Индивидуализация обучения в профессиональном образовании. | Хазиева Наталья Михайловна. Работа №276113
Автор: Хазиева Наталья Михайловна
В современной медицине существует ряд отрицательных тенденций. Всем предлагается один и тот же алгоритм для лечения, срок лечения заболеваний одинаков для всех. В большинстве своем всем предлагаются одинаковые лекарства. Однако мы знаем, что одним людям эти лекарства помогают, а у других вызывают жесткую аллергическую реакцию.
Кроме того, зачастую врачи не стремятся сообщать больному, по какой причине они применяют тот или иной препарат, проводят то или иное обследование. А ведь давно известно, что быстрее выздоравливает тот больной, который понимает и осознает смысл и необходимость проводимых лечебных мероприятий.
В современной педагогике существует ряд аналогичных тенденций, которые свидетельствуют о необходимости сделать обучение индивидуализированным.
Индивидуализация обучения в профессиональном образовании
Обучать всех, обучать каждого, обучать по-новому в соответствии с требованием времени.
А. Дорошенко
Введение
В современной медицине существует ряд отрицательных тенденций. Всем предлагается один и тот же алгоритм для лечения, срок лечения заболеваний одинаков для всех. В большинстве своем всем предлагаются одинаковые лекарства. Однако мы знаем, что одним людям эти лекарства помогают, а у других вызывают жесткую аллергическую реакцию.
Кроме того, зачастую врачи не стремятся сообщать больному, по какой причине они применяют тот или иной препарат, проводят то или иное обследование. А ведь давно известно, что быстрее выздоравливает тот больной, который понимает и осознает смысл и необходимость проводимых лечебных мероприятий.
В современной педагогике существует ряд аналогичных тенденций, которые свидетельствуют о необходимости сделать обучение индивидуализированным.
Тема данного педагогического совета выбрана не случайно и является актуальной для педагогического коллектива нашего техникума, потому что больше половины наших студентов обучаются по индивидуальным учебным планам.
1. Актуализация знаний по теме педсовета.
Индивидуализация в образовании провозглашается и декларируется неустанно, особенно в связи с введением новых ФГОСов и утверждением приоритетности самостоятельности студентов в деятельности.
Система образования России претерпевает в настоящее время изменения, которые тесно связаны с изменениями в экономической, социально-политической, духовной сферах жизни общества. В современном обществе важнейшим ресурсом его экономического и социального развития становятся талантливые, креативные и инициативные люди. Эти изменения требуют формирования человека с новым уровнем сознания, с высоким профессионализмом и наличием нескольких квалификаций. Конкурентоспособное образование, отвечая на вызовы меняющегося мира, моделирует процесс индивидуализации современного производства для выработки способов индивидуального действия у обучаемого как будущего работника, тем самым ориентируется на индивидуализацию как ценность. Индивидуализация задает требования к качеству образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников.
Поэтому к числу приоритетов совершенствования системы профессионального образования относят реализацию личностно - ориентированного обучения обучающихся, а также развитие вариативности и индивидуализации обучения с учетом способностей и интересов обучающихся.
В ходе педсовета нам с вами предстоит ответить на три значимых вопроса:
Что считать и
ндивидуализацией в образовании?
Кто и какими средствами должен реализовать принцип индивидуализации в техникуме
?
Какое место при этом может быть отведено
тьюторам
и
тьюторскому
сопровождению
?
Итак, что же такое индивидуализация?
Индивидуализация – процесс развития и самореализации человека в качестве субъекта собственной жизни и деятельности, который характеризуется накоплением опыта, развитием инициативности, самостоятельности, осознанности, свободы и ответственности личности.
Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, а также организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого студента. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности.
Индивидуализацию в современной системе образования можно рассматривать как процесс учета и развития индивидуально-психологических особенностей личности обучающихся всеми формами и методами системы обучения.
Индивидуализация обучения – это:
организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями обучающихся;
различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Технология индивидуализированного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
Несмотря на то, что проблема индивидуализации обучения имеет давние исторические корни, лишь в настоящее время реально наметился системный подход к ее решению. Задачу учета индивидуальных особенностей обучающихся, их познавательных интересов, возможностей и способностей может решить реализация личностно - ориентированной модели обучения. Решение проблемы индивидуализации имеет свои этапы и особенности, обусловленные целями обучения. Цель обучения - это всегда развитие обучающихся. Для того, чтобы обучение дало развивающий эффект обучаемый должен быть включен в активную деятельность, в общение с однокурсниками, участие в конкурсах профессионального мастерства.
2. Сообщение нового материала
Путь человека в образовании определяется не только логикой предметов и областей знания, но в большей степени личностным потенциалом обучающегося, т.е. его задатками и способностями.
Индивидуализацию следует отличать от индивидуального подхода.
На пути индивидуализации обучения стоит несколько проблем, одна из которых заключается в том, что на данный момент не существует четкой границы между понятиями «индивидуализация обучения» и «индивидуальный подход в обучении», так же как и не существует однозначной трактовки этих понятий. Так, в отечественной науке эти понятия почти тождественны (Тубельский А.Н., Щедровицкий П.Г., Эльконин Д.Б.), и только в последнее время такие современные исследователи как Ковалева Т.М., Прозументова Г.Н., Суханова Е.А., Фрумин И.Д. и другие ученые дифференцируют их.
В своих работах Ковалева Т.М. говорит о том, что существует принципиальное различие между процессом индивидуализации и индивидуальным подходом в образовании. Так, индивидуальный подход в обучении направлен на поддержку эффективности самого процесса обучения, и в этом случае педагог является главным звеном в обучающей системе: учитывая индивидуальные особенности каждого своего студента, и затем, проведя анализ средней успеваемости, подготовки и успешности, педагог подбирает определенные формы, средства и методы обучения не для отдельной личности, а для общей массы учащихся. В итоге, при индивидуальном подходе каждого конкретного студента сравнивают не с самим собой, а сравнивают его достижения и успехи с достижениями и успехами других ребят в группе: «отстающий» студент сравнивается со средне успевающим, которого в то же время сравнивают с отлично успевающим. Иными словам, отмечается прогресс не конкретной личности, а всей группы.
Индивидуальный подход по Шаталову В.Ф. рассчитан на всех студентов одновременно. Он считает, что для успешного усвоения материала каждым студентом, в группе преподаватель должен объяснять учебный материал максимально четко, логично, используя наглядные блок-схемы, отражающие логические связи учебного материала.
В этом случае наблюдается традиционные для российской системы обучения и образования Субъект-Объектные отношения (С → О) между педагогом и обучающимся, а в результате - между педагогом и группой в целом.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ =
Субъект – учитель (анализ + подбор условий и способов работы) →
→ Объект - студент/группа ═ ЭФФЕКТИВНОСТЬ процесса обучения группы
Получается, что при индивидуальном подходе субъектом процесса образования является преподаватель, именно он, опираясь на особенности своих студентов, выстраивает определенную программу обучения, и что самое важное, не одного конкретного студента, а всей группы, что делает современное образование направленным на среднего студента. И здесь студенты являются объектом обучения.
Для разработки и реализации педагогической (образовательной) модели индивидуализации важно осмыслить с позиции педагогики само понятие индивидуализации.
В советской педагогике, основным принципом которой был принцип единого для всех образования, общих задач и единых требований к усвоению его содержания в условиях коллективной учебной работы, под индивидуализацией обучения понимался индивидуальный подход, который заключался в адаптивной организации учебного процесса путем гибкого использования педагогом методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся ( И. Унт).
В дальнейшем, по мере смены доминирующих целей российского образования и типов обучения развивалось в педагогических исследованиях и понятие индивидуализации обучения.
Говоря об индивидуализации процесса обучения, Ковалева Т.М. указывает на то, что здесь позиция студента становится активной, т.е. студент выступает в качестве субъекта обучения. Задача индивидуализации – это, прежде всего, научить обучающегося самостоятельно управлять своей образовательной траекторий. И тогда педагог выступает уже как помощник, наставник, репетитор. При таком подходе педагог помогает студенту выявлять и нарабатывать свои собственные техники, приемы работы, необходимые в построении своей индивидуальной образовательной программы.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ/ОБРАЗОВАНИЯ =
Субъект – педагог↔
(анализ индивидуальных особенностей и запросов + подбор индивидуальной программы освоения + разработка индивидуальной траектории развития)
↔ Субъект - студент ═
═ ЭФФЕКТИВНОСТЬ процесса обучения через ПРОГРЕСС СТУДЕНТА
На этой основе Ковалева Т.М. говорит о том, что, если современное образование ставит перед собой задачу индивидуализации образования, то должны быть найдены и предоставлены специальные педагогические средства и формы организации образовательного процесса, которые выведут сегодняшнюю систему образования на новый уровень.
К примеру, Унт И.Э. выделил 4 основных условия, при которых процесс индивидуализации обучения, направленный на личностное развитие каждого отдельного студента, будет возможным в случае, если:
обучение/образование будет приспособлено к уровню развития данного студента;
этот самый уровень будет выявлен у каждого студента;
индивидуализация будет сохранена на протяжении всего процесса обучения/образования, а не только на исходном моменте развития;
процесс индивидуализации будет обеспечен соответствующими средствами обучения/образования.
Реализации всех 4 условий будет способствовать эффективности индивидуализации процесса обучения, что в свою очередь приводит к пересмотру учебных образовательных программ и необходимости разработки алгоритма индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий личностного развития). Позиция наставника трансформируется в позицию тьютора.
Процесс обучения в основном ориентируется на средний уровень обученности и развития способностей к учению, поэтому не каждый студент может реализовать свои потенциальные возможности. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого студента. Учёт особенностей студентов носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении учебных задач, определении способов действий и т. д. Происходит интеграция отдельных приёмов, способов индивидуализации обучения в единую систему, что повышает эффективность и обеспечивает единство обучения, воспитания и развития.
Образовательная программа учебного заведения, опираясь на возрастные особенности и возможности обучающихся, должна содержать перечень основных задач, которые должны быть решены обучающимися, как полноправными субъектами образовательного процесса. В этом отношении на каждой ступени индивидуальной учебно-образовательной программы должны быть сформулированы конкретные задачи, решение и реализация которых позволит сформировать у обучающихся не только субъектную позицию, но и важные для их дальнейшего развития конкретные способы учебно-образовательной деятельности.
Организация образовательного процесса, основанная на идеях внедрения тьюторства в образовательный процесс и развития субъектной позиции обучающихся, приводит нас к мысли о выходе на ценностно-смысловое значение образования: предоставление обучающемуся права выбора возможностей собственного образования и способах его получения. В этом случае роль педагога заключена в организации образовательного пространства и сопровождении обучающегося в принятом им решении.
Индивидуализация обучения является важным направлением обновления среднего профессионального образования, определяющим фактором его демократизации и гуманизации, средством установления оптимальных соотношений между потребностями общества и усилением образовательного потенциала его членов и личностной ориентации каждого отдельного человека на реализацию своих образовательных потребностей.
Актуальность внедрения моделей индивидуализации в систему образования обусловлена, во - первых, переходом образования на гуманистическую парадигму, что нашло отражение в содержании концепций модернизации российского образования. Во - вторых, потребность в индивидуализации образования порождается педагогическими противоречиями, свойственными любым массовым, фронтальным формам обучения. Такими противоречиями, как известно, являются: специфические особенности процесса индивидуального познания, не совпадающие со средними значениями в группе; различный уровень исходной подготовки обучающихся; потребности у членов группы в образовательных результатах разного уровня; образовательные интересы, для которых отсутствуют образовательные программы или другие образовательные ресурсы; невозможность индивидуального выбора способа учения в условиях внешней заданности педагогических средств и др.
В развивающем типе обучения под индивидуализацией стала пониматься такая организация образовательного процесса, которая направлена на развитие общих познавательных способностей обучающегося посредством уровневой дифференциации содержания, заданий и способов учебной деятельности с учетом его интересов, познавательных потребностей, актуальных способностей с опорой на зону его ближайшего развития.
С переходом образования на гуманистическую парадигму образования под индивидуализацией обучения логично понимать личностно-ориентированный подход к образованию как к системе средств организации образовательного процесса, образовательной среды и условий, обеспечивающих целостное развитие личности, как субъекта познания и культуры, и индивидуальных личностных качеств, необходимых для наиболее полной его самореализации в различных сферах деятельности, сохранение и развитие индивидуальности, полноценное удовлетворение ее образовательных, духовных, культурных, жизненных потребностей и запросов, предоставляющих ей свободу выбора содержания и путей получения образования в культурно-образовательном пространстве.
Долгое время педагогическая общественность говорила о необходимости индивидуализации образовательного процесса, а сегодня, когда сложились необходимые условия (работодатели формулируют требования к подготовке специалистов и рабочих, исходя из особенностей деятельности своих предприятий, студенты явно обозначают свои образовательные потребности, образовательные учреждения получили относительную свободу в разработке ОПОП и возможность вести обучение по индивидуальным образовательным программам), педагогическая практика оказалась не готова к этому шагу. И хотя во многих образовательных учреждениях вводится новая должность — тьютор, рассматривающаяся как панацея в решении проблемы индивидуализации образовательного процесса, для всех очевидно, что без четкого ответа на вопросы: — что представляет собой индивидуальная траектория студента колледжа, — на каких принципах она выстраивается, — какие условия нужно создать в СПО для ее реализации (на уровне освоения студентом отдельных дисциплин, профессиональных модулей, всей основной профессиональной образовательной программы) введение данной должности останется неэффективным (но модным) нововведением. Известно, что потребность продвигает науку быстрей десятка университетов. И эти вопросы, которые задает практика, свидетельствуют об актуализации потребности понять, что же такое индивидуальная образовательная траектория и как её выстроить для студентов колледжей, училищ. Непреложным законом развития каждого человека является осознание себя субъектом деятельности, автором собственной биографии. Это осознание не всегда совпадает с определенным возрастом, иногда оно приходит слишком рано («рано повзрослел» — говорят про таких), а иногда неопределенно затягивается. И тогда мы имеем дело с инфантильностью и безответственностью. То есть, в построении современных педагогических моделей индивидуализации необходимо предусматривать соотношение социального и индивидуального начал в структуре личности, что обусловливает приоритетность, взаимодействие и взаимообусловленность двух процессов:
-персонализации, как удовлетворение потребности государства, общества и личности на данном историческом этапе в формировании и развитии социально значимых субъектных качеств личности, позволяющих эффективно выполнять социальные и профессиональные роли;
- персонификации, как удовлетворение потребности личности быть самим собой, со своей «Я-концепцией»: свободно проявлять свои индивидуальные качества, поступать в соответствии с собственными интересами, взглядами, мировоззрением.
Очевидно, что при сложившемся положении в системе образования не могут быть в полной мере и качественно решены задачи по созданию условий для наиболее полного удовлетворения личностных образовательных запросов каждого обучающегося, а также для развития его склонностей, способностей, индивидуальности. Поэтому сегодня в развитии российского образования предлагаются в качестве перспективных модели индивидуализации, положительно зарекомендовавшие себя в мировом и отечественном опыте, такие как организация обучения на основе индивидуальных учебных планов (ИУП) и образовательных программ (ИОП); индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) в образовательных сетях; накопительной кредитно-рейтинговой системы, основанной на технологии модульного обучения; дистанционное обучение на основе компьютерных технологий.
В связи с этим возникает потребность в более активном переходе на модели индивидуализации, в том числе к организации обучения по ИУП, ИОП, ИОМ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Индивидуальный учебный план (ИУП) – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Студенты, обучающиеся по индивидуальной программе, часто считаются не такими, как все. К ним могут относится, как к студентам, имеющим определенные привилегии, то есть, как к блатным. Некоторые считают, что такие студенты не могут учиться как все, потому что им не позволяет здоровье. В любом случае, индивидуальный график обучения - это такая форма и организация учебной деятельности обучающихся техникумов, при которой студент часть или все дисциплины осваивает самостоятельно. И у него на это есть свои причины и обстоятельства.
Объективная необходимость организации обучения по индивидуальным учебным планам в среднем профессиональном образовании ставит перед преподавателями задачу подбора соответствующих образовательных технологий, способствующих построению индивидуального образовательного маршрута обучающегося.
Для построения эффективного индивидуального образовательного маршрута необходимо качественное ресурсное обеспечение.
К ресурсному обеспечению относится:
пакет учебно-методических материалов образовательной программы, в который входят учебно-методические
комплекты по каждой дисциплине;
рабочий учебный план специальности/профессии и построенный на его основе индивидуальный учебный план;
формы контроля и материалы к ним, а также методика определения успешности реализации
обучения
по индивидуальному учебному плану (требования, показатели);
правила организации учебного процесса;
техническая возможность дистанционно
го консультирования и контроля.
Качественное ресурсное обеспечение обучения по индивидуальному учебному плану позволяет запускать процесс формирования индивидуального образовательного маршрута с любой временной точки. Это условие является необходимым, так как у обучающихся есть право на реализацию индивидуальных образовательных потребностей и необходимость обучения по индивидуальному учебному плану в силу объективных уважительных причин может возникнуть не только в начале семестра.
Можно определить необходимый минимум дидактического обеспечения. В него входит теоретический материал, разбитый на учебные модули в рамках конкретной темы дисциплины, практические задания, оформленные в виде проектного задания, охватывающего один или несколько учебных модулей и задания тестового контроля. Все эти материалы желательно иметь в электронном виде. Например, теоретический материал лучше воспринимается, если он подготовлен в форме видео-слайд лекций.
Переход на реализацию индивидуальных учебных планов выдвигает задачу изменения совокупности организационных условий реализации образовательного процесса.
Построение обучения на основе индивидуальных учебных планов меняет принципы формирования учебного плана. Сначала определяются причины, цели, затем формируются индивидуальные учебные планы на основе базового УП. Составление индивидуального учебного плана может осуществляться в несколько этапов. Для успешной организации обучения по ИУП необходимо создать образовательную среду. Подготовка методического сопровождения обучения по индивидуальным учебным планам – одна из важнейших задач педагогического коллектива.
В мире современного образования с большим и разнообразным количеством образовательных предложений особенно необходим проводник. Этим проводником и посредником может быть тьютор, который поддерживает в современной культуре идеи индивидуализации и открытого образования, и который будет всячески способствовать становлению субъектности обучающегося. Особую актуальность проблематика тьюторства начинает приобретать в связи с проектами и программами модернизации российского образования, внедрением моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающих каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.
Что же такое тьюторство, тьюторское сопровождение? Кто и каким образом может его осуществлять?
Тьюторство - осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся Консультирование – особым образом организованное взаимодействие между педагогом-консультантом и обучающимся, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в его деятельность.
В настоящее время делаются лишь первые обобщения отечественной тьюторской практики. Обратимся к российской истории. Тьюторство как самостоятельное педагогическое движение в России возникло в конце 1980-х годов во время реформирования системы отечественного образования. В 1989 году руководитель Школы культурной политики П.Г. Щедровицкий провел в Москве первый конкурс тьюторов. Перед ним стояла практическая задача кадрового обеспечения одной из международных образовательных программ. Через год в «Артеке» П.Г. Щедровицкий прочитал цикл лекций о новой педагогической позиции − тьюторе. Именно с этих пор начала постепенно складываться российская практика тьюторства.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии обучающегося. И осуществлять такое сопровождение призван специально подготовленный специалист − тьютор (такая должность имеется в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого тарификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 г. № 593) либо педагог, обладающий тьюторской компетентностью, прошедший перед этим соответствующую тьюторскую подготовку и имеющий опыт активного и инициативного поведения в образовании.
Деятельность тьютора может реализовываться как в рамках индивидуального подхода (что чаще всего и происходит в среднем профессиональном образовании), так и в рамках реализации принципа индивидуализации образования. По мнению Ковалевой Т.М., деятельность тьютора в логике индивидуального подхода выстраивается как средство компенсации «помех» в обучении, связанных с индивидуальными особенностями обучающегося. Реализуя же принцип индивидуализации, педагог-тьютор сопровождает процесс построения и реализации индивидуальной образовательной программы обучающегося, концентрирует свое внимание на осмысленности обучения, предоставляет обучающемуся возможность самоопределения в образовательном процессе.
Тьюторство опирается также на принцип открытости образования, в соответствии с которым не только образовательные организации имеют образовательные функции, но и каждый элемент социокультурной среды несет в себе определенный образовательный потенциал. Формирование у обучающихся культуры выбора и соорганизации многообразных образовательных предложений в собственную образовательную программу и является основной задачей тьютора. Он помогает им в анализе, оформлении и презентации образовательных достижений, организует их самостоятельную работу, проводит тьюториалы, где осуществляется совместный анализ образовательных успехов и трудностей. Тьютор проводит мониторинг образовательной деятельности тьюторанта и помогает ему проанализировать и оценить эффективность обучения, взаимодействует и организует обратную связь с другими субъектами образовательного процесса.
Интеграционные процессы, активно развивающиеся в среднем профессиональном образовании, способствуют появлению новых моделей обучения, в том числе и к индивидуализации учебного процесса. Однако их функционирование требует решения ряда научных, методических, а, главное, организационных вопросов.
3. Обсуждение
Организация обучения по индивидуальным учебным планам в ФПК – освещение опыта работы, выявление проблем.
4. Проект решения педсовета:
1. Донести до студентов, находящихся на ИУП, суть и правила их обучения на классных часах или общих собраниях;
2. Преподавателям разработать методическое сопровождение обучающихся в виде компетентностно-ориентированных заданий;
3. Обобщить опыт преподавателей по повышению качества образования и успеваемости студентов, обучающихся по ИУП.