Импровизация у детей младшего школьного возраста на занятиях по хореографии | Ковалева Елена Александровна. Работа №303752
«Импровизация» — это игра для тех, кто хочет отлично провести время в веселой и творческой атмосфере с пользой для самообразования. Особый вид художественного творчества, при котором произведение создаётся непосредственно в процессе его исполнения. Для импровизации необходимо, чтобы тема была задана со стороны или чтобы она возникла внезапно, так сказать, на месте происшествия, и тут же была облечена в форму.
С точки зрения многих хореографов, импровизация и хореография - равноправные партнеры в танце, играющие разные, но одинаково важные роли.
Импровизация у детей младшего школьного возраста на занятиях по хореографии
«Импровизация» — это игра для тех, кто хочет отлично провести время в веселой и творческой атмосфере с пользой для самообразования. Особый вид художественного творчества, при котором произведение создаётся непосредственно в процессе его исполнения. Для импровизации необходимо, чтобы тема была задана со стороны или чтобы она возникла внезапно, так сказать, на месте происшествия, и тут же была облечена в форму.
С точки зрения многих хореографов, импровизация и хореография - равноправные партнеры в танце, играющие разные, но одинаково важные роли. Современное развитие танцевальной культуры, когда импровизация все больше становится частью обучения танцоров и находит свое место среди других видов сценических искусств, доказывает это Александр Гиршон (кандидат психологических наук, танцевально-двигательный терапевт, преподаватель импровизации, хореограф).
Занятие предназначено для детей второго и более годов обучения, когда дети уже владеют элементарными танцевальными навыками, имеют доверительные отношения с педагогом.
Однако отдельные упражнения могут использоваться и раньше. Оптимальное количество учащихся на занятии от 4-х до 12-ти, в этом случае дети смогут импровизировать по парам и в группе, в то же время педагог сможет уделить внимание каждому.
Творческий подход педагога может проявиться в создании новых, интересных процессов обучения, которые влекут за собой изменения содержания программы или создание новых комбинаций из известных методов и приёмов обучения. В первую очередь педагогу необходимо развивать у детей фантазию, нестандартное мышление, воображение и т.д. Главное в этом - доброжелательное отношение к ребенку, желание помочь ему в развитии его способностей и склонностей. Конечно, сделать всех творческими личностями нельзя, но учить этому нужно. Можно выделить ряд эффективных форм развития и совершенствования творческих способностей, сущность которых заключается в формировании их активной деятельности.
Опыт работы показывает, что занятия по развитию творческих начал должны идти по двум направлениям.
Организация коллективной творческой и мыслительной деятельности на практических занятиях по специальным дисциплинам.
Самостоятельное выполнение индивидуальных творческих начал.
Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:
развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, так как создают атмосферу свободного и радостного творчества.
В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Поэтому в педагогическом процессе игровую деятельность я использую как метод обучения и развития творческих способностей воспитанников. Для меня ценность этой деятельности в том, что, она постепенно перерастает в обучение, в творчество. Практически каждое танцевальное занятие традиционно заканчивается полюбившейся игрой.
Дети импровизируют выразительно – изобразительные движения в характере музыки, которую слушают и исполняют; участвуют в играх - импровизациях по русским народным сказкам и сказкам других народов. К творческим заданиям импровизационного характера относится так же самостоятельный выбор наиболее подходящих названий к прослушиваемой музыке.
Чувство ритма у детей, как правило, развито лучше, чем мелодический или гармонический слух. Однако многие недостаточно хорошо координируют свои движения: нечетко маршируют под музыку, с запаздыванием отхлопывают ритм. Поэтому в занятия хореографией включаются ритмические игры импровизации.
В импровизации ребенок как бы раскрепощается, так как ему не надо подражать танцу других, что бывает часто очень нелегко. Выступая с собственными движениями, ребенок не боится танцевать неверно и продемонстрировать тем самым свое неумение. Было замечено, что пробудить интерес ребенка к танцу бывает легче именно в ходе импровизирования. Для того, чтобы настроить детей на процесс творчества, надо создать им определенные условия. К ним относятся проблемные ситуации, которые создает хореограф в ходе занятия и косвенное его управление творческим процессом ребенка - такая организация обучения, максимально активизирует творческое мышление обучающихся. Таким образом, импровизация как вид творчества может быть частью занятия хореографией только в том случае, если и во всех других звеньях оно направлено на раскрытие творческого потенциала ребенка.
План занятия
Разогрев
;
Разминка
;
Изоляция
;
Танец-образ
;
Зеркало
;
Импульсы
;
Игра
.
Моё внимание сосредоточено на рассмотрении и выявлении содержательной сферы «Импровизация как способ развития творческого потенциала» у детей младшего школьного возраста. Педагогика «Импровизации» детей должна изучать закономерности, тенденции и перспективы развития танцевальных дисциплин через импровизацию.
Младший школьный возраст, является фундаментом в хореографическом образовании. Все первоначальные базовые знания умения и навыки ребята получают именно в этом возрасте. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Развитие творческого потенциала младших школьников и ее влияние на их творческий рост проходит более успешно, если деятельность педагога основывается на уважении и понимании учащихся, умении использовать игровую педагогическую технологию, как инструментарий развития творческой активности младших школьников.
Поэтому очень важно увлечь ребёнка, заинтересовать, чтобы ему хотелось идти на занятия. И эта задача ложится на плечи педагога-хореографа. Если его уроки будут интересны и доступны для понимания детей, то и результаты в хореографической деятельности будут высоки. Активность и интерес детей младшего школьного возраста к хореографическим занятиям напрямую связан с творческой инициативой педагога, с тем, как он преподносит учебный материал, с какими эмоциями, с каким настроением.