"Импрессионизм в музыке и живописи" | Яковлева Марина Анатольевна. Работа №333014
Одной из актуальных задач современного воспитания и образования является изучение, приобщение учащихся к национальным и культурным традициям, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к искусству других народов.
Данная методическая разработка урока по теме «Импрессионизм в музыке и живописи» для обучающихся 5 классов, реализующих программу ФГОС ООО, направлена на решение поставленной проблемы. Материал урока позволяет в интересной форме прикоснуться к истокам импрессионизма, познакомиться с его создателями . Знакомит с творчеством художников-импрессионистов. Приоткрывает разные грани творчества композитора Клода Дебюсси. Учит детей музыкальному анализу, развивает нестандартное мышление и творческую фантазию.Произведения искусства , с которыми знакомятся ученики на уроке, помогут им раскрыть особенности одного из самых интересных и ярких направлений французского искусства 2-й половины XIX в.
Данная методическая разработка может быть использована не только на уроках музыки, а так же во внеклассной работе, на уроках МХК.
Методическая разработка урока музыки в 5 классе
Тема урока: Импрессионизм в музыке и живописи
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок-путешествие.
Методы: комбинированный (фронтальная, групповая работа, индивидуальная работа); словесный, наглядный, практический, метод эмоциональной драматургии, метод интонационно-стилевого постижения музыки.
Модель обучения: базовая (5 класс – 1 час в неделю).
Цель урока: раскрытие понятия импрессионизм и особенностей импрессионизма как художественного стиля в живописи и музыке.
Задачи:
воспитывать
устойчивый интерес к музыке и другим видам искусства своего народа и других народов мира,
слушательскую
и исполнительскую культуру учащихся;
познакомить
с творчеством художников-импрессионистов;
познакомить
с творчеством основоположника
импрессионизма в музыке – Клода
Дебюсси;
раскрыть особенности импрессионизма в живописи и музыке.
развивать эмоциональную отзывчивость,
формировать собственное
отношение
учащихся
к восприятию живописи и музыки
.
Познавательные УУД:
вырабатывать
умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, структурировать учебный материал, грамотно формулировать выводы;
обсуждать проблемные вопросы,
рефлексировать
в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся
, представлять ре
зультаты работы классу
; понимать причины успеха или н
еуспеха учебной деятельности;
адекватно воспринимать художественные произведения
(музыкальные и произведения живописи)
, осознавать многозначность содержания их образов
.
Личностные УУД:
способствовать
формированию
представлений
о нравственных нормах, развитию
доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах
музыкальной исполнительской деятельности;
способствовать формированию
мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Регулятивные УУД
:
вырабатывать
умение определять цель, задачи, составлять план действий и осуществлять
действия по плану, организовывать
выполнение заданий учителя, осуществлять самоконтроль;
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении
Коммуникативные УУД:
вырабатывать
умение
работать в составе группы, пары;
слушать и слышать собеседника, понимать позицию другого,
использовать ИКТ как инструмент в выполнении задач.
Планируемые результаты
Учащиеся должны:
- по достижению личностных результатов: развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); развивать стремление к речевому самосовершенствованию, формирование потребности в общении с музыкой и живописью для дальнейшего духовно- нравственного развития.
- по достижению метапредметных результатов: устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи; развивать навыки владения разными видами речевой деятельности, применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни, коммуникативно целесообразного взаимодействовать с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД, регулятивных и познавательных УУД);
- по достижению предметных результатов: слушать и анализировать музыкальные произведения; наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (интонирование, звуковедение, дыхание, артикуляция), эмоционально воспринимать музыку русских и зарубежных композиторов; формулировать своё отношение к изучаемому произведению; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный
проектор;
мультимедийная
презентация к уроку;
фортепиано;
лист маршрута путешествия;
муз
ыкальные
треугольники;
ватман, акварельные краски.
