Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Имитационные технологии как элемент реконструкции исторических событий | Павленко Ирина Владимировна. Работа №207292

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Павленко Ирина Владимировна
В данной статье рассматриваются имитационные технологии на уроках истории ,как прием погружения студентов в конкретную историческую ситуацию, вживание в историческую личность и роль. 

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Промышленно-технологический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

Имитационные технологии как элемент реконструкции

исторических событий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель истории,

обществознания и географии

Павленко И.В.

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2019г.

Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится история. Это наука о прошлом и настоящем человеческого общества, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах и пространственно-временных измерениях. Культурно-исторический стандарт по истории Отечества сегодня опирается на использовании на уроках истории современных эффективных образовательных технологий. Большую роль в формировании гражданских качеств и выработки гражданской позиции у подрастающего поколения играют уроки истории, где становление гражданственности зависит от эффективных форм и методов изучения предмета. Одним из таких продуктивных методов стала историческая реконструкция на уроках истории и во внеурочной деятельности.

В свое время Я.А. Коменский определил наглядность как важнейший компонент процесса обучения: «Начало познания необходимо выходит из ощущений (ведь ничего не бывает в уме, чего раньше не было в ощущениях). А потому, следовательно, начинать обучение не со словесного толкования в вещах, но реального наблюдения за ними. И только после ознакомления с самой вещью, пусть идет о ней речь, выясняющее дело более всесторонне…». Это высказывание подтверждает правильность введения средств наглядности на первостепенные роли, поскольку метод исторической реконструкции формируют у учащихся целостность восприятия материала.

Историческая реконструкция видит свою задачу в том, чтобы, основываясь на литературных, археологических и исторических источниках, воссоздать дух конкретного времени, исторические события, быт и культуру той эпохи. Реконструкция позволяет получить целостное представление о прошлом, несмотря на неполноту и фрагментарность исторических источников.

Этот прием погружает студентов в конкретную историческую ситуацию, вживание в историческую личность и роль. Если раньше на уроках истории я использовала только так называемую «историческую озвучку», когда студент проговаривал речь царя, крестьянина, героя войны, то теперь мы постепенно переходим к реконструкции. Вовлекая подростков в реконструкцию, появляется возможность ощутить весь драматизм событий тех лет.

Принято различать несколько видов реконструкции.

1) Реконструкция "пяти шагов". Главный критерий оценки качества - реконструированный комплекс, например костюм, выглядит достоверным с расстояния пять шагов и далее. Для реконструкции "пяти шагов" вполне допустимо использование машинного шва, не историчных, но похожих на таковые с расстояния материалов и т.п.

2) Реконструкция (в том смысле, в котором она применяется чаще всего). Главные критерии оценки качества - функциональность предмета (возможность столь же эффективно использовать его по назначению, как и исторический  прототип), в точности соответствующий прототипу внешний вид, вес, фактура предметов на ощупь. При этом допускается изготовление предметов реконструкции с использованием современных технологий, если это не ведет к нарушению вышеописанных критериев.

3) "Полная" реконструкция. Попытка изготовить предмет, соответствующий историческому оригиналу не только функционально и по внешним свойствам, но и по внутренней структуре, а также по способу изготовления. Например, весь костюм шьется вручную (в том числе и внутренние швы) аутентичной иглой, ткань для него изготовляется на ручном ткацком станке и т.д. и т.п. Какой из способов выбирает реконструктор, зависит как от его материальных возможностей, так и от того, какие цели он преследует.

Так как мы применяем понятие реконструкции как педагогического приема, то более всего подходит для описания нашей деятельности значение реконструкции «пяти шагов» и ее подвида стилизации. Так как в условиях образовательного процесса далеко не всегда возможна организация всего полного процесса реконструкции, самым доступным способом будет являться стилизация. Стилизация это процесс воссоздания объекта, предмета или процесса схожего внешне, без сохранения функционального назначения, из современных материалов и современными способами, иногда с изменением масштабов и строения. Здесь, необходимо обратиться к особенностям реконструкции. В ней есть и положительные стороны, и трудности проведения. Плюсом к реконструкции служит:

Возможность студентов самим лучше узнать и запомнить эпоху, героев, проблемы страны.

Самореализация студентов, когда раскрываются их положительные качества.

Трудной стороной реконструкции служит:

Отсутствие необходимых реквизитов для оформления исторического пространства;

Большие затраты педагога

на изготовление костюмов героям или воссоздаваемых предметов, так же нужно отметить, что этот процесс трудоемкий и

время затратный

.

Этапы исторической реконструкции таковы:

Разработка сценария реконструкции, в которой использованы архивные документы, карты, мемуары, монографии историков.

Определение исторических персонажей, героев.

Отработка студентами своей роли в реконструкции.

Оформление исторического пространства кабинета, поля.

Подготовка костюмов (готовых из музея, изготовление самодельных).

Репетиция реконструкции.

Ход исторической реконструкции.

Рефлексия.

В своей педагогической деятельности я использовала такие виды реконструкции:

Мини-реконструкции (эпизодические).

Краткосрочные реконструкции на уроке.

Долгосрочные реконструкции на уроке.

Обратимся к некоторым примерам из опыта моей работы.

По теме «

Столыпинская

аграрная реформа» можно провести «Заседание Государственной Думы», где выступает и сам Столыпин П.А., и крестьяне, и представители разных парт

ий (краткосрочная реконструкция).

При изучении темы «Крещение Руси» можно изобразить

пантеон с я

зыческими богами Д

ревней Руси

, которые

сами

смогут рассказать о своем предназначении. Род, верховный бог неба и земли,

Хорс

, бог солнца, Перун – бог молнии

итд

.

Здесь будет применена краткосрочная реконструкция, костюм

ы для богов из подручных материалов

, в данной реконструкци

и важно правильно подобрать участников

и отработать текст.

Петровские преобразования тоже интересны с точки зрения

реконструрования

. Можно показать Петра приехавшего

из-за

границы с Великим посольством, он проводит реформы, режет бороды, запрещает носить

старомодную

одежду, привозит разные диковины из-за границы.

Еще одна из тем для реконструкции исторических событий – это п

овседневная жизнь населения России в 19в.

Эта реконструкция трудоемкая, ребята могут показать воскресную ярмарку.

Быт

простых крестьян

, ремесленников, горожан. Я столкнулась

с тем, что ребята не понимают социальной иерархии того времени.

Такая реконструкция в лицах укажет на имущественное и сословное расслоение, даст возможность прочувствовать ситуацию изнутри.

Практически весь урок по теме «Эпо

ха дворцовых переворотов» можно провести

в форме исторической реконструкции; импе

раторы и императрицы так вживаются в свои образы, что могут

достоверно показать внутренний мир героев 18 века.

По теме

Гражданская война

интересно провести дебаты между политическими партиями,

группу разделить на 5 подгрупп, меньшевики, большевики, эсеры, кадеты, октябристы. После оглашения своих программных принципов ребята вступят

в полемику и сформируют единые принципы существования государства.

В заключение хотелось бы отметить, что использование в педагогической деятельности приема исторической реконструкции имеет больше позитивных сторон, чем ограничений и способствует комплексному изучению предметного материала, работает на формирование метапредметных результатов и способствует личностному развитию обучающихся. Историческая реконструкция способствует воспитанию патриотизма, любви к Родине и своему народу, повышает интерес к историческому прошлому, воспитывает уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. При использовании этого метода повышается мотивация и заинтересованность обучающихся в изучении предмета, что выражается в достаточно высокой и стабильной успеваемости, участии в олимпиадах, конкурсах, творческой и проектной деятельности по истории различного масштаба и уровней, отзывам самих учащихся. Поэтому я буду стараться и дальше использовать этот эффективный метод обучения истории.

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

Культурно-исторический стандарт по истории Отечества. М., 2015г.

Исторические реконструкции как методы патриотического воспитания. М., 2000г.

Инновационные технологии на уроках истории. С.-П., 2009г.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×