Название статьи:
Имя существительное, как часть речи. Значение и употреблении в речи | Сабдюшева Юлия Николаевна. Работа №362365
Дата публикации:
13.03.2025
Автор:
Сабдюшева Юлия Николаевна
Описание:
Закрепить у учащихся представление об имени существительном как части речи и его грамматических признаках; формировать умение различать существительные среди других частей речи.
Развивать мышление, память, речь, внимание, каллиграфические и гигиенические навыки письма, пополнять словарный запас учащихся.
Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса (мультимедиа сопровождение)
Предмет: Русский язык.
3 класс.
Дата: 16.01
Урок № 79
Тема Имя существительное,как часть речи. Значение и употребление в речи имени существительного.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: Систематизация имеющихся знаний об имени существительном.
Задачи:
Закрепить у учащихся представление об имени существительном как части речи и его грамматических признаках; формировать умение различать существительные среди других частей речи.
Развивать мышление, память, речь, внимание, каллиграфические и гигиенические навыки письма, пополнять словарный запас учащихся.
Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса (мультимедиа сопровождение)
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие этических чувств, доброжелательности
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- формирование умения взаимодействовать в группах
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формирование умения различать части речи, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.
Оборудование: Учебник Русский язык. Учеб. для 3 кл. в 2 ч
компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, дидактический раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.
Ход урока:
Оргмомент.
Приветствие учителя.
б) Эмоциональная мотивация.
- Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
И на парте – все в порядке –
Ручки, книжки и тетрадки.
Ножки – вместе,
Спинки – ровно
И к уроку все готово!
Работа над ошибками.
- работа по памяткам.
2. Чистописание.
Итак, следующий пункт нашей работы -
Упражнение для пальцев рук: Замок
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.) Слайд №2
Далее ученики пишут заданные буквы и элементы. – Почему мы на прошлом уроке работали по индивидуальным карточкам, а сегодня мы пишем букву с в соединении с другими буквами ? (это соединение у большинства из нас получается плохо). Ученики меняются тетрадями и подчеркивают лучшую(ие) букву у своего соседа.
3.Словарная работа. Слайд №3, №4.
Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми являются словарные слова.
Не снег, не лёд,А серебром деревья уберёт. (Иней)
На грядке – зелёный, а в бочке – солёный. (Огурец)За стеной костяной,Соловейко, спой! (Язык)
Месяц под косой блестит,А во лбу звезда горит.
Отгадайте ребус
самолет
- Ребята, какие орфограммы встретились вам в словах?
- Кто из вас не сделал ни одной ошибки? 1-2 ошибки?
- Чем все слова похожи между собой? (это имена существительные)
- Посмотрите внимательно, все ли слова здесь существительные? Какое слово лишнее? Почему?
4. Повторение изученного. Актуализация знаний.
- Вы догадались, какая тема нашего урока? (часть речи - имя существительное)
- Это новая для вас тема или вы уже о ней что-то знаете? (с этой частью речи мы уже знакомы)
- А какие еще части речи вы знаете? (имя прилагательное, глагол, предлог, частицы, союзы). Как вы думаете, каких частей речи в русском языке больше всего? Правильно, имена существительные составляют самую большую группу.
Посмотрите на текст и постарайтесь его прочитать. (в нем пропущены имена существительные) Все ли вам здесь понятно? Чего не хватает? Попробуем вставить недостающие слова. Теперь мы с вами убедились, что сущ. – действительно очень важная, значимая часть речи и мы без нее обойтись не можем.
-Как вы думаете, все об имени существительном мы знаем? Нет. Значит, что мы будем делать сегодня на уроке? (сегодня мы будем повторять и закреплять то, что мы уже знаем, и узнавать новое об имени существительном.)
- Что вы знаете об имени существительном? (обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)
- Посмотрите вокруг себя и назовите предметы, которые вас окружают. Докажите, что названные слова являются существительными. (назовите их с вопросами, запишите два из них себе в тетрадь. Делаем вывод:
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно. ( Слайд )
5. Изучение новой темы.
1)Задание по вариантам от : Распознавание имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?
- посмотрите на экран (Слайд ).
1 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Кто?
2 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Что?
(По одному ученику от каждого варианта – отвечает. Ученики сверяют свои ответы с экраном.) Допишите еще по одному слову в каждый столбик.
- Давайте сделаем вывод: какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, какие на вопрос - что?
Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?(одушевленные). Другие имена существительные отвечают на вопрос что?(неодушевленные) - вывод на слайде .
3) Образуйте имена существительные от предложенных имен прилагательных: (Слайд ) (кто сможет, приведите по одному своему примеру)
Холодный - …(холод)
Дружный - …(дружба)
Снежный - …(снег)
Добрый - …(доброта)
Радостный - …(радость)
- Посмотрите на образованные существительные. Все ли они обозначают конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать? Что они обозначают? - Что еще могут обозначать имена существительные? (явления природы, чувства, качества).