Музыкальный материал:
Мелодии Франции;
Прелюдия
«Лунный свет» К.Дебюсси;
«Диалог ветра с морем» из симфонической сюиты «Море» К.Дебюсси;
Вступление. Океан-Море синее из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова (фрагмент);
Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».
Изобразительный ряд:
К.
Писсаро
. «Закат в
Сент-Шарль
»
;
О.
Ренуар «Весенний пейзаж»;
Э. Дега «Голубые танцовщицы»;
К. Моне «Впечатление. Восход солнца»
;
Г.
Кайботт
«
Ерес
. Дождь»
;
О.
Ренуар.
«
Лягушатник
»
;
Живопись - Классика жанра - Пейзаж;
К.
Моне.
«
Здание парламента в Лондоне
»
;
Рубенс
«
Ахилл,
Одиссей и
Диомед
»
.
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной цели и задач.
Усвоение новых знаний:
виды деятельности:
- анализ репродукций картин;
- ритмическая импровизация (физминутка);
-художественно - эмоциональное восприятие и анализ музыкального произведения;
- закрепление изученного материала;
- вокально-хоровая работа.
Подведение итогов работы
,
р
ефлексия деятельности
.
Комментирование
домашнего задания
, выставление оценок за урок.
Этап урока
Содержание учебного материала
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты УУД
Оценка результатов деятельности ученика
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
(2 минуты).
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Музыкальное приветствие
Распевание.
- Ребята, а вы любите путешествовать? Разрешите пригласить вас в путешествие! Во время нашего виртуального путешествия вы будете заполнять лист маршрута. Закройте глаза… /звучит музыка Франции/. Открывайте. /Слайд № 2/
- Где же мы с вами оказались? Во Франции, но не 21 века, а конца 19 века. Представляете? Эта страна удивительная, необычная, а ещё она подарила миру большое количество деятелей культуры, а так же открыла своё видение искусства и своё впечатление, или как говорят французы, impression от этого безумного – безумного мира.
Включение в деловой ритм.
Учитель приветствует, настраивает учащихся на позитивный лад, подбадривает учащихся, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Ученики встали, поприветствовали учителя, друг друга, настроились на работу, дали ответы на наводящие вопросы учителя, начали работу с маршрутным листом.
Личностные:
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Познавательные: учащиеся настраиваются на урок, высказывают свое мнение, что они хотят и будут хорошо работать на уроке.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.
Устная оценка учителя
2. Актуализация
знаний, сообщение темы урока
(5минут)
Итак, Париж – город, который всегда манил к себе грациозностью и новизной. А какие достопримечательности Парижа вы знаете?
Эйфелева башня /Слайд № 3/ , Версальский дворец – величие короля /Слайд № 4/ , Собор Парижской Богоматери /Слайд № 5/ , Статуя Свободы /Слайд № 6/, гуляя по Парижу можно попасть в национальный художественный музей - Лувр /Слайд № 7/ . Здесь находятся картины художников различных эпох /Слайд № 8/ , но мы остановимся у одной экспозиции. Посмотрите на эти картины (К. Писсаро. «Закат в Сент-Шарль» /Слайд № 9/ , О. Ренуар «Весенний пейзаж» /Слайд № 10/ , Эдгар Дега «Голубые танцовщицы» /Слайд № 11/ ).
(показ слайдов с № 9 - № 11 сопровождается звучанием прелюдии К.Дебюсси «Лунный свет»)
- Подумайте, что характерно для всех авторов картин. Что необычно? Каково ваше впечатление?
Художники старались изобразить не столько сюжет, сколько своё впечатление от увиденного. Картины кажутся нам как бы несколько завуалированными, задымлёнными.
/Слайд № 12/ Художники, писавшие такие картины стали называть себя импрессионистами, а стиль, в котором они работали, получил название импрессионизм от французского impression - впечатление.
- Как бы вы сформулировали тему урока? («Импрессионизм в живописи»)
- Только ли об импрессионизме в живописи будем говорить на уроке музыки? Чем сопровождался показ репродукций? (музыкой)
Итак, тема нашего урока «Импрессионизм в музыке и живописи» /Слайд № 13/ .
