своих скорлупок, одеваются в фантастические костюмы, забывают о заботах и предаются безудержному веселью. Причем это не полураздетые бразильцы, которые танцуют зажигательную румбу, а чопорные австрийцы.
Стиль и штриховой план обеих пьес очень близок. Маленький венский марш также пронизан четкой ритмической пульсацией и также как в Марше игрушечных солдатиков сказочность образов подчеркивается внезапными скачками, форшлагами. Здесь также присутствует сложный комплекс штрихов, краткозвучные штрихи также чередуются с протяжными,
такая же яркая динамика.
Делать детальный разбор пьесы не будем. Нам важна её образность и характерные черты. Хочется только отметить, что несмотря на то, что первая
пьеса для учеников средних классов, а вторая - для более старших, исполнительские задачи у них общие: достижение на каждом своём уровне технической виртуозности, певучести, красочной динамики и ритмической свободы.
Прослушивание исполнения Маленького венского марша
Игра Ф.Крейслера оказала огромное влияние на современное исполнительское искусство, хотя, нужно сказать, противоречивое, потому что то, что у него самого было художественно полноценно, приобретало иногда оттенок сомнительного вкуса у других, менее одаренных скрипачей.
Сочинения Ф.Крейслера пользуются мировой известностью. Его перу принадлежат 55 сочинений и свыше 80 транскрипций и обработок различных концертов и пьес, представляющих порой коренную творческую переработку
оригинала. Это его скрипичный концерт А.Вивальди, стилизации старинных
мастеров, венские вальсы. А такие пьесы, как Речитатив и скерцо, Китайский тамбурин, обработки Фолии А.Корелли, Дьявольской трели Дж. Тартини, вариации Ведьме Н.Паганини, каденции к концертам Л.Бетховена и И.Брамса – широко исполняются на эстраде и пользуются огромным успехом у слушателей.
Список литературы
1. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. Музыка М. 1964
2. Раабен Л. Скрипка. Музгиз. 1963.
3. Григорьев В. Ю. Методика игры на скрипке. Классика – XXI. 2006
4. Из личного опыта работы с учащимися.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x