- А если мы обратимся к учебнику и выполним упражнение 8, то узнаем, что еще могут обозначать имена существительные. (упр-е выполняем устно)
- Давайте сделаем еще один вывод: имена существительные обозначают не только предмет, но и ….(состояние, явления природы, действие, события, чувства) (продолжаем заполнение таблицы-схемы на доске).
Физкультминутка.
На слайде написано 12 букв:
И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я
- Среди этих букв, ребята, спрятались имена существительные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. (Иван, Иванов, Иваново, Волга, Галя, Аля.)
- Почему эти слова пишутся с большой буквы? Вывод:
Как называются такие существительные? (собственные и нарицательные)
Назовите собственные имена сущ.?
6. Закрепление изученного.
Задание по группам. Игра Кто быстрее всех прочтет, слово лишнее найдет. Среди данных слов на карточке найти лишнее, объяснить, почему. Допишите еще 2-3 своих слова. Капитан команды составит предложение с любым словом. По окончании работы один представитель от команды рассказывает о выполненном задании. (алгоритм работы в группе – на слайде)
Гроза, метель, стул, холод, ветер – явления природы.
Езда, бег, рисование, ковер, ходьба – действия.
Скука, гром, радость, огорчение, счастье – чувства человека.
6) Что еще мы знаем об имени существительном?
Давайте и мы поиграем в игру Найди своё место. У вас на партах карточки со словами – именами существительными. Прочитаем их по цепочке и подумаем на какие три группы можем их разделить? (м.р., ж.р., с.р.)
Проверка: переворачивают карточки. Во всех трех группах картины должны совпасть. Если не совпали, исправить ошибки.
Какие существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду? (она, моя, … )Дополняем кластер.
7) Работа в парах Упр. 9. Выполняет 2-я и 3-я группа. С одним словом составить предложение и разобрать его по членам предложение.
1 –я группа работает с тестом: Имя существительное
Какое слово является именем существительным?
1) подвиг; 2) пот; 3) подвинул; 4) подвижная.
Укажите имя существительное женского рода:
1) весенняя; 2) ягода; 3) яблоко; 4) лимон.
Укажите имя существительное мужского рода:
1) дятел; 2) синица; 3) летел; 4) небо.
Укажите имя существительное среднего рода:
1) зелёное; 2) береза; 3) тополь; 4) дерево.
Какое имя существительное употребляется только в единственном числе:
1) молоко; 2) гриб; 3) ягода; 4) помидор.
Какое имя существительное употребляется только во множественном числе:
руки; 2) брюки; 3) ноги; 4) круги.
Итог урока. Рефлексия.
- Кто все понял и запомнил о существительном?
- Кто не донца усвоил какие-либо категории существительного?
Домашнее задание.
Кто все понял на уроке, дома выполняет упр.10.
Кто не усвоил категорию какой частью речи является слово – упр.11.
- Вы были сегодня на уроке умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные. Просто молодцы! Желаю вам и на следующем уроке также активно работать.
Выставление оценок.
Скачать работу
3 класс.
Дата: 16.01
Урок № 79
Тема Имя существительное,как часть речи. Значение и употребление в речи имени существительного.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: Систематизация имеющихся знаний об имени существительном.
Задачи:
Закрепить у учащихся представление об имени существительном как части речи и его грамматических признаках; формировать умение различать существительные среди других частей речи.
Развивать мышление, память, речь, внимание, каллиграфические и гигиенические навыки письма, пополнять словарный запас учащихся.
Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса (мультимедиа сопровождение)
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие этических чувств, доброжелательности
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- формирование умения взаимодействовать в группах
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формирование умения различать части речи, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.
Оборудование: Учебник Русский язык. Учеб. для 3 кл. в 2 ч
компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, дидактический раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.
Ход урока:
Оргмомент.
Приветствие учителя.
б) Эмоциональная мотивация.
- Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
И на парте – все в порядке –
Ручки, книжки и тетрадки.
Ножки – вместе,
Спинки – ровно
И к уроку все готово!
Работа над ошибками.
- работа по памяткам.
2. Чистописание.
Итак, следующий пункт нашей работы -
Упражнение для пальцев рук: Замок
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.) Слайд №2
Далее ученики пишут заданные буквы и элементы. – Почему мы на прошлом уроке работали по индивидуальным карточкам, а сегодня мы пишем букву с в соединении с другими буквами ? (это соединение у большинства из нас получается плохо). Ученики меняются тетрадями и подчеркивают лучшую(ие) букву у своего соседа.
3.Словарная работа. Слайд №3, №4.
Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми являются словарные слова.
Не снег, не лёд,А серебром деревья уберёт. (Иней)
На грядке – зелёный, а в бочке – солёный. (Огурец)За стеной костяной,Соловейко, спой! (Язык)
Месяц под косой блестит,А во лбу звезда горит.
Отгадайте ребус
самолет
- Ребята, какие орфограммы встретились вам в словах?
- Кто из вас не сделал ни одной ошибки? 1-2 ошибки?
- Чем все слова похожи между собой? (это имена существительные)
- Посмотрите внимательно, все ли слова здесь существительные? Какое слово лишнее? Почему?
4. Повторение изученного. Актуализация знаний.
- Вы догадались, какая тема нашего урока? (часть речи - имя существительное)
- Это новая для вас тема или вы уже о ней что-то знаете? (с этой частью речи мы уже знакомы)
- А какие еще части речи вы знаете? (имя прилагательное, глагол, предлог, частицы, союзы). Как вы думаете, каких частей речи в русском языке больше всего? Правильно, имена существительные составляют самую большую группу.
Посмотрите на текст и постарайтесь его прочитать. (в нем пропущены имена существительные) Все ли вам здесь понятно? Чего не хватает? Попробуем вставить недостающие слова. Теперь мы с вами убедились, что сущ. – действительно очень важная, значимая часть речи и мы без нее обойтись не можем.
-Как вы думаете, все об имени существительном мы знаем? Нет. Значит, что мы будем делать сегодня на уроке? (сегодня мы будем повторять и закреплять то, что мы уже знаем, и узнавать новое об имени существительном.)
- Что вы знаете об имени существительном? (обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)
- Посмотрите вокруг себя и назовите предметы, которые вас окружают. Докажите, что названные слова являются существительными. (назовите их с вопросами, запишите два из них себе в тетрадь. Делаем вывод:
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно. ( Слайд )
5. Изучение новой темы.
1)Задание по вариантам от : Распознавание имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?
- посмотрите на экран (Слайд ).
1 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Кто?
2 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Что?
(По одному ученику от каждого варианта – отвечает. Ученики сверяют свои ответы с экраном.) Допишите еще по одному слову в каждый столбик.
- Давайте сделаем вывод: какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, какие на вопрос - что?
Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?(одушевленные). Другие имена существительные отвечают на вопрос что?(неодушевленные) - вывод на слайде .
3) Образуйте имена существительные от предложенных имен прилагательных: (Слайд ) (кто сможет, приведите по одному своему примеру)
Холодный - …(холод)
Дружный - …(дружба)
Снежный - …(снег)
Добрый - …(доброта)
Радостный - …(радость)
- Посмотрите на образованные существительные. Все ли они обозначают конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать? Что они обозначают? - Что еще могут обозначать имена существительные? (явления природы, чувства, качества).
- А если мы обратимся к учебнику и выполним упражнение 8, то узнаем, что еще могут обозначать имена существительные. (упр-е выполняем устно)
- Давайте сделаем еще один вывод: имена существительные обозначают не только предмет, но и ….(состояние, явления природы, действие, события, чувства) (продолжаем заполнение таблицы-схемы на доске).
Физкультминутка.
На слайде написано 12 букв:
И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я
- Среди этих букв, ребята, спрятались имена существительные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. (Иван, Иванов, Иваново, Волга, Галя, Аля.)
- Почему эти слова пишутся с большой буквы? Вывод:
Как называются такие существительные? (собственные и нарицательные)
Назовите собственные имена сущ.?
6. Закрепление изученного.
Задание по группам. Игра Кто быстрее всех прочтет, слово лишнее найдет. Среди данных слов на карточке найти лишнее, объяснить, почему. Допишите еще 2-3 своих слова. Капитан команды составит предложение с любым словом. По окончании работы один представитель от команды рассказывает о выполненном задании. (алгоритм работы в группе – на слайде)
Гроза, метель, стул, холод, ветер – явления природы.
Езда, бег, рисование, ковер, ходьба – действия.
Скука, гром, радость, огорчение, счастье – чувства человека.
6) Что еще мы знаем об имени существительном?
Давайте и мы поиграем в игру Найди своё место. У вас на партах карточки со словами – именами существительными. Прочитаем их по цепочке и подумаем на какие три группы можем их разделить? (м.р., ж.р., с.р.)
Проверка: переворачивают карточки. Во всех трех группах картины должны совпасть. Если не совпали, исправить ошибки.
Какие существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду? (она, моя, … )Дополняем кластер.
7) Работа в парах Упр. 9. Выполняет 2-я и 3-я группа. С одним словом составить предложение и разобрать его по членам предложение.
1 –я группа работает с тестом: Имя существительное
Какое слово является именем существительным?
1) подвиг; 2) пот; 3) подвинул; 4) подвижная.
Укажите имя существительное женского рода:
1) весенняя; 2) ягода; 3) яблоко; 4) лимон.
Укажите имя существительное мужского рода:
1) дятел; 2) синица; 3) летел; 4) небо.
Укажите имя существительное среднего рода:
1) зелёное; 2) береза; 3) тополь; 4) дерево.
Какое имя существительное употребляется только в единственном числе:
1) молоко; 2) гриб; 3) ягода; 4) помидор.
Какое имя существительное употребляется только во множественном числе:
руки; 2) брюки; 3) ноги; 4) круги.
Итог урока. Рефлексия.
- Кто все понял и запомнил о существительном?
- Кто не донца усвоил какие-либо категории существительного?
Домашнее задание.
Кто все понял на уроке, дома выполняет упр.10.
Кто не усвоил категорию какой частью речи является слово – упр.11.
- Вы были сегодня на уроке умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные. Просто молодцы! Желаю вам и на следующем уроке также активно работать.
Выставление оценок.