Учитель координирует ответы учащихся.
Выдвигает проблему, сообщает тему урока
Ученики работают по презентации.
Выдвигают предположения о теме урока. Заполняют маршрутный лист.
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Познавательные: учащиеся сопоставляют, выделяют главное, находят ответ на вопрос учителя, делают выводы. Анализ и синтез, классификация, обобщение.
Распознавание существенных признаков и свойств явлений с помощью наблюдения, сравнения, анализа.
Регулятивные УУД:
оценивают предлагаемые для анализа произведения искусства. Способность принимать и сохранять поставленную на уроке цель.
Коммуникативные УУД: совместный поиск ответа на заданный учителем вопрос,
участие и взаимодействие в процессе этого поиска. Коммуникация, потребность поделится со сверстниками и учителем своим мнением, умение слушать и воспринимать мнение других.
Устная оценка учителя
3. Постановка учебной цели и задачи.
(3 минуты)
ЦЕЛЬ - создание проблемной ситуации, прогнозирование предстоящей деятельности.
- Исходя из темы урока, сформулируем главную цель. Для этого используйте имя существительное (определение, выяснение, раскрытие…)
Цель урока: раскрытие понятия импрессионизм и особенностей импрессионизма как художественного стиля в живописи и музыке /Слайд № 14/ .
- Какие задачи для этого нам нужно решить?
Используйте глаголы. (Обучающиеся формулируют задачи, опираясь на свой жизненный опыт, учитель редактирует ответы детей и оказывает помощь в правильной формулировке задач)
Задачи:
воспитывать
устойчивый интерес к музыке и другим видам искусства своего народа и других народов мира,
слушательскую
и исполнительскую культуру учащихся;
познакомиться с творчеством художников-импрессионистов;
познакомиться с творчеством основоположника импрессионизма
в музыке – Клода
Дебюсси;
раскрыть особенности импрессионизма в живописи и музыке;
развивать эмоциональную отзывчивость, свое отношение к восприятию живописи и музыки.
/Слайд № 15/
Обсуждение цели, задач и планирование действий
Учащиеся конкретизируют цель урока, задачи.
Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование
Устная оценка учителя
4. Усвоение новых знаний.
(25 минут)
/Слайд № 16/ Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.
- Итак, ребята, о каком направлении в искусстве мы будем говорить на уроке? Кто запомнил, как оно называется?..
- Давайте рассмотрим более подробно картину художника- импрессиониста К. Моне «Впечатление. Восход солнца» /Слайд № 17/ .
Анализ репродукции К. Моне «Впечатление. Восход солнца»:
- Что является центром композиции картины? (Оранжевый круг солнца)
- В каком направлении поднимается солнце? (Из утренней мглы – навстречу зрителю.)
- В какие тона окрашивает солнце небо и воду? (В теплый розовато-желтоватый цвет; на поверхности воды мерцает его отблеск – оранжево-красная дорожка.)
- Как художник изображает лодки, портовые краны, морские суда? (Лодки – темные силуэты на воде; краны, линия берега, суда – все словно в призрачной дымке; все окутано влажным туманом.)
- Определим особенности техники письма художников-импрессионистов (самостоятельная работа в маршрутных листах – нужно вычеркнуть не правильный ответ).
- А теперь, ребята, проверьте правильность выполнения задания и поставьте себе оценку за эту работу. Итак /Слайд № 18/ :
- цветовая палитра? (солнечный спектр);
- как художники изображают людей, предметы? (расплывчато, без четких контуров);
- место действия? (на природе, воздухе);
- темы? (природа, быт);
- чем отличается техника письма художников-импрессионистов от техники письма классиков? (техника письма художников-импрессионистов – беглые пятна, мазки).
- Мы продолжаем заполнять маршрутный лист.
Задание:
- Ребята, в маршрутном листе есть задание, где нужно напротив номера №1, № 2, № 3 и т.д. – это номера картин, которые будут показаны на экране, написать букву «К» или «И», в зависимости от направления в живописи. «К» – классическое направление. «И» – импрессионизм. /Слайды № 19, 20, 21, 22, 23/
- После завершения работы поменяйтесь маршрутным листом с соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания, поставьте заработанные баллы. Все справились с заданием?
- Можем ли мы сказать, что картины художников-импрессионистов музыкальны? Рассмотрим репродукцию «Ерес. Дождь» Гюстав Кайботт – французский живописец, импрессионист. /Слайд № 24/ Кто из вас, рассматривая эту репродукцию, «слышит музыку»? Какую музыку?
- Как вы считаете, какой должна быть музыка, основанная на впечатлении? (выразительная, яркая, красочная…).
- Ребята, представьте, что вы гуляете по этому парку. Давайте выразим свои впечатления через ритмическую импровизацию (дети предлагают свои варианты).
Ритмическая импровизация (физминутка) «Прогулка по парку».
Класс делится на 3 группы по рядам.
Ритмическая импровизация /Слайд № 25/ выполняется по ритмической партитуре, изображенной на экране поочередно каждой группой, после – одновременно под руководством учителя:
- пошли на прогулку по парку (1 ряд изображает шаги четвертными длительностями хлопками);
- начался мелкий дождь (2 ряд – восьмыми длительностями капли дождя на треугольнике);
- побежали, чтоб укрыться от дождя (3 ряд – изображает шаги шестнадцатыми длительностями хлопками).
Какое у вас впечатление от такой прогулки?
А какое настроение?
Вы обратили внимание, что эти шаги звучали
как музыка?
Как бы вы её назвали?
Новое направление, так ярко проявившее себя в живописи, оказало влияние и на другие виды искусств: поэзию и музыку. Музыкальный импрессионизм наиболее полное воплощение получил в творчестве композиторов: Мориса Равеля /Слайд № 26/ и Клода Дебюсси /Слайд № 27/ .
Главное в музыкальном импрессионизме — передача настроений, приобретающих значение символов, тонких психологических нюансов, тяготение к поэтической пейзажной программности. Ему свойственны также фантастика, поэтизация старины, экзотика, интерес к тембровой и гармонической красочности. С основной линией импрессионизма в живописи его роднит восторженное отношение к жизни.
Говоря об импрессионизме в музыке, имеют в виду, «живописные» моменты - красочность тембров и гармонии, сочетание регистров, особое внимание в музыке уделяется динамическим оттенкам. Французского композитора Клода Дебюсси считают основоположником импрессионизма в музыке.
Рассказ о жизни и творчестве К.Дебюсси (сообщения учащихся)
Дебюсси называют художником, который рисует звуками. Его звукопись была близка манере письма Моне, Писсаро и других художников, его современников. Дебюсси, так же как и художники- импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего его мира. Его музыка наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен. И сейчас мы с вами в этом убедимся.
Художественно- эмоциональное восприятие прелюдии «Лунный свет» К.Дебюсси (4 мин.) /Слайд № 28/ .
Сейчас мы послушаем произведение Клода Дебюсси (1-ое слушание). По окончании слушания постарайтесь ответить на вопросы:
- Каковы ваши впечатления?
- Какое настроение создает эта музыка? (фантастическое, загадочное)
- Изменяется ли оно в произведении?
Как бы вы назвали эту музыку?
Композитор назвал произведение «Лунный свет».
- В каком художественном жанре написано данное произведение? (музыкальный пейзаж)
- Охарактеризуйте палитру музыкальных красок, которые использовал композитор, создавая музыкальный пейзаж (неброские, приглушённые тона)
2-ое слушание.
Задание /Слайд № 29/:
- слушая музыку, выберите из предложенных определений, находящихся перед вам, именно те, которые характеризуют возникшее у вас настроение, впечатление от произведения Клода Дебюсси «Лунный свет» (фантастическое, загадочное, волшебное, таинственное, причудливое…). Задание выполняется в парах, затем представляется для всего класса.
Понимание того, как оркестр может нарисовать живописные картины, пришло к К.Дебюсси во многом от русского композитора Н. Римского-Корсакова.
Художественно - эмоциональное восприятие музыки.
Сейчас мы с вами прослушаем два фрагмента музыки: первый – «Диалог ветра с морем» К.Дебюсси и второй – фрагмент оперы «Садко» - Вступление. Океан-Море синее. Н. Римского-Корсакова. /Слайд № 30/
1-ое слушание музыки.
Вопросы после первого фрагмента ( «Диалог ветра с морем» К.Дебюсси) – 6 мин.:
- Какими средствами композитор передает свое впечатление от картины моря?
- Каково ваше впечатление от этой музыки?
- «… разве художник, в звуках воссоздающий живую природу, не великий художник, не исключительный поэт?» — так писал о Клоде Дебюсси в начале XX века его младший современник, выдающийся русский композитор Н.Я. Мясковский. Как вы понимаете данное высказывание?
Вопросы после второго фрагмента :Вступление. Океан-Море синее. Н. Римского-Корсакова из оперы «Садко):
- Сравните музыку первого фрагмента «Диалог ветра с морем» К.Дебюсси из симфонической сюиты «Море» и музыку фрагмента оперы «Садко» - Вступление. Океан-Море синее. Н. Римского-Корсакова.
- В какой музыке ярко разворачивается сама жизнь морской стихии, а в какой передается впечатление от неё?
- В чем же сходство «Диалога ветра с морем» Дебюсси с морским пейзажем Римского-Корсакова? (в начале части слышны короткие мотивы, которые словно образуют диалог);
2-ое слушание «Диалога ветра с морем» Дебюсси (фрагменты)
Вопросы:
- С помощью каких средств музыкальной выразительности создан диалог в музыке? (Тембра - звучание различных инструментов: виолончели с контрабасами и два гобоя на фоне приглушенной звучности большого барабана, литавр и там-тама);
- Музыка Дебюсси имеет развитие или нет? (музыка развивается)
- С помощью каких средств выразительности происходит развитие? (как и у Римского-Корсакова Дебюсси использует принцип ритмического развития: вводя все новые и новые танцевальные ритмы, сочетается несколько ритмических рисунков);
- Что вы ощущаете, когда слушаете «Диалог ветра с морем» К. Дебюсси? (ощущение смены световых эффектов и красок на море, господства яркого, солнечного освещения);
Видеопросмотр «Диалога ветра с морем» Дебюсси
- Каким же Дебюсси нарисовал море в этом фрагменте симфонической сюиты «Море»? (так же как и Римский-Корсаков, Дебюсси рисует море в разных состояниях: из неподвижной, застывшей картины спокойного моря в начале части, далее разворачивается картина бури).
«Диалог ветра с морем» - воплощение энергии шумов разбушевавшейся стихии.
- Можно ли музыкальное произведение К. Дебюсси увидеть?
- В маршрутном листе виртуального путешествия опишите особенности импрессионизма в музыке (минисочинение).
- Ребята, послушайте мелодию и определите произведение /Слайд № 31/
Г. Струве «Я хочу увидеть музыку (исполнение песни).
Вокально-хоровая работа
Просмотр презентации, в которой поэтапно отражены все разделы урока.
Учитель подводит учащихся к пониманию того, что стиль «Импрессионизм» распространяется не только на изобразительное искусство, а также и на музыку и др. виды искусств.
Анализ картин художников - импрессионистов, музыки, написанной композиторами - импрессионистами и сравнение её с музыкой композиторов – классиков.
Учащиеся смотрят картины художников – импрессионистов, затем слушают музыку Клода Дебюсси «Лунный свет», «Диалог ветра с морем» (фраг.) сравнивают её с фрагментом вступления к опере «Садко» Н.А.Римского-Корсакова
«Океан – море синее».
Участвовали в совместном исполнении выученной и любимой песни.
Познавательные: анализируют стилевые особенности каждого музыкального фрагмента и сравнивают их между собой. Устанавливают аналогии особенностей живописи художников – импрессионистов с музыкой композиторов – импрессионистов. Делают выводы. Формируют умение работать с информацией, через конкретно-чувственное сравнение, обобщение и анализ.
Исследуют и выявляют закономерности появления нового стиля в искусстве, выявляют общие черты, сопоставляют особенности живописи и музыки в стиле имперессио низма.
Регулятивные УУД: Умение оценивать выразительные и изобразительные особенности произведений искусства (живописи и музыки), контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая сюда контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
Коммуникативные УУД: формируют диалоговые формы работы и потребность поделиться своими впечатлениями и знаниями.
Формируются вербальные и невербальные средства общения для раскрытия своего отношения к музыке.
Письменная оценка учителя за парную работу, за минисочинение в маршрутном листе.
5. Подведение итогов работы, рефлексия деятельности.
(8 минут)
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
С каким направлением в искусстве вы сегодня познакомились? (импрессионизм). В какой стране зародился импрессионизм? (во Франции). Когда это произошло? (в конце 19 века). В каком виде искусства импрессионизм нашёл своё отражение? (в живописи). Назовите художников-импрессионистов, чьи картины вы запомнили. В каком виде искусства импрессионизм проявил себя так же ярко, как в живописи? (в музыке). С творчеством, какого композитора – импрессиониста мы познакомились на уроке? (К.Дебюсси).
- Ребята, как вы считаете, мы выполнили поставленные цель и задачи урока?
- Прошу сдать ваши маршрутные листы виртуального путешествия.
- А сейчас нам понадобится ваша импрессия от урока и от услышанной музыки. (Звучит музыка)
Ребята, перед вами лежат акварельные краски разных цветов, ваша задача передать красками настроение, полученное от урока на этом большом ватмане.
/Слайд № 32/
Красный цвет – восхищение.
Желтый цвет – удивление.
Синий цвет – интерес, любопытство.
Зеленый цвет – удовольствие.
Итак, у нас смешались краски и получилась вот такая картина нашего общего настроения. Какая она? Яркая!
/Слайд № 33/
Учитель узнаёт, какую цель и задачи ставили на уроке? Удалось ли решить? Какие получили выводы? Каким образом можно встроить эти знания в систему знаний о музыке в целом.
Выставление оценок за урок.
Учитель подводит итог общего настроения учащихся.
Учащиеся называют цель и задачи, которые они формулировали и намечали в начале урока, анализируют все ли выполнили и усвоили в процессе урока.
По результатам урока учащиеся заполняют ватман мазками акварельных красок
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, справедливо оценивать свою работу и работу одноклассников.
Регулятивные: оценивают те знания и впечатления, которые получили за время урока, соотносят их с уже имеющимся опытом и знаниями в сфере музыки и изобразительного искусства.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли
Познавательные: рефлексия.
Устная оценка учителя.
Оценивание заполнения маршрутного листа.
Самооценка результатов деятельности.
6. Комментирование домашнего задания, выставление оценок за урок.
(2 минуты)
Выполнить задания в творческой тетради на разворотах «Есть в красках отзвуки и звуки…» и «Художественное творчество. Рисуем музыку»
Учитель поясняет домашнее задание.
Учащиеся записывают домашнее задание.
Литература:
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс [Ноты]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.
Смолина, Е. А. Современный урок музыки [Текст]: творческие приёмы и задания / Е. А. Смолина. - Ярославль: Академия развития, 2007.
Сергеева, Г. П. Музыка. 5 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2011.
Сергеева, Г. П. Музыка. 5 класс. Творческая тетрадь [Текст]: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.
Сергеева, Г. П. Уроки музыки. 5-6 классы [Текст]: пособие для учителя / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы:
Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
Классическая музыка. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
Музыкальный энциклопедический словарь. - Режим доступа: http://www.music-dic.ru
Музыкальный словарь. